ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Узкие "ворота" города

У железнодорожных и автовокзалов есть красивые сравнения: "визитная карточка" города, "ворота" города. Как любое сравнение, они "хромают". Например, чтобы въехать в "ворота" Орла, нужно проколесить на автобусе добрую половину города. Часто такие путешествия чреваты серьезными трудностями. Особенно для тех, кому необходимо как можно быстрее добраться от одних городских "ворот" (железнодорожного вокзала) к другим (автовокзалу). Недавно стал невольным (ехал в одном купе) свидетелем волнений маленькой старушки с огромной сумкой-тележкой. Поезд подходил к Орлу, и бабушка в сотый раз нервно переспрашивала своих попутчиков, как добраться до автовокзала - это на тот случай, если в сторону Змиевки, куда она дальше собиралась ехать, долго не будет пригородного поезда. Надеемся, пожилая путешественница благополучно добралась куда хотела, минуя неблизкий путь к автовокзалу. А вот нам без поездки туда не обойтись.



[color=blue]Автобус пятится как рак[/color]
Начнем с письма. "Уважаемая редакция! - обратился в "Орловскую правду" житель Орла Никита Викторович Трофимов. - Мне, как и многим другим орловцам, довольно часто приходится пользоваться услугами нашего автовокзала. Нетрудно заметить, как мучительно и осторожно подводит машину к нужной платформе водитель автобуса. После посадки пассажиров автобус так же боязливо, как рак, пятится назад, чтобы выбраться на свободное место к выезду с автовокзала.
В предпраздничные и выходные дни напряжение при подаче автобусов на платформы возрастает многократно. Люди, спеша занять места, буквально штурмуют машины. Однажды у автобуса отказали тормоза...
Этот случай заставил напугавшуюся администрацию автовокзала сделать на посадочных платформах оградки безопасности. Но они, как видно, не спасают ситуации. Необходима реконструкция платформы, нужна прямолинейная дорога для въезда и выезда маршрутных автобусов".
Предполагая, что администрация автовокзала не согласится с его доводами, автор письма (сам бывший водитель автобуса) советовал съездить в автопарк и побеседовать с водителями, которые обязательно, мол, подтвердят наличие серьезных трудностей, возникающих при обслуживании орловского автовокзала. Причем, замечает Н.В. Трофимов, существующей территории автовокзала достаточно для организации безопасного обслуживания пассажиров - нужно лишь "поработать с умом", привлечь "без жадности финансы". И тогда "обслуживанием на орловском автовокзале будут довольны и водители маршрутных автобусов, и многочисленные пассажиры".
А что - дельный совет. Так мы и поступили. Правда, на встречу с водителями отправились не в автопарк, а заехали непосредственно на автовокзал. Но об этом чуть позже. А сейчас - еще одно письмо, которое поможет сразу определить позиции водителей пассажирских автобусов и администрации контролирующего перевозки предприятия - ОАО "Орёлавтотранс".
"Автовокзал "Орёл", - сообщил нам генеральный директор "Орелавтотранса" В.Н. Беспалов, - является обособленным, закрытым пассажирским автотранспортным комплексом. Территория автовокзала по периметру имеет капитальное ограждение. Перрон и посадочные платформы оборудованы дорожной разметкой и ограждениями безопасности.
Все посадочные платформы имеют таблички с номером и маршрутные указатели с перечислением названий маршрутов. Кроме того, действует громкая голосовая связь, и диспетчером производится объявление об отправлении автобусов в каждый рейс с конкретной платформы. Ежедневно от автовокзала выполняется более 500 отправлений.
Имеется утвержденная схема движения автотранспорта по территории автовокзала. Место расположения перрона определено проектом и в первую очередь учитывает удобство и безопасность пассажиров, то есть проход от касс автовокзала к автобусам, минуя проезжую часть".
После такой уверенной и всесторонне положительной бумаги только и остается, что назвать орловский автовокзал образцово-показательным и регулярно возить сюда транспортников из других городов и регионов - перенимать передовой опыт. Но не будем спешить с выводами и фанфарами.
[color=blue]"Орёл" хорошеет на глазах[/color]
Разделяет (что неудивительно) оптимистичное мнение В.Н. Беспалова относительно орловского автовокзала и его начальник (он же заместитель генерального директора ОАО "Орёлавтотранс") И.А. Шквыря.
Насколько нынешний автовокзал в качестве специального транспортного комплекса отвечает современным требованиям? Имеются ли здесь необходимые условия для пассажиров, соблюдаются ли требования безопасности, предъявляемые к местам массового скопления людей?

- Прежде всего хочу сказать, что в последние годы была проведена серьезная модернизация автовокзала "Орел", он хорошеет на глазах, - начал Игорь Анатольевич. - Были переоборудованы залы, улучшены условия для пребывания здесь пассажиров: заменены, например, двери (вместо старых металлических - современные распашные стеклопластиковые), закуплены новые удобные сиденья (отдельное для каждого человека), улучшен внешний вид помещений (они обшиты красивыми, современными панелями). В двух залах переделаны стенды расписаний (они теперь более крупные, с подсветкой - информация хорошо читается).
Сегодня любая касса продает билеты в любое направление: одновременно работает семь касс, и очередей практически не бывает.
- За счет каких инвестиций такие преобразования?
- Исключительно за счет собственных средств. Довольно серьезных. Представляете, сколько стоит один компьютер, а у нас на автовокзале работает где-то порядка 13 современных машин. Внедрены также новые образцы машин, печатающих билеты. Они значительно сокращают время выдачи проездных документов: билет технологически выдается за 20 секунд!
- А не стесняют ли автовокзал арендующие здесь квадратные метры торговые точки?
- По согласованию с мэрией Орла со стороны фасада - на улице - установлены типовые киоски. А внутри автовокзала отдельно стоящих киосков практически нет - все они очень узкие и устроены вдоль залов так, что совершенно не мешают пассажирам.
- И их безопасности?
- Разумеется. Все существовавшие проходы, коридоры, дверные проемы сохранены.
- Привокзальная площадь перегружена...
- Это муниципальная территория... Но, если мое мнение интересно, я согласен, что с появлением маршруток здесь стало тесновато. Бывает, что в часы пик на автовокзале скапливается до десяти троллейбусов. Здесь же делают высадку пассажиров наши рейсовые автобусы...
- Бывший водитель Трофимов утверждает в письме, что площадка для разворота автобусов тесновата...
- Признаюсь, это письмо меня сильно удивило: что называется, слышал звон, да не знает, где он...
- Игорь Анатольевич, но разве там, действительно, не ограничена возможность маневра для больших автобусов типа "Икарус"? И не сопряжено ли это с угрозой безопасности пассажиров?
- Посадочная площадка за прошедшее время не изменилась, не уменьшилась. Два киоска, которые там есть, находятся за пределами проезжей части. Может быть, и тесновато, но в любом случае, подходя к посадочной платформе, сдавая назад, "Икарус" спокойно маневрирует.
Другой вопрос, что больше стало автобусов. Раньше на орловском автовокзале практически все автобусы были большой вместимости и ходили они реже. Сейчас же "серьезных" автобусов осталось немного. В основном курсируют компактные ПАЗы и "Газели", у которых, конечно же, нет проблем ни с разворотом, ни с маневрами.
Имеется здесь и площадка для "отстоя", где все автобусы, ожидая своего рейса, тоже умещаются без проблем.
- Есть мнение, что появившаяся не так давно стеклянная пристройка к фасаду здания автовокзала плохо гармонирует с ним, выглядит эклектично, "рассыпается". Вы так не считаете?
- Мне кажется, что хуже, чем было, не стало. Мы принципиально ничего не поменяли: как были стеклянные витрины, так они и остались. Лишь немного, на пару метров, выдвинулись вперед. Вместо устаревших, выглядевших убого металлических переплетов со стеклами мы поставили теневые стеклопакеты. Кстати, добро на эти изменения давала городская архитектура.
- В некоторых городах пассажирский поток как бы дробится на части: автовокзалы открываются в нескольких частях города - например, северной, южной и т.д.
- Для Орла это неактуально - у нас не такое многочисленное население, как в соседних областях. Объемы автовокзала определялись еще в советские времена, но с тех пор, увы, демографическая обстановка не изменилась в лучшую сторону.
- Подводя черту, вы можете сказать, что нынешний автовокзал "Орёл" вполне отвечает всем современным требованиям?
- Вполне. По пассажиропотоку его хватает. Бывают часы пик, когда кажется, что автовокзал буквально забит пассажирами. Но в основном здесь свободно и просторно. В здании автовокзала всегда есть свободные места. У нас имеются комната отдыха и комната матери и ребенка. Есть возможность переночевать на вокзале.
- Исторически сложилось, что в Орле железнодорожный и автовокзал оказались разорванными, что, согласитесь, не совсем удобно для пассажиров...
- Недавно я был в Белгороде, там новый прекрасный автовокзал - он тоже расположен далеко от железнодорожного вокзала. По большому счету, прямой связи здесь, мне кажется, нет: мы выполняем свои функции, железная дорога - свои.
- Насколько оптимально чисто географическое положение нынешнего автовокзала?
- У нас всего два направления проходят через весь город - на Москву и в сторону Болхова. Южное направление, в сторону Кром, почти рядом. Очень удобно ехать и на Брянск (через Карачевское шоссе), а также в сторону Ливен. То есть городскому транспорту наши рейсовые автобусы практически не мешают.
Осколок
прошлого
- Конечно же, его надо куда-то переносить, - таким радикальным мнением начал свой комментарий по поводу орловского автовокзала заместитель начальника городского управления архитектуры и градостроительства В.В. Наумов. - Расположенный в черте города, он создает серьезное транспортное напряжение на наших и без того перегруженных центральных улицах.
Валерий Владимирович хорошо знает эту часть города - жил в районе автовокзала. Он был пущен в эксплуатацию в 1961 году. Тогда здесь была самая настоящая окраина (кирпичный завод, правление колхоза "Пробуждение"). Рядом - перекресток дорог, потому и было решено строить автовокзал именно здесь.
Но с тех пор много воды утекло. Автовокзал оброс многоэтажками, город своим 909-м кварталом очень далеко отодвинул окраину. Сегодня автовокзал - это напряженное автомобильное движение в течение всего дня, это смог выхлопных газов в центре обширного жилого массива...
Давно уже автовокзал "Орел" не отвечает современным архитектурным требованиям. Как говорит В.В. Наумов, "старое, придавленное, невыразительное здание". Вряд ли украсила его и нынешняя пристройка из затененного стекла - она делает еще приземистее и без того неброский фасад постройки более чем сорокалетней давности.
То, что сегодня автовокзал уже тесноват для существующего пассажиропотока, а привокзальная площадь перегружена транспортом, видно и невооруженным глазом, считает и председатель городского комитета транспорта и связи А.Л. Кульман. По его словам, в известной мере снять напряжение на основных городских дорогах можно было бы с помощью "дробления" нагрузки на сам автовокзал, открыв, допустим, как в других городах, одну-две автостанции в разных концах Орла.

[color=blue]Частный произвол[/color]
Ну а что же обо всем этом думают "люди от баранки" - водители маршрутных автобусов, к которым советовал обратиться автор письма в газету? Как вам сказать... Мужики восприняли предложение "высказаться по теме" довольно эмоционально и крепких слов не жалели.
Сразу несколько "Икарусов" стояло на дороге между автовокзалом и кафе. Оставалось место только для проезда автобусов к посадочным платформам.
- А куда нам деваться, если площадка для "отстоя" вся забита, - сразу же резко заговорил невысокий, с седой головой хозяин "Икаруса" (по понятным причинам фамилии моих собеседников называть не стану). - К 11-й, 13-й, 14-й платформам не подъехать - понаставили "Газелей"...
- Кто понаставил?
- Да частники - кто ж еще...
- Они вообще уже замучили, - вытирая ветошью мазутные руки, присоединился к разговору еще один водитель (как выяснилось, он крутит баранку уже 40 лет). - Ставят свои маршрутки где вздумается - вспотеешь, пока автобус под посадку дашь...
В самом деле, довольно обширная площадка для "отстоя" автобусов была почти вся забита небольшими ПАЗами и "Газелями". На не очень просторном внутреннем "дворе", справа, почти под стенами автовокзала, стояли три маршрутные "Газели". Слева, в стороне от платформы, тоже было пестро от "Газелей" - четыре микроавтобуса явно мешали рейсовым автобусам подходить к платформам и отчаливать от них.
- И попробуй скажи им что-нибудь, - кивнул водитель "пазика" в сторону "мелких" маршруток, - не поздоровится. Они там все за одно. Какой-то беспредел...
Не хотелось дергать мужиков: зачем напрягать перед дальней дорогой - у них и без того нервы на взводе. И, думается, в значительной мере от того, что начальство - люди, отвечающие за организацию процесса пассажирских перевозок, не замечают проблем водителей пассажирских автобусов. На черное говорят белое, на узкое - широкое, на представляющее опасность - безопасное. А это уже страшно. Как сказал мне с тоской в глазах пожилой водитель: мол, если - не приведи, господи, конечно! - под колесами в такой тесноте и неразберихе окажется человек, отвечать придется не кабинетному жителю, а ему - простому водителю. Поэтому они и бьют тревогу, хотят, чтобы их услышали. Пока не произошло непоправимое.
Николай СОЛОПЕНКО.


28.09.2005 07:29

Похожие новости

Этот год для орловского завода "Дормаш" особенный - он празднует полувековой юбилей. Предприятие возводилось в трудные послевоенные годы, на пустыре. В августе 1955 года завод выпустил первый грейдер Д-144. За полвека с заводского конвейера сошло около 50 тысяч машин различных модификаций. Продукцию "Дормаша" знают во многих уголках нашей страны и за рубежом.  

Когда лучшим каменщикам ОАО "Орелагропромстрой" в своих подразделениях предложили поучаствовать в конкурсе профессионального мастерства, то никто из них не стал говорить, что в субботу хотелось бы отдохнуть дома. Напротив, у людей загорелись глаза. Да и объект, на котором должен был проходить конкурс среди каменщиков, очень важный для всего коллектива "Орелагропромстроя": это новый хирургический корпус городской больницы им. Семашко. Значит, на конкурсе можно будет и свое умение показать, и на общий результат поработать, приблизить момент открытия корпуса.  

Слухи о птичьем гриппе на птицефабрике ОАО АПК "Орловская Нива" на протяжении нескольких недель будоражили область. Наконец они развеялись. На днях были официально завершены все исследования причин, вызвавших гибель индеек на птицефабрике. Ветеринарные врачи области подтвердили свои первоначальные опасения насчет токсичности птичьего корма, поступившего на предприятие.  

В Орле в субботу на площади перед главным корпусом ОрелГТУ состоялось торжественное открытие сессии моды "Jа- дизайнер!". Духовой оркестр исполнил марш "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью".  

[color=blue]Пытаясь решить свои бытовые проблемы, орловцы годами ходят по заколдованному кругу[/color]

Говорят, где власть, там и сласть, а людям в рот нечего класть. К счастью, пока герои двух наших историй не пухнут от голода. Проблема в другом - чем запивать положенное в рот? Чиновники не меняются. Противятся даже действию основополагающих законов природы.