ОБО ВСЁМ


Фандорин и конфликт цивилизаций

В современном мире соперничество между странами и цивилизациями все чаще смещается в плоскость психологических и идеологических войн, основным средством ведения которых выступает "организационное оружие". Применение лежащих в его основе "рефлексивных технологий управления" предусматривает деформацию исторической памяти народа, внедрение стереотипов поведения, противоречащих национальным традициям.



Целям "организационного оружия" нередко подчинена деятельность отдельных творческих личностей. В отличие от подлинных мастеров культуры, повествующих о пороках родного Отечества с состраданием и неприкрытой болью, последние откровенно глумятся над бедами своей страны. В невыгодном свете представляются не столько очевидные изъяны, сколько символы национального духа, явления и объекты, обладающие сакральным значением в глазах соотечественников.
В этом контексте большой интерес представляет цикл романов о семействе фон Дорнов-Фандориных, принадлежащий Борису Акунину (Г.Ш. Чхартишвили), действие которого разворачивается на фоне реального противостояния ведущих мировых цивилизаций. Литератор ведет речь о столкновении национальных и региональных культур, образов жизни, в котором, по его мнению, России уготована довольно незавидная участь. Исключая "Азазель", на страницах произведений писателя целенаправленно подвергаются остракизму фактически все значимые идеологические доктрины, снискавшие известность в российском обществе.
"Статский советник" развенчивает облик сторонников левых убеждений, "Коронация" представляет в невыгодном свете идею монархизма, "Турецкий гамбит", "Смерть Ахиллеса", "Алтын Толобас" дискредитируют политический потенциал оте-чественного офицерского корпуса, российское воинское искусство в целом. Если отпрыски европейского рыцаря Тео фон Дорна продолжают оставаться людьми чести, то смыслом существования потомков героя Отечественной войны 1812 г поручика Емельяна Зюкина ("Коронация") оказывается пресмыкание перед венценосными особами.
Огромное количество собирательных персонажей Б. Акунина может быть классифицировано по принципу принадлежности к Европе, России и Азии. Род европейских "странствующих рыцарей" Фандориных верно служит идеям Добра, "окультуривая" несовершенное окружающее пространство. Его пребывание в нашей стране олицетворяет связь между Россией и европейской цивилизацией. Корнелиус фон Дорн в ХVII в, Эраст Фандорин в конце ХIХ столетия, Николас Фандорин в наши дни принимают на себя функции "надзора" за Российской державой.

Знаменательно, что пребывание Э.Фандорина в Японии совпадает по времени с реформами эпохи Мейдзи, нацеленными на вестернизацию Страны восходящего солнца. По возвращении Эраст Петрович являет черты не только интеллигента-западника, но и отчасти самурая. Его верным спутником-оруженосцем на долгие годы становится воспитанник одного из японских преступных кланов. Б. Акунин подспудно проводит идею о необходимости сотрудничества Запада и Востока против агрессивных устремлений России. На страницах "Турецкого гамбита" и "Смерти Ахиллеса" указывается на популярного вое-начальника Соболева (т.е. реального М.Д. Скобелева) как на лидера воинствующих кругов, намеревавшихся под лозунгом
освобождения славянства вверг-нуть в кровавую бойню весь Старый Свет. Символично, что писатель вверяет честь избавить мир от будущего кошмара "черному человеку" - приобщенному к европейской культуре, но воспитанному на "законах гор" сыну немецкого колониста и чеченской женщины Ахимасу Вельде.
При внимательном рассмотрении авторского замысла можно прийти к неожиданному выводу: определенную лепту в стратегию "сдерживания" родного Отечества вносит и верный "слуга царя" Эраст Фандорин. Он действительно способен определить канву и мотивы самого запутанного преступления, однако в большинстве случаев это происходит постфактум, когда злодеяние уже стало свершившимся событием. В "Турецком гамбите" вражескому резиденту удается затянуть войну и аннулировать условия победного для России мира, в "Смерти Ахиллеса" империя лишается национального политического лидера, в "Коронации" - возможного наследника дома Романовых, своими чертами весьма похожего на малолетнего Петра Великого. По мысли литератора, все описанные выше потери государства Российского есть благо для цивилизованного мира, находящегося по обе стороны Северной Атлантики. Эраст Фандорин нисколько не виноват в своих промахах, ибо все его поступки определяются решением судьбы, вернее, присвоившим себе данный статус Б. Акуниным.
В то же время действия Фандорина становятся на порядок эффективнее, если ему приходится иметь дело с посягательством на благополучие "просвещенных", "культурных" народов - только тогда старания благородного героя завершаются очевидным поражением "темных сил" ("Левиафан", "Особые поручения"). Немало порадел Эраст Петрович и в пользу наших южных и восточных соседей, особенно Османской империи и Японии, кровавые автократии которых на протяжении многих веков были нацелены на внешнеполитическую экспансию.
В то же время персонажи, символизирующие обобщенный "образ России", выглядят под пером литератора весьма неприглядно. В "Особых поручениях" это страдающая тяжелым недугом, во всех отношениях неполноценная сестра соратника Фандорина - Анисия Тюльпанова. Будучи готовым на высокий нравственный подвиг, Тюльпанов, олицетворяющий собой тип "российского интеллигента", не испытывает потребности в усвоении уникальных по эффективности плодов цивилизаций Запада и Дальнего Востока и погибает вместе с безумной родственницей. Мысль Б. Акунина очевидна: российская интеллигенция, несмотря на все жертвенные порывы, не способна обустроить и сохранить родное Отечество.
Другой "образ России" преподнесён через призму её отношения к своим "младшим братьям": в "Особых поручениях" мошенница гувернантка вовлекает доверенных ее попечению детей эфиопского посла в платные уличные представления. Звучит откровенная насмешка писателя над пляшущими под русскую гармонь юными аристократами. Знаменательно, что Борис Акунин, симпатизируя авторитетному предпринимателю Габуния ("Алтын Толобас"), не приемлет позиции тех выходцев с Кавказа и вообще с Востока, кто лоялен по отношению к Российскому государству, осмеивая их в образе незадачливого князя Эрдели ("Смерть Ахиллеса") или содомитов Казанзаки и Виссариона Шаликова ("Турецкий гамбит").

В своих произведениях Б. Акунин выводит и сугубо позитивный облик России - образ русской женщины, воспитанной в европейском духе. Она показана как подлинное сокровище, средоточие преданности и нравственной чистоты (Лизанька, Александра Матфеева, Ксения Георгиевна). Глубинный смысл данной сюжетной линии, несомненно, имеет в своей основе философские идеи Николая Бердяева о "женственном" характере российской цивилизации, трепетно ожидающей встречи с "мужественным" Западом. Брак Корнелиуса фон Дорна и боярышни Александры Матфеевой есть заключение союза между правящими элитами западноевропейской и византийско-русской цивилизаций на пороге ХVIII века. Однако после возвращения в современную Россию последний из Фандориных на исконно русской территории сочетается браком уже с восточной женщиной - Алтын Мамаевой. Речь теперь идет не о слиянии Запада и России, но о единении Запада и азиатского Востока. Таким образом, вопрос о вытеснении российской цивилизации из мирового политического и социокультурного пространства посредством ее поглощения модернизированной Азией для Б. Акунина представляется вполне решенным.
Россия угрожает мировому сообществу благодаря наличию в ее недрах, "в почве", губительного идеологического трактата ("Алтын-Толобас"). Б.Акунин определяет реальные силы в современной России, способные проникнуться опасными идеями. Перед их объединенными усилиями оказывается беспомощен западный интеллектуал Николас Фандорин, поэтому на этот раз человечество обязано своим спасением расторопным кавказским гангстерам. В борьбе с враждебной Россией естественно оформляется альянс Запада и азиатского Востока, подкрепляемый брачным контрактом Н. Фандорина и А. Мамаевой.

Исходя из особенностей биографии и мировоззрения литератора следует отнести к русифицированным маргинальным "национальным кадрам" советского периода. Для последних ныне характерны глубокое разочарование в реальных возможностях "старшего брата", раскаяние в собственной недальновидности (не тому служили!), попытки отомстить за прежние подлинные или вымышленные унижения, потребность в поиске надежных покровителей. На наш взгляд, творчество Б. Акунина не отражает сущности сложного и противоречивого политического бытия России. Литературная деятельность столичного кумира препятствует преодолению духовного коллапса, поразившего наше общество в начале 1990-х годов.

Дмитрий ЦЫБАКОВ.
Доцент кафедры политологии, государственного и муниципального управления ОРАГС.


27.09.2005 08:41

Похожие новости

[color=blue]Резонанс ("Орловская правда", 31 августа 2005 г.)[/color] "Сынки и пасынки семьи сосковской" - так назывался материал по итогам рейда "Орловской правды" в Сосковском районе, опубликованный 31 августа с.г. Речь в нем шла о многомесячных задержках зарплаты как в сфере ЖКХ, так и в сельхозпредприятиях, о недостатках в подготовке школ к новому учебному году...  

Первое, что бросается в глаза человеку, входящему в туалет одного из зданий локомотивного депо станции Орёл, - огромная голова видного деятеля российской компартии большевиков Я.М. Свердлова, в честь которого и названо депо. Нет, конечно! Голова не настоящая - гипсовая. Она стоит на полу - к вам боком, словно один из главных коммунистов с отвращением отвернулся от унитазов.  

С наступлением осени активизировалась политическая жизнь страны. Парламентарии, отдохнувшие на летних каникулах, полные сил и новых идей, приступили к работе. Активнее стали проявлять себя и политические партии, как на федеральном, так и на региональном уровне. О сегодняшней работе Орловского регионального отделения "Союза правых сил" рассказывает его председатель С.А. Тарасов.  

Особенно - июль. Ведь в соответствии с Федеральным законом "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи" она пройдет в этом месяце - с 1 по 25. Кто владеет информацией - владеет миром. Впечатляющий по масштабам, а также политическим и социально-экономическим "перестройкам" последнего двадцатилетия "мир России" оказался чуть ли не терра инкогнито - неизвестной землей. По сути мы живем в другом, качественно новом государстве. Немало "белых пятен" помогла стереть прошедшая недавно Всероссийская перепись населения.  

По восточному гороскопу этот год - петушиный. А вот Союз охраны птиц объявил 2005 год годом Совы. Пожалуй, не много можно найти птиц с такой мощной, как сейчас говорят, харизмой. С древних времен совы пользуются особым вниманием человека, правда, много вокруг них напраслин и небылиц. Людям всегда было свойственно бояться загадочного, а в совах загадочности предостаточно: ночной образ жизни, совершенно бесшумный полёт, по-детски жалобный и вместе с тем пронзительный, леденящий кровь голос...