ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Крутой маршрут

[color=blue]Общественному пассажирскому транспорту всё труднее конкурировать с частником[/color] Тот "круглый стол", прошедший в конце прошлого года в редакции "Орловской правды", получился непривычно "горячим". Еще бы! Ведь в центре внимания его участников оказались острейшие, социально значимые проблемы сохранения общественного пассажирского транспорта, организации системы качественных, и главное - безопасных, перевозок. Разумеется, не осталась в стороне и актуальная тема резко обострившейся в последнее время конкуренции на привлекательном рынке пассажирских перевозок.



Старение подвижного состава, регулярный рост стоимости горюче-смазочных материалов, запчастей, электроэнергии на фоне жестко регламентируемых тарифов, сравнительно низкий уровень зарплаты... да, крутой получается маршрут у общественного пассажирского транспорта.
- Действительно, - соглашается начальник областного управления транспорта
М.В. Кореньков, - этот самый массовый и самый доступный вид пассажирских перевозок переживает в последние годы серьезные трудности. Но это повод не унывать, а, напротив, действовать ещё активнее. Ведь от слаженной работы автобусов, троллейбусов, трамваев зависят не только настроение тысяч и тысяч людей, возможность вовремя попасть на работу, учебу или свидание, но по большому счету и оценка власти на местах.
Правда, еще совсем недавно, по словам Михаила Васильевича, ситуация складывалась куда тревожнее. Отсутствие взвешенной, заинтересованной государственной политики в сфере пассажирского транспорта вообще могло привести к дестабилизации его работы - с соответствующим "набором" негативных социально-экономических последствий. Государственные автотранспортные предприятия, выполняющие основной объем социально значимых перевозок, находились в состоянии глубокого кризиса. Требовалась безотлагательная реорганизация их деятельности.
- Поддержанное губернатором области Егором Семеновичем Строевым реформирование автотранспортного комплекса в 2004 году позволило уйти от неминуемого развала системы общественных пассажирских перевозок, - считает М.В. Кореньков. -Скопившиеся многомиллионные долги, в первую очередь по налогам, напрямую вели к продаже предприятий общего пользования. И такие попытки со стороны судебных исполнителей предпринимались тогда не раз. А недостатка в желающих завладеть государственной собственностью, в том числе землей под этими предприятиями, не наблюдалось.
Причины неподъемных, губительных долгов у предприятий общего пользования хорошо известны. Эту финансовую брешь, конечно же, не могла закрыть помощь региона. Хотя, по словам Михаила Васильевича, областной бюджет добросовестно и в полном объеме ежегодно выделял более 100 млн. рублей на пассажирский транспорт. Однако львиная доля этих средств уходила на реализацию федеральных обязательств по предоставлению льготного проезда многочисленным категориям граждан. Это была какая-то бездонная воронка...
Спасительным шагом, позволившим сохранить общественный транспорт, стало создание открытого акционерного общества "Пассажирская транспортная компания" со 100%-ным уставным капиталом области. Выкупив на свои акции подвижной состав, мощности и производства транспортных предприятий общего пользования, которые к тому времени имели долги более 70 млн. рублей, компания осенью 2004 года стала главным областным перевозчиком для пассажиров на транспорте общего пользования.
Так, без долгов, с чистого листа начало свою деятельность ОАО "Пассажирская транспортная компания". В конце 2004 года она получила огромную помощь от областной администрации в виде 32 новых автобусов разных модификаций - от ПАЗов до пригородных и междугородных ЛиАЗов.
Сегодня в области действуют три основных общественных перевозчика - Пассажирская транспортная компания, автобусы которой обслуживают все пассажирские маршруты в области, и два муниципальных предприятия в областном центре - МУ ПАТП-1 и МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие". Такая система организации перевозок позволила сохранить автотранспортный потенциал в условиях предоставления массовых льгот на проезд, а также после вступления в силу Федерального закона № 122 по переходу на монетизацию льгот. Постановление коллегии администрации области № 82 от 19 мая 2005 года "О введении единого социального проездного билета для льготных категорий жителей Орловской области" полностью урегулировало все проблемные вопросы, которые возникали в начале года.
Как известно, вместо натуральных льгот все льготные категории граждан, включенные в федеральный и региональный регистры, а также пенсионеры по выслуге лет, граждане, получающие пенсию по потере кормильца, одинокие матери, многодетные матери и отцы имеют право на приобретение единого месячного социального проездного билета. Его стоимость - 160 рублей - была приравнена к транспортной составляющей в денежной выплате для региональных льготников, поэтому все имеющиеся ранее натуральные льготы на проезд сохранены в полном объеме. В настоящее время ежемесячно почти 25 тысяч льготников регионального и федерального уровня приобретают социальные проездные, кроме этого их получают около 19 тысяч пенсионеров по возрасту. Кстати, в дачный сезон, с 30 апреля по 31 октября, проезд по единым социальным проездным билетам разрешен и на всех рейсах дачных маршрутов. Этим правом ежемесячно пользуются до 7,5 тысячи горожан. А с 30 апреля по 10 мая этого года в соответствии с решением коллегии администрации области проезд пассажиров на всех дачных автобусных пригородных маршрутах, а также железнодорожном пригородном транспорте был бесплатным.
По данным М.В. Коренькова, за первое полугодие 2005 года для обеспечения равной доступности транспортных услуг в нашу область из федерального бюджета было направлено почти 65 млн. рублей. "Надеемся, - говорит Михаил Васильевич, - правительство выполнит свои обещания и во втором полугодии".
За три последних года в области отлажено восстановление подвижного состава. Капитально отремонтировано более 150 машин. За счет бюджетного кредита, выделенного в 2002 году, и использования возвратных средств за приобретенные автобусы приобретено 180 новых.
Трудно переоценить решение администрации области направить транспортным предприятиям практически все средства трехгодичного долга федерального бюджета по инвалидам. 120 млн. рублей было выделено на поддержку автомобильного, электрического и железнодорожного транспорта. Без такой поддержки невозможно было бы на 13% увеличить объемы по пассажирообороту в первом полугодии 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004-го, на 22,9% увеличить размер доходной ставки, на 26,6% - количество задействованного подвижного состава, значительно улучшить другие показатели.
На "круглом столе" говорилось о невозможности активно вмешаться в деятельность ПАТП-3, помочь этому предприятию решить накопившиеся там проблемы - оно находится в федеральной собственности. И сегодня сохранение производственной базы этого предприятия по-прежнему остается очень серьезной проблемой. "Пока нам не удалось перевести ПАТП-3 в Пассажирскую транспортную компанию, - говорит М.В. Кореньков. - Из-за задолженности по налогам в прошлом году был наложен арест на производственные строения предприятия, и даже была объявлена их распродажа. И здесь первичным было не погашение налогов, а желание некоторых коммерческих структур заполучить обширную территорию ПАТП-3. Этого не случилось только благодаря вмешательству первого заместителя губернатора области В.А. Кочуева и заместителя губернатора Е.Н. Вельковского".
Конечно, резервы у орловских транспортников есть. Но не все можно решить за счет только своих резервов. Сегодня 25% пригородных внутрирайонных сельских маршрутов убыточны. Причина - приличные расстояния при низком пассажиропотоке. Казалось бы, логично с экономической точки зрения - взять и отказаться от убыточной работы. Но ведь за этим стоят люди. И не их вина, что некоторые отдаленные населенные пункты сегодня так пустынны, а кроме рейсового автобуса уехать в больницу, к родственникам или на базар не на чем. Согласно областному закону о пассажирских перевозках в этих случаях районные администрации должны оказывать поддержку транспортникам за счет оформления муниципальных заказов. Однако не везде это делается.
По-прежнему серьезной нерешенной проблемой остается и организация работы частных перевозчиков. Как говорил на "круглом столе" заместитель губернатора области Е.Н. Вельковский, "частники находятся в свободном плавании". Они "носятся по городу, не ведая четких маршрутов, создавая аварийные ситуации... У многих нет лицензии на пассажирские перевозки". И если на пригородных и междугородных маршрутах - при работе через автовокзалы и автостанции - больших проблем не возникает, в областном центре, где на маршрутах сегодня "бегают" 450 частных автобусов, этот процесс практически неуправляем.
Центр Орла давно перегружен транспортом. Не соблюдаются графики движения, возникает масса аварийных ситуаций. Частник, влекомый желанием побыстрее "нарубить капусты", выбирает любой приглянувшийся ему маршрут. Выхватывает пассажиров из-под носа размеренно курсирующих по городу муниципальных автобусов. В итоге изрядно теряют и транспортники, и городской бюджет, потому что не все частные "извозчики" отличаются примерной налоговой дисциплиной. О какой честной конкуренции между частниками и "муниципалами" может идти речь?
Проблема давно назрела и перезрела. Её решению, в известной мере, по мнению
М.В. Коренькова, помогла бы автоматизированная система контроля за движением транспорта, которую планируется внедрить в Орле. Она позволит не только видеть на мониторе любое транспортное средство, движущееся в данный момент по городским улицам, но и иметь связь с водителем, получать и контролировать десятки необходимых параметров - от соблюдения расписания, скоростного режима, расхода топлива до получения точного количества перевозимых пассажиров.
Министр транспорта Игорь Левитин во время визита в нашу область в марте этого года посетил и МУ ПАТП-1, где обещал финансовую помощь в реализации этого крайне важного для Орла проекта. Цена вопроса - 5 млн. рублей. Прошло полгода. Если следовать народной пословице (обещанного три года ждут), то время ещё есть.
С. НИКОЛАЕВ.


12.10.2005 08:21

Похожие новости

Когда-то по этому, деревянному еще, мосту звонко цокали подковы городских экипажей. Позже сыпались прямо в тихий Орлик горошины трамвайных звонков. И всегда - звучали голоса многочисленных пешеходов. Да, Александровский мост честно и надежно служил орловцам с далекого-далекого 1880 года!  

Вчера губернатор Орловской области Е.С. Строев принял делегацию руководителей российско-канадской программы "Содействие реформированию государственного управления в Российской Федерации" во главе с содиректором программы с канадской стороны Даррелом Прокопцом. Во встрече также принял участие президент российского Фонда правовых проблем, федерализма и местного самоуправления С.В. Кабышев.  

То, что творится сегодня в отечественном ЖКХ, больше всего подходит под определение "пир во время чумы". Длящаяся уже несколько лет эпидемия реформирования коммунальной отрасли приобретает четко выраженную хроническую форму. Трубы, крыши текут всё бодрее. Батареи отказываются греть всё настойчивее. Тарифы - всё выше, и выше, и выше. К заветной 100%-ной отметке, которая... уходит в бесконечность. Словом - чума для всех нас, потребителей коммунальных услуг. Зато для их поставщиков - роскошный пир. Можно работать не бей лежачего и при этом всё энергичнее доить население. Ведь если во всем мире модернизация коммунального комплекса ведется за счет частных инвесторов, то в России, легко догадаться, - за счет населения.  

По традиции труженики сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности отмечают свой профессиональный праздник во второе воскресенье октября - в канун завершения осенних полевых работ. Об итогах сельскохозяйственного года, о ближайших перспективах агропромышленного комплекса Орловщины рассказал в интервью нашему корреспонденту начальник управления сельского хозяйства и продовольствия администрации области Вячеслав Михайлович Серов.  

Несколько лет назад в Орле собрались руководители областей Центрального округа страны, пригласили министра сельского хозяйства и спросили прямо: будет ли государство закупать зерно у селян, ведь иначе деревня погибнет. Тогда Гордеев сказал: "Да скоро деревни, как таковой, какой мы привыкли понимать ее в России, не будет". Тогда эта фраза показалась мне сакраментальной (холодок пробежал по спине), хотя и несколько загадочной.