ПАНОРАМА СОБЫТИЙ


Контроль и аудит в органах Федерального казначейства — вчера, сегодня, завтра

8 декабря 2011 года исполнилось 19 лет Федеральному Казначейству России Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 «О федеральном казначействе» в Российской Федерации была образована единая централизованная система органов федерального казначейства в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджетов Российской Федерации, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.



Контроль и аудит в органах  Федерального казначейства — вчера, сегодня, завтра Централизованная система органов Федерального казначейства Российской Федерации включает в себя Федеральное казначейство, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и отделения управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.

Сегодня в цивилизованном мире казначейская система исполнения бюджета успешно функционирует в крупнейших странах — США, Великобритании, Франции и ряде других экономически развитых стран — таких, как Швеция, ФРГ, Австралия, Бразилия, Израиль.

Из истории вопроса

В России упоминание о казначеях встречается еще в ХV веке. По мере совершенствования экономических отношений в царской России развивалась система приказных учреждений. С 1682 года были проведены реформы финансово-бюджетной сферы, централизации власти. В начале XVIII века для приема, хранения и выдачи казенных сумм были учреждены столичные, губернские и провинциальные казначейства. Начиная с 1775 года каждый уездный город имел уездное казначейство, которое выполняло функции приема и хранения казенных денежных средств, поступающих в уезд, осуществления платежей, контроля за своевременным поступлением доходов; предоставления казенной палате сведений о накопившихся недоимках. В 1810 году М.М. Сперанский провел коренное реформирование финансовой и бюджетной системы России. Это были первые шаги к казначейскому исполнению бюджета. Финансовые реформы продолжил следующий министр финансов — Б.Ф. Канкрин, одним из принципов управления государственными финансами которого было улучшение отчетности и контроля за расходованием государственных средств, ускорение их движения и недопущение их накопления и отвлечения на неэффективные для государства мероприятия. С 1864 года и до Октябрьской революции определился новый этап в развитии казначейской системы, связанный с крупной реформой в сфере управления и контроля за финансами.

В последние годы ХIХ века сфера деятельности казначейства настолько возросла, что оно с трудом справлялось с кругом своих обязанностей. После революции Декретом Совнаркома «О слиянии казначейства с учреждениями Народного банка» от 31 октября 1918 года кассовые операции по приему государственных доходов, специальных средств и депозитов были возложены на отделения Народного банка, а Департамент государственного казначейства и его местные органы были слиты с учреждениями банка. С 1 октября 1928 года Россия окончательно перешла на банковскую систему исполнения государственного бюджета. В 90-е годы ХХ века Центральный банк с принятием Закона «О Центральном банке России» резко снизил приоритетность вопросов контроля за исполнением бюджета.
Отечественная практика функционирования финансовой системы и международный опыт дали безальтернативное решение в сложившейся ситуации: создание Федерального казначейства и перевод исполнения федерального бюджета на казначейскую систему. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 1997 года № 477 «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета» Правительству Российской Федерации было поручено принять меры по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета.

За время существования казначейской системы России в ней происходило много изменений, но неизменным оставалось то, что контроль за финансами в той или иной степени всегда возлагался на казначейство. Вопросы организации контроля за общественными финансами играют важнейшую роль в жизни государства. Общеизвестно, что хорошо отлаженная система контроля является неотъемлемым атрибутом эффективно функционирующего демократического общества. При этом необходимо осознавать, что методы контроля за общественными финансами должны быть адекватны тем изменениям, которые происходят в организации самого бюджетного процесса, а контроль внутри организации (ведомственный), его совершенствование всегда были актуальным и приоритетным направлением развития казначейской системы.

День сегодняшний

В настоящее время в Орловской области казначейская система представлена управлением в составе четырнадцати отделов, десятью отделениями в крупных районных центрах, которые до конца 2012 года будут реорганизованы в отделы, а также четырнадцатью территориальными отделами.

Одной из основных функ­ций казначейства является осуществление предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляемых получателями средств. Поэтому наряду с другими структурными подразделениями казначейской системы в управлении с момента создания существует контрольно-аудиторское подразделение — отдел внутреннего контроля и аудита, основной функцией которого является осуществление в установленном порядке ведомственного контроля. Внутренний контроль осуществляется не только отделом внутреннего контроля и аудита. Непосредственно в самих отделениях управления также организована слаженная работа для реализации процедур внутреннего контроля.
Следует отметить, что функции последующего контроля (ревизии финансово-хозяйственной деятельности) за организациями возложены на Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области.

Вообще, любая деятельность органа Федерального казначейства происходит одновременно в двух системах. Одна — это операционная организационная система, направленная на достижение целей казначейства. Другая — это система контроля, которая обеспечивает контроль установленных параметров операционной системы и направление объективной информации руководству для своевременного принятия управленческих решений. Внутренний контроль — это контроль изнутри организации, он противоположен внешним видам контроля — таким, как контроль со стороны контрольных и надзорных органов. Внутренний контроль — очень сложный и тонкий механизм, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения органа Федерального казначейства и деятельность каждого работника.
Вероятно, большинству читателей (жителей Орловской области, да и России в целом) немного известно о казначейской системе, тем более о «каком-то» внутреннем контроле и аудите. Но у всех на слуху такие понятия, как «бюджетники», «заработная плата», «детские пособия», «компенсации по Чернобылю», «налоги», «противодействие коррупции» и просто элементарные «платежи госпошлин, административных штрафов» и т.д. А ведь всё это так или иначе связано с казначейством, более того, многое зависит от слаженной работы казначейской системы, ее работников. Одним из факторов, способствующих хорошей работе, является профессионализм сотрудников контрольно-аудиторского подразделения органа Федерального казначейства.

Сегодня в ходе админист­ративной реформы государственного управления и реформирования бюджетного процесса завершается реализация Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006 — 2011 годах. В рамках реализации выше­указанной концепции не стало исключением и Управление Федерального казначейства по Орловской области.

Результаты и перспективы

Так, силами отдела внутреннего контроля и аудита управления обеспечен постоянный контроль в структурных подразделениях и отделениях управления за выполнением требований законодательных нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих осуществление органами казначейства полномочий в установленной сфере деятельности, а также минимизированы возможности нарушений. Обеспечено проведение анализа и оценки деятельности структурных подразделений и отделений управления. Обеспечивается осуществление системного и объективного контроля за соблюдением порядка исполнения установленных процессов и процедур, проведением и учетом соответствующих операций, отражением их в бюджетном учете и отчетности, соблюдением полномочий при их санкционировании; обеспечивается осуществление анализа выявленных отклонений от установленных показателей деятельности, причин, лежащих в основе нарушений законодательных, нормативных правовых актов и внесение предложений для принятия мер по их предупреждению.

Также в рамках реализации концепции развития системы внутреннего контроля и аудита работники контрольно-аудиторского подразделения в 2010 году прошли обучение в ООО «ИБМ Восточная Европа/Азия» по программе «Внутренний контроль (внутренний аудит)». Изучались международные профессиональные стандарты внутреннего аудита, построение внутреннего контроля в организации, а также обязательные процедуры внутреннего контроля, включая закон Сарбейнза-Оксли.

Для дальнейшего совершенствования деятельности подразделений внутреннего контроля необходимо продолжать реализовывать и совершенствовать следующие направления развития системы внутреннего контроля и аудита: доработать существующее программное обеспечение, проводить работу по обобщению лучших примеров осуществления внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе и его территориальных органах, создать базу данных лучших примеров и успешного опыта осуществления внутреннего контроля и аудита, организовать систематический обмен опытом с обсуждением и выработкой совместных решений по новым методам и механизмам управления, внутреннего контроля и аудита, организационным решениям, структурным преобразованиям, оптимизации функциональных и административно-управленческих процессов.

Стоит отметить, что одним из самых важных моментов при ведении контрольно-проверочной деятельности является то, что все работники Управления Федерального казначейства по Орловской области — и проверяемые, и проверяющие — не падают духом в спорных ситуациях, а вместе решают: как наиболее правильно и лучше построить работу, чтобы обеспечить надежность и качество выполнения функций Федерального казначейства. Опыт свидетельствует, что обеспечение высокого качества при проведении контрольных мероприятий способствует повышению эффективности управления и использования государственных ресурсов, что является основополагающей задачей современного государственного управления.


23.12.2011 09:26

Похожие новости

Часовые Родины не спят Свой профессиональный праздник сотрудники УФСБ России по Орловской области встретили на боевом посту 20 декабря в Управлении ФСБ России по Орловской области сотрудники службы принимали поздравления по случаю профессионального праздника.  
21.12.2011 08:34
В три приёма Тарифы в 2012 году подрастут в три этапа Впервые повышение тарифов в 2012 году пройдет в три этапа. Это несколько облегчит жизнь потребителям, а вот коммунальщики попадут в тарифные «ножницы».  
16 декабря мэрия подвела итоги продажи муниципального имущества в 2011 году: в областной бюджет поступило более 260 миллионов рублей.  
Чекисты принимают поздравления 19 ноября, накануне Дня работника органов безопасности, губернатор Александр Козлов поздравил с профессиональным праздником преподавателей и курсантов Академии Федеральной службы охраны РФ. Торжество прошло в Доме офицеров академии.  
19 — 20 декабря центр химизации и сельскохозяйственной радиологии Орловской области представил в Минсельхозе выставку-отчет о своей деятельности.