КУЛЬТУРА


Служение искусству

Мы встретились с Еленой Петровной Лапшиной в Орловском музыкальном колледже, где она уже почти 40 лет воспитывает пианистов-педагогов и концертмейстеров. Общий трудовой стаж ее музыкальной и педагогической деятельности в сентябре составит 48 лет. За стенкой в соседнем классе звучит известная соната, а Елена Петровна неспешно начинает свой рассказ. - Родилась в Киеве в сентябре 1945-го, так что я в определенном смысле дитя Победы, - улыбается моя собеседница. - Здесь же прошло и мое детство. Поскольку отец был военнослужащим, наша семья часто переезжала из города в город. Когда Лене исполнилось шесть лет, ее семья переехала в Москву. Именно здесь девочка поступила в музыкальную школу.



Служение искусству - Никогда не забуду свое первое прослушивание, - продолжает Елена Петровна. - Члены экзаменационной комиссии попросили исполнить какую-нибудь детскую песенку, но оказалось, что в моем "репертуаре" таких песен не было. Спела "Дороги" Анатолия Новикова. "Ребенок наш", - сказали московские музыканты, дослушав до конца фронтовую песню.
Потом были музыкальная школа
им. Римского-Корсакова в Ленинграде, музыкальное училище при Казанской государственной консерватории (Елена пять лет училась здесь в классе профессора Н.А. Фоминой, ученицы знаменитого
Г.Г. Нейгауза. В годы студенчества началась ее деятельность в качестве пианистки - работала в Казанской государственной консерватории. Потом преподавала в одной из казанских музыкальных школ, в Саранском музыкальном училище им. Кирюкова, в Харьковском институте искусств.
В Орле Елена Петровна Лапшина - уже 38 лет. За это время копилка ее достижений пополнилась дипломами, грамотами, благодарственными письмами. Но главное достижение - это ее выпускники. И успеху каждого из них она радуется, как своему собственному. За 38 лет работы в колледже (училище) Е.П. Лапшина воспитала несколько поколений пианистов-педагогов, концертмейстеров, которые сегодня успешно работают в сфере музыкального образования и культуры в Орловском музыкальном колледже, Орлов­ском государственном институте искусств и культуры, Орловской государственной филармонии, в театрах нашего города, музыкальных школах Орла и области, в других городах России и зарубежья.
- Мне как педагогу особенно приятно, что большинство моих учеников связали свою жизнь с музыкой, - признается Елена Петровна и называет бывших своих воспитанников, среди которых директор орловской школы искусств № 2 им. Глинки Ирина Гриненко, заместитель директора по творческой работе орловской школы искусств № 4 им. Кабалевского Татьяна Гринева, ведущий концертмейстер Орловской государственной филармонии Татьяна Егорова, преподаватель Орлов­ского музыкального колледжа, лауреат премии фонда Русского музыкального искусства Татьяна Перелыгина.
Многие из учеников Е.П. Лапшиной стали дипломантами и лауреатами региональных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Это ли не показатель работы? Разве не о таком багаже мечтает каждый педагог? А преподаватель Лапшина уверена, что останавливаться рано, столько еще нужно сделать для детей и молодежи, для ставшей за эти годы родной Орловщины, для искусства. Она ведет мастер-классы, участвует в работе всероссийских межвузовских конференций и конгрессов. Серьезные профессиональные размышления педагога-практика Лапшиной, опубликованные в разных методических пособиях, не раз получали высокую оценку специалистов-музыковедов, а главное, что на практике помогли многим ее ученикам добиться значительных результатов в музыкальном образовании.
Пятилетнюю Наташу Борисенкову привела к педагогу Лапшиной бабушка: девочка абсолютно не умела играть. Длительные занятия, интересные методики педагога, огромное стремление научить сделали свое дело, и постепенно Наташа стала одной из лучших, стала получать на конкурсах награды. Сегодня Наталья Борисенкова учится на музыкальном факультете в Орловском государственном университете. Свой педагогический опыт на примере Наташи Елена Петровна описала в пособии "Первые шаги в классе фортепиано", которое резюмировал и рекомендовал к публикации заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории им. Чайковского, доктор искусствоведения, профессор В.П. Чинаев.
- Я убеждена, что если грамотно подходить к процессу обучения, можно добиться хороших результатов, даже независимо от степени одаренности человека, - говорит Елена Петровна. - А учить музыке детей необходимо. Не случайно музыку преподавали во всех дореволюционных учебных заведениях Орла. Сегодня существует мнение, что заниматься музыкой, да и искусством вообще, невыгодно с точки зрения коммерческой привлекательности: такие занятия требуют высоких нравственных усилий. Но ведь именно искусство дарит нам то богатство впечатлений, которое не купишь за деньги. Я часто вспоминаю слова своего педагога в Казанской консерватории Н.А. Фоминой, - задумчиво продолжает Елена Петровна. - Она однажды сказала мне, что есть такое понятие - "служение искусству". Это нелегко, но тот, кто бескорыстно и преданно служит искусству, знает, что такое истинное счастье.
Елена Петровна Лапшина - одна из тех, кто по-настоящему предан искусству, своим ученикам, своей работе. Она действительно счастливый человек.


29.06.2010 09:03

Похожие новости

"Дворянских гнёзд заветные аллеи..." В минувшую субботу в музее-усадьбе И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове тысячи людей со всех уголков Орловщины, соседних областей и даже из столицы собрались на традиционный тургеневский праздник. В далеком XIX веке Иван Сергеевич Тургенев частенько во второй половине июня бывал в родном имении. В гостеприимное Спасское приезжали друзья писателя, и всякий раз здесь устраивались широкие народные гулянья. Уже в наши дни коллектив музея-усадьбы воскресил и уже около четверти века продолжает традицию проведения усадебных праздников в Спасском-Лутовинове.  
Новые победы орловских художников На днях стали известны результаты XXIX Международного конкурса "Малый Битольский Монмартр-2010", который проходил зимой в македонском городе Битола. В конкурсе приняли участие 645 художественных школ и школ искусств из 27 стран мира. Из более 20 тысяч работ компетентное жюри, в состав которого вошли известные художники из разных стран мира, отобрало лишь 1154. В это число вошли и работы орловцев (нашу область на конкурсе представляли воспитанники и выпускники орловской детской художественной школы № 2).  
На земле великой битвы 22 июня, в День памяти и скорби, в историко-культурном центре с. Вяжи Новосильского района была открыта передвижная выставка из фондов Галереи славы, созданной при Орловском областном отделении Российского творческого союза работников культуры. Дата и место открытия выставки глубоко символичны. В красивейших местах срединной России, где с высокого берега Зуши открывается необъятный русский простор лугов, полей и перелесков, а на душу снисходит непередаваемое ощущение божественной благодати, летом 1943 года состоялось жестокое, кровопролитное сражение, вошедшее в историю под названием "Прорыв немецкой обороны у сел Вяжи и Измайлово". 12 июля здесь, на северном фасе Курской дуги, начались контрнаступление наших войск и долгожданное освобождение орловских городов и сёл.  
Главное в театре - искренность Недавно труппа эстрадного студенческого театра "Веселая маска" кафедры режиссуры театрализованных представлений Орловского государственного института искусств и культуры (ОГИИК) вернулась из города Новозыбкова Брянской области, где проходил VIII Международный фестиваль молодежных любительских театров "Славянский перекресток". "Мера справедливости" - представленный орловцами спектакль по пьесе Г.Л. Олди "Second Hand" - стал обладателем гран-при и диплома "За лучшую режиссуру". Спектакль - дипломная работа студента ОГИИК Сергея Макухина (научный руководитель - заслуженный артист РФ, доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений П.И. Легкобит (на верхнем снимке справа рядом с авторами пьесы).  
"Лучший культработник Орловщины-2010" Удивить кого-либо конкурсами сегодня очень трудно, поскольку вездесущий, напористый телевизионный и всякий другой шоу-бизнес ежедневно "раскручивает на всю катушку" это прибыльное дело. Правда, мы практически не видим на экранах соревнующихся представителей рабочих или иных очень важных и жизненно необходимых профессий. Обывателя чаще всего пичкают штампованными красавицами-однодневками типа "Мисс деревни Васюки" или "Мисс Вселенной"; победителями шумных "евровидений", забывая о том, что настоящие звезды рождаются не на фабриках, а на Небесах. Словом, на поток поставлено то, чем Господь одаривает человека от рождения, и что, по сути, не является предметом продажи на рынке. Красота и талант - это всеобщее достояние, и торговля этим сокровищем аморальна.