КУЛЬТУРА


Мандрагора. Пить или не пить?

В орловском театре "Свободное пространство" состоялась премьера спектакля "Мандрагора" по пьесе итальянского драматурга Н. Макиавелли. Постановку осуществил режиссёр из Милана Лоренцо Лорис.



Сюжет пьесы вроде бы прост и неоригинален: молодые дурачат старика, чтобы тот сам, того не ведая, соединил свою горячо любимую супругу с пылко влюблённым в неё юношей. Но в спектакле за всей этой простой и немного грустной весёлостью постоянно чувствуется зловещий красноватый отсвет преисподней, ибо напиток из корня мандрагоры - тут не только символ обмана, но и падения.
В древние времена мандрагора считалась символом души дьявола, заключённой в материальную оболочку, имела репутацию растения, усиливающего любовное влечение, широко использовалась в народной медицине, магии, алхимии. И не зря автор назвал свою пьесу именно так, именно её темнейшество мандрагора является здесь главным действующим лицом.
И, видимо, не случайно в спектакле актёр Сергей Пузырёв, отлично исполняющий роль маэстро аферы Лигурио, так похож на дьявола, с одинаково циничной ухмылкой слушающего откровения и влюблённого юноши, и страдающего старика. Он упивается тем, что люди - марионетки в его руках, он ни на чьей стороне, он на стороне греха.
Интересную роль в спектакле играет цвет. По сути весь спектакль трёхцветен. И декорации, и герои черно-белы, и лишь шея проходимца Лигурио помечена алой меткой шарфа, да вкусившая страстные ласки любовника Лукреция (Алёна Кивайло) облачается в огненное платье, отправляясь на утро в церковь только лишь для того, чтобы увидеть там своего молодого возлюбленного. Красным - цветом страсти, цветом адского пламени - всё время предупреждающе светится полоска сценического задника...
Если задаться целью одним словом охарактеризовать спектакль "Мандрагора", то можно сказать: он - стильный. Это проявляется и в характерных для старых итальянских комедий канцонах, периодически звучащих в спектакле на итальянском и русском языках (перевод Валерия Лагоши), и в костюмах, и в простой, но функциональной сценографии (художник - Эмануэлло Пескада), и даже в актёрском гриме.
В первом акте лица актёров выбелены и раскрашены в стиле старых дель артовских масок, во втором акте этот грим исчезает. Перед зрителем словно проходит эволюция итальянской комедии, проделавшей путь от условных масочных персонажей до глубоко прорисованных характеров.
А теперь - о характерах. Самый неоднозначный, объёмный образ получился у ведущего актёра театра "Свободное пространство" Валерия Лагоши, который не стал изображать Мессера Ничу только лишь примитивным старым дурнем, он также нашёл трогательные детали и тёплые краски, заставляющие сопереживать его герою. Интересен в роли Каллимако Дмитрий Зайцев, хорошо разбавивший романтический образ своего героя удачными комедийными приёмами.
Спектакль "Мандрагора" получился весёлым, волнующим и порой немного дерзким. Сам Н. Макиавелли, считавший свою пьесу манифестом вечно обновляющейся молодости, говорил: "Лучше быть смелым, чем осторожным... Судьба всегда благоволит к молодым, потому что они не так осмотрительны, более отважны и смелее ею повелевают". Но нужно помнить, что мы постоянно стоим перед выбором на тонкой и зыбкой тропинке между добром и злом. И этот выбор зависит от нашей добродетели, которая, хочется верить, не есть лишь недостаток искушения.

Анжела САЗОНОВА.


20.09.2005 11:52

Похожие новости

Традиционно Орловский государственный театр им. И.С. Тургенева открывает сезон 9 октября, в день своего рождения. В этот день в 1815 году в Орле в театре, основанном графом Каменским, впервые был поднят занавес. В этом году орловскому театру исполняется 190 лет. О том, каким будет юбилей и что ждать публике в новом сезоне, мы узнали в театре в разгар подготовки к торжествам.  

На дворе сентябрь, а это значит, что для Орла литературного пришло время "Тургеневской осени". У этого "времени года" свои временные рамки. Оно наступает 3 сентября - в день памяти писателя и заканчивается днем его рождения - 9 ноября. По традиции вот уже более 15 лет в эти дни проходят Тургеневские чтения, литературно-музыкальные гостиные, организуются выставки, посвященные жизни и творчеству классика русской литературы. О том, что ждет орловчан и гостей города нынешней осенью, мы узнали у организаторов праздника в Орловском государственном литературном музее И.С. Тургенева.  

26 апреля 1842 года у известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева родилась дочь Полина. С матерью девочки Авдотьей Ермолаевной Ивановой Иван Сергеевич познакомился в Спасском-Лутовинове. Варвара Петровна, мать писателя, привезла девушку из Москвы работать белошвейкой. Вскоре между молодыми людьми возникла взаимная симпатия. Это обстоятельство не ускользнуло от внимания Варвары Петровны: молодая мастерица была уволена и отправлена в Москву, где и родилась Полинька. Варвара Петровна не признала новорожденную своей внучкой, но девочку у матери вскоре забрала и отправила в Спасское.  

23 сентября на сцене Орловского государственного академического театра им. Тургенева состоится спектакль "Ложно понятая цивилизация" театра "Васил Друмев" из болгарского города Шумена. 24 сентября юных зрителей на малой сцене ждёт спектакль "Маленький Мук".  

23 сентября на сцене Орловского государственного академического театра им. Тургенева начнутся гастроли театра "Васил Друмев" (г. Шумен, Болгария).