КУЛЬТУРА


Не забывай о том, что ты хороший

В Орловском муниципальном театре «Русский стиль» открылся очередной сезон — премьерой спектакля «Вечер» по пьесе Алексея Дударева (режиссёр-постановщик — заслуженный артист России Валерий Симоненко).



Не забывай о том, что ты хороший Когда Валерий Иванович Симоненко говорил о новом театральном сезоне, то подчёркивал, что он будет посвящён поиску нового театрального смысла, возвращению к нашей современной отечественной драматургии, основа которой — человек, его содержание, его характер, попытка ответить на вопрос: в чём смысл человеческого существования?
— Наш спектакль «Вечер» о том, что если человек забывает, что он изначально рождён хорошим, то в результате своей жизни ему всё равно придётся за это ответить — перед Богом ли, перед солнцем, перед людьми — и задать себе главный вопрос, как задала его героиня: «Вася, а зачем мы жили?», — говорит режиссёр.
Главная задача и в то же время главная трудность постановки, по словам В.И. Симоненко, была вот в чём:
— Пьесе сорок лет. Раньше мы очень верили слову, тем мыслям, которые вносил автор в своё произведение. Сейчас мы слову вообще не верим, поэтому те очень хорошие слова, которыми написана пьеса, нужно было как бы спрятать, обнаружить в тексте не словесный смысл, а действенный — через поведение героев. Это была трудная задача и для режиссёра, и в особенности для актёров. Сюжет самой пьесы обнажённый и хорошо понятный зрителю, его не надо разгадывать. Но если это неправильно сделано и неправильно играется, зритель тут же чувствует и видит фальшь. А правильно, это когда актёру веришь.
Актёрам Александру Липову (Василь), Сергею Фетисову (Гастрит) и Анне Аленчевой (Ганна) орловские зрители, пришедшие на премьеру, поверили — до слёз. На всех трёх первых спектаклях были эти слёзы, этот комок в горле, невероятное ощущение правды, реальности, глубокого сопереживания. Это редкость для сегодняшнего театра вообще, который, увы, как кто-то верно заметил, чаще всего работает сам на себя, не думая о зрителе. Мол, понимает зритель то, о чём мы говорим, — отлично, не понимает — пусть дорастёт. Тут же было всё понятно, зрители и артисты были единым энергетическим целым, и это, пожалуй, главное, позволяющее судить о том, что спектакль состоялся.
Действие пьесы происходит в полузаброшенной деревне Вешки, где живут три старика. У каждого своя судьба, свой характер, своё одиночество. Они тщетно ждут весточек от детей, позабывших родителей, видят сны о дочерях и сыновьях, мечтают о внуках… Страдают, сохраняя при этом чистоту и доброту души. Даже вредный Микита (которому в деревне дали красноречивое прозвище Гастрит) перед смертью проходит это очищение и покаяние.
«Почему тишины в душе нет»? — вопрошает умирающий Микита. «Любил мало. Жалел мало. Плакал мало», — отвечает ему Василь.
Образ Василя — это классический образ праведника, человека светлого, открытого, молящегося каждый день солнышку, чувствующего чужую боль. Удивительно верными красками рисует этот образ актёр Александр Липов. Его герой живой, узнаваемый, настоящий. И чрезвычайно обаятельный. «Люди все хорошие, только забыли об этом», — говорит Василь. А ведь и правда — всё летим куда-то, спешим, не замечая ничего вокруг, не чувствуя, что происходит внутри себя, не ведая, что творим… А «нету покоя — и доброты не найдёшь, доброта она тихая»…
Всё актёрское трио было на высоте. Юморные актёрские штучки Сергея Фетисова оживляли действие, заземляли напыщенность и излишний пафос некоторых ситуаций. Отлично справилась с возрастной ролью Ганны Анна Аленчева. И не только потому, что чисто технически правдиво изобразила старую женщину (голос, походка), но и в глазах ни на минуту не утратила эту стариковскую мудрость и усталость. Ганна сделала лучше обоих героев — и Василя с его слишком категоричной, иногда ранящей хорошестью, и Микиту с его упрямым сопротивлением мягкосердечию.
Пьеса написана удивительно хорошим языком, сочным, образным и таким при этом простым. Многие фразы ёмки и точны, точно народные пословицы или поговорки («Счастье из чужих рук всегда кислое. Счастье самому делать надо...», «Хоть один день поленом полежи, так хвори как саранча налетят...», «Сам живёшь и другому дай. Нерождённые детки всё равно что умершие…»).
Мудрые мысли, весёлый, а иногда и горький юмор, простые человеческие истины — настоящее пиршество для зрителя, ориентированного на спектакли, которые, что называется, и уму, и сердцу.


02.11.2010 07:45

Похожие новости

Тайна двери «Regal Hotel» На сцене Орловского государственного академического театра им. Тургенева состоялась очередная премьера. Зрители увидели спектакль «Тайна двери «Regal Hotel» по пьесе современного английского драматурга Алана Эйкбурна в постановке Анатолия Морозова. Художник — Николай Шаронов. Комедиограф, режиссер, актер — А. Эйкбурн собрал в себе все главные театральные профессии. Лондон — его родной город.  
В областной публичной библиотеке имени И.А. Бунина состоялось праздничное мероприятие, посвящённое 140-летию со дня рождения всемирно известного писателя-орловца. Накануне славной юбилейной даты в читальном зале библиотеки собрались почитатели бунинского таланта со всей Орловской области.  
 Издательству «Вешние воды» — 20 лет Недавно мы встретились с директором издательства «Вешние воды» Александром Ивановичем Лысенко и попросили рассказать его о том, как всё начиналось, вспомнить самые яркие страницы этого двадцатилетия, поделиться планами на будущее. — В августе 1990 года ответственный секретарь Орловской организации Союза писателей СССР Л.Ю. Моисеев и писатель Иван Рыжов пригласили меня на беседу.  
Зачем живём? Зачем страдаем? 7 октября открыл свой очередной 196-й сезон Орловский государственный академический театр им. И.С. Тургенева. На сцене театра появились «Три сестры» А.П. Чехова. Режиссёр спектакля — Борис Голубицкий. Художник — Борис Голодницкий. Перед началом представления выступил художественный руководитель театра Б.Н. Голубицкий.  
«Иван Степанов и ученики. Живопись» Так называется выставка, которая открылась в Орловском музее изобразительных искусств. Это вторая персональная выставка заслуженного художника РСФСР Ивана Григорьевича Степанова, посвящённая 75-летнему юбилею художника. Первая прошла в октябре 2009 года в Москве в выставочном зале «Замоскворечье», где экспонировалось 120 произведений.