ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Памяти кораблей с именем «Орёл»

В настоящий момент в российском флоте несут боевую вахту два корабля названные именем города Орла. Это атомный подводный ракетный крейсер «Орёл» на Северном флоте и пограничный сторожевой корабль «Орёл» на Тихом океане.



Памяти кораблей с именем «Орёл» В настоящий момент в российском флоте несут боевую вахту два корабля названные именем города Орла. Это атомный подводный ракетный крейсер «Орёл» на Северном флоте и пограничный сторожевой корабль «Орёл» на Тихом океане.
Традиция присваивать кораблям названия губернских городов уходит к 1878 году. После окончания войны на Балканах Россия столкнулась с опасностью новой войны с Англией. Решено было привлечь народные средства для строительства быстроходных судов, которые в военное время должны быть использованы как крейсеры. По инициативе Императорского общества содействия русскому торговому мореходству и по высочайшему повелению во всех губерниях были образованы комитеты по устройству Добровольного флота под председательством наследника — Цесаревича, будущего Императора Александра III.
В Орловской губернии открытие губернского комитета по организации Добровольного флота состоялось 7 мая 1887года в помещении Орловской городской думы. На учредительном собрании присутствовали Орловский губернатор К.Н. Боборыкин, епископ Орловский и Севский Ювеналий, представители губернского земства, городской голова, предводитель губернского дворянства, представители купечества и других сословий. После торжественной части и молебна была собрана сумма 2900 рублей серебром. Наибольшие пожертвования собрали Ливенский, Малоархангельский, Мценский и Трубчевский уезды — 13000 рублей. В 1888 году Добровольным флотом был подписан контракт с английской фирмой «Хозон Лесли и К» на постройку корабля, способного развивать скорость до 20 узлов, — именно он должен был стать образцом для всех других крейсеров, Добровольного флота, построенных на народные деньги и названных в честь губернских центров.
Корабль, названный именем губернского города Орла, был спущен на воду в марте 1890 года. «Орёл» стал вторым после «Ярославля», построенным Добровольным флотом по специальному проекту. Корабли Добровольного флота по большей части использовались как транспорты для перевозки пассажиров и грузов из Одессы во Владивосток, русских войск на Дальний Восток, заключённых на Сахалин, а также материалов для строительства Транссибирской магистрали.
С началом Русско-японской войны «Орёл» был переоборудован в госпитальное судно на 448 коек — с вытяжной вентиляцией, госпитальными палатами, паровым отоплением, опреснителями, рефрижераторами, хлебопекарней, электрическим освещением. «Орёл» стал плавучим госпиталем Второй Тихоокеанской эскадры адмирала З.Н. Рожественского. С конца декабря 1904 до начала 1905 года эскадра находилась в порту на острове Мадагаскар. На эскадренной больнице «Орел» был организован амбулаторный приём для местных жителей.
Печальна была судьба этого корабля, построенного на средства орловцев. 14 мая 1905 года в 2.30 ночи эскадра адмирала Рожественского была обнаружена японцами — по бело-сине-красным огням гротмачты корабля «Орел», ведь согласно нормам международного права освещение могло быть только на госпитальном судне, остальные суда эскадры шли в полной темноте. «Орел» одним из первых был захвачен японским крейсером и отведен в Шанхай. Позже в Японском флоте «Орел» носил имя «Кузухо-Мару».
Надо сказать, что в первом походе на «Орле» участвовал Михаил Павлович Саблин, участник Цусимского сражения, — впоследствии он был последним командующим Черноморским флотом в 1918—1920 годах, подготовившим эвакуацию Русской эскадры из Крыма (упокоен во Владимирском адмиральском соборе Севастополя). Духовник команды судна «Орел» иеромонах Зиновий (Дроздов) в 1906 году в Вятке опубликовал книгу «С эскадрой до Цусимы». В 1913—1914 годах управлял Орловско-Севской епархией, с 1918 года возглавлял Тамбовско-Козловскую епархию, являясь ближайшим сподвижником Патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина). Умер в 1942 году в одном из лагерей Свердловской области.
Несмотря на тяжелые потери Русско-японской войны, через несколько лет русский флот был возрожден. Уже в 1909 году был спущен на воду новый корабль с именем губернского города Орёл. В 1914 году с началом Первой мировой войны «Орёл»-2 вошёл в состав Сибирской флотилии в качестве вспомогательного крейсера. После октября 1917-го «Орёл» был одним из немногих кораблей, на котором не был спущен Андреевский флаг. В 1921 году «Орел» был продан англичанам, под британским флагом носил имя «Сильвия». Позже был перепродан гонконгской фирме «Хайтань». По­следний раз бывшие моряки, служившие на «Орле», видели корабль стоящим у стенки одного из китайских портов в конце 40-х годов ХХ века...
Памяти моряков, ходивших на первых кораблях, названных именем города Орла с 1890-го по 1920 г., на озере «Светлая жизнь» прошел открытый чемпионат Орловской области по парусному спорту, в котором приняли участие команды из Орла, Москвы, Ярославля, Липецка, Воронежа и Железногорска.
Среди гостей и участников соревнований были мастера спорта международного класса, победители и призёры международных регат. Но несмотря на достаточно представительный состав участников, орловцы выступили вполне достойно, завоевав большое количество наград. Так, все три призовые места в классе «Парусная доска» завоевали орловцы Владимир Шиляев, Иван Поляков, Сергей Герасимов. В классе «Луч-мини» первым стал также орловец — Георгий Грамматчиков. В классе «Снайп»: нашим достались 2-е (Михаил Бирюков, Ольга Кудрякова) и 3-е (Константин Грамматчиков, Дмитрий Самойленко) места. В классе «Оптимист» среди мальчиков стали лидерами опять наши — Черепанов Михаил (1-е место) и Ничипорук Владислав (2-е место), среди девочек в этом классе орловчанке Егоровой Злате тоже досталось одно из призовых мест — третье.


30.10.2010 08:58

Похожие новости

«Искусство — для того,   чтобы мы плакали и смеялись, а не вычленяли идею» Больше десятка лет назад, к 200-летию А.С. Пушкина, один из самых интересных российских режиссеров — лауреат Государственной премии Геннадий Тростянецкий — поставил в театре «Свободное пространство» спектакль «Маленькие трагедии», ставший событием в театральной жизни страны. Спектакль участвовал на фестивалях в Пскове, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Орле и вызвал большой интерес пушкинистов и театральных критиков. (Всего за годы сотрудничества санкт-петербургского режиссера и орловского театра на сцене «Свободного пространства» было поставлено пять спектаклей — все они со счастливой театральной судьбой. Последний спектакль «Белое на чёрном» недавно был удостоен главного приза на VI Всероссийском театральном фестивале, проходившем с 1 по 7 октября в Рязани). И вот Тростянецкий снова репетирует на сцене нашего молодежного театра, и снова — «Маленькие трагедии». В интервью, которое Геннадий Тростянецкий дал специально для «Орловской правды», не только шла речь о причинах возвращения к «Маленьким трагедиям», но сделана попытка осмыслить природу художественного творчества, уяснить особенности творческого кредо этого, без сомнения, выдающегося театрального режиссера современности.  
Сотрудникам Управления по налоговым преступлениям УВД по Орловской области удалось выявить факт уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере.  
Когда по телевизору говорят о торговле людьми, в памяти сразу возникает образ рабов Древнего мира. Однако мало кто знает, что работорговля — явление, имеющее место и в наши дни. Как не стать живым товаром, рассказали орловские милиционеры.  
ОНИ РИСКУЮТ ЖИЗНЬЮ РАДИ НАС Константин Настепанин по праву может считаться одним из самых достойных сотрудников орловской вневедомственной охраны. Службе в этом подразделении он отдал десять лет.  
Юрий и Игорь Веселины, пожалуй, самые известные братья в ОВД по Троснянскому району. Службе в этом райотделе они отдали на двоих почти 40 лет.