ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Обязанность государства - защищать народ

[color=blue]Выступление губернатора Орловской области Е.С.СТРОЕВА на открытии российско-канадского семинара по проблемам правотворчества в федеративном государстве[/color] Уважаемые гости, участники семинара! Мы рады приветствовать на орловской земле наших друзей из Канады, а также представителей Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации. Сегодня мы продолжаем нашу дискуссию на тему содействия правовым реформам. Этот вопрос для России является одним из самых актуальных: меняется система власти, от плановой социалистической экономики государство перешло к рыночной, утвердилось понятие частной собственности. В стране произошли радикальные изменения, и, соответственно, многие базовые законы, которые необходимы в рыночных условиях, должны быть написаны заново.



Все мы помним брошенный когда-то центральной властью лозунг: "Все, что не запрещено законом, - разрешено". Но поскольку в стране не было никаких законов рыночной экономики, многие восприняли этот лозунг как полную свободу действий. Все пошло по
революционному принципу: "грабь награбленное" или "бери у государства все, что сумеешь". Огромные богатства страны оказались поделенными между узкой группой лиц. Неожиданно в России появились такие "короли", которых нет и не было на Западе за всю историю существования капитализма. Произошла чудовищная поляризация между богатыми и бедными. Одни покупают яхты, самолеты, корабли, а для других проблема получить заработную плату в 2-3 тысячи рублей.
Нынешнему руководству государства приходится прилагать гигантские усилия для того, чтобы выправить этот страшный перекос. Мы все понимаем: если взаимоотношения между властью, обществом, бизнесом и конкретным человеком не войдут в нормальное правовое русло, то Россия никогда не выберется из этой тупиковой ситуации.
Проблема справедливости, равенства затрагивает огромный исторический пласт философского, политического и культурного наследия человечества. В разных странах и на разных континентах к ее решению подходили по-своему. Наиболее острые разногласия разгорелись по теме всеобщего равенства: что приведет общество к прогрессу - всеобщее уравнительное распределение или возможность каждого зарабатывать самостоятельно и служить обществу?
Немало споров возникло и по вопросу роли государства в жизни общества. Государство должно ограничиться ролью ночного сторожа или оно обязано реально управлять и поддерживать равенство между всеми слоями населения, способствовать стабильности в обществе, вырабатывать стратегию социально-экономического развития? Что дальше делать с конкретными людьми, которые попали в полосу бедствия - не только в силу того, что они неспособны работать, но и в силу самых разных обстоятельств, в том числе и природно-климатических катаклизмов. Может ли и должно ли государство стоять в стороне?
Острые разногласия по этим вопросам имели место на этапе становления российской федеративной системы власти. Я - один из непосредственных участников этих дискуссий, которые не утихли еще и по сей день. Представители неолиберализма по-прежнему настаивают на полном вытеснении государства из экономики, сталкивают Россию в анархию рынка. И это, повторяю, при том, что буквально у всех на памяти разительные примеры того, как под прикрытием псевдорыночной идеологии самые "жирные" куски государственной собственности были цинично приватизированы, а наиболее одиозные "идеологи" сегодня сбежали за границу и оттуда поливают грязью Россию.
Понятно, что в условиях политического плюрализма создавать новые законы очень сложно. Но какие бы трудности при этом ни приходилось преодолевать, у нас все равно в основе законов, законодательного процесса должен стоять человек, способ защиты человека. А способ организации производства - это уже другая сторона вопроса, которая должна больше рассматриваться на уровне технологии взаимоотношений. Технология может, должна быть суровая и жесткая, а законы по отношению к личности - прежде всего уважительными. У нас же нередко путают технологию с законами. В результате иногда возникают острые противоречия, когда богатые люди, имея огромное влияние во власти, стараются свои технологические интересы протолкнуть через законы и таким путем защитить свой бизнес, но не народ. В этом вся беда.
Что касается Орловской области, то мы давно сказали, что выступаем за принцип социально ориентированной рыночной экономики. У нас нет аллергии к частной собственности, в том числе на землю, у нас нет ненависти к бизнесу. У нас есть желание сделать все, чтобы поддержать активность любого человека, который вошел бы в эту среду рынка, проявил свои природные дарования. У нас есть желание сделать все, чтобы в условиях рыночной экономики мы ни в коем случае не забыли молодое поколение - с одной стороны, и ветеранов - с другой. В начале 1990-х годов широко пропагандировалась идея сократить число вузов, закрыть институты и оставить в регионах по одному университету. Мы не пошли по этому пути, а, наоборот, открыли десять вузов: университетов, академий, институтов, дали право получить высшее образование практически каждому молодому человеку. Не просто право: мы дали возможность молодому человеку открыть глаза на реальную жизнь, на реальную действительность и научиться работать не молотком и топором, а головой и с помощью компьютера. Многие юноши и девушки сегодня свободно разговаривают на иностранных языках.
Когда молодой человек имеет право и возможность получить высшее образование - это уже победа. Это великое дело, и только с годами мы поймем всю его значимость.
Мы открыто заявляем: какая бы реформа ни проводилась - монетизация льгот или еще что-то в этом же роде - мы все равно будем защищать свой народ. Когда в стране разгорелись страсти - где взять деньги для старшего поколения - Орловская область со своим небогатым бюджетом в пять раз увеличила финансирование по социальной строчке. Мы погасили этот никому не нужный пожар. У нас и сегодня 70 процентов областного бюджета идет на социальные нужды. Эту тему мы будем проводить и дальше, поскольку прекрасно понимаем: у нас нет ни нефти, ни золота, ни алмазов. У нас есть одно - наши русские люди, наш человеческий капитал, и мы должны сделать все, чтобы поддержать дух народа, веру людей в завтрашний день. Через эту веру мы стараемся раздвинуть горизонты не только для системы власти и управления, но и открыть перспективы для молодого поколения. Мы верим, что все равно солнце взойдет над всей Россией!
Сегодня, когда выросли цены на нефть, главная задача - не "споткнуться" на этих высоких ценах, не разбазарить полученные деньги, а вложить их в экономику так, чтобы заработало производство. Если из заводской трубы идет дым - значит, работают машины, работает человек. А если люди работают - они получают заработную плату. Значит, есть товар, который надо продавать. Значит надо, чтобы на всех предприятиях работали машины, работали люди! Тогда мы скажем: страна на правильном направлении. Законодательная база должна поддерживать, создавать такие юридические основы, которые позволяли бы безбедно жить всем, кто трудится, эффективно развивать экономику.
С начала 2006 года вступает в силу Федеральный закон № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", начинается практический этап становления реального местного самоуправления. В Орловской области еще в 1996 году был принят региональный закон о местном самоуправлении. Он позволил создать двухуровневую систему местной власти - ту самую, которая теперь должна быть создана в масштабах всей страны. Мы полностью перешли на выборную систему, когда и нижний, и второй уровень, и областной, вплоть до губернатора, всенародно избирались.
В связи с реформой местного самоуправления у нас не существует проблемы с кадрами. Десять лет назад была создана академия государственной службы, подготовившая за эти годы несколько тысяч управленцев.
Полностью решен вопрос границ муниципальных образований. Есть четкое разделение: государственные земли, земли резервного фонда, земли местных поселений. Вообще, что касается земли, то на Орловщине она давно отдана в крестьянскую частную собственность. Крестьянам принадлежит 182 тысячи земельных паев. Остался еще один, самый трудный, вопрос - финансовое обеспечение местного самоуправления, распределение бюджетных средств. Этот вопрос не хочет всерьез рассматривать правительство, почему-то он вскользь, поверхностно проходит в Федеральном Собрании... Как будто его не существует. Я еще раз подчеркиваю: вопрос межбюджетных отношений, прежде всего вопрос финансового наполнения закона о местном самоуправлении, в России не решен. Потом можете обвинять местные органы власти, регионы, но реализация закона осложнится именно по этой причине. Если дом разрушен - его сначала надо восстановить, а потом передавать дальше. Но восстанавливать-то его не на что. А между тем сегодня в стране очень много ветхого и аварийного жилья. Есть много нерешенных проблем, связанных с состоянием коммунальной инфраструктуры, - они тоже не решаются, и деньги на эти цели не выделены. Поэтому важно не просто написать и принять закон - их всегда умные люди писали, - нужно, чтобы закон работал, а для этого у каждого документа должна быть соответствующая финансовая основа.
Мы десять лет живем по областному закону о местном самоуправлении. Он изначально предусматривал переход муниципалитетов на самофинансирование и самообеспечение. У нас 70 процентов районов уже сами обеспечивались финансами. Но в этом году возникли трудности. Почему? Ответ прост: все основные доходы федеральная власть взяла на себя, а опустить "вниз" деньги не сумела, не решилась. И этим самым поставила живущих на местах людей в тяжелое положение. Не по этой ли причине люди побежали жить в Москву? Она сегодня "раздувается", словно шар, стала одним из самых крупных и дорогих мегаполисов планеты.
А коренная Россия опустошается. Люди, как в 1917 - 1918 годах, бросают землю. Бегут и из Сибири, из других регионов. Разве это отвечает интересам нашей государственности? Конечно, нет. Финансовые потоки надо направлять не в Москву, а на территории, туда, где еще живут люди, где они могут работать. Иначе Россия будет сжиматься, как шагреневая кожа, и мы потом вспомним через 15 - 20 лет, какую беду сотворили, сосредоточив 80 процентов финансовых ресурсов в Москве.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть: совершенствование законотворческой деятельности после смены всей парадигмы государственного строительства и общественного развития стало одной из главных задач для России. Законодателям предстоит еще многое сделать для укрепления системы власти в стране, создания эффективных институтов местного самоуправления, гражданского общества. В их становлении России может быть полезен канадский опыт, особенно с учетом того, что Канада, как и Россия, является федеративным государством.
Уважаемые коллеги! Я желаю вам успешной и плодотворной работы. Уверен, она будет способствовать построению в России правового государства, демократического общества, способного адекватно отвечать на все вызовы современности.


13.10.2005 08:12

Похожие новости

Вчера состоялась встреча губернатора Орловской области Е.С. Строева с директором ООО "Аграрная инвестиционная компания "Агрико" В.С. Бовиным. В ходе беседы обсуждались перспективы сотрудничества компании с Орловской областью. В частности, речь шла об использовании потенциала "Агрико" в развитии аграрного комплекса области, увеличении производства сельскохозяйственной продукции. Соб. инф.  

Губернатор области Е.С. Строев вошёл в состав правительственной комиссии по совершенствованию взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Правительства России М.Е. Фрадков.  

[color=blue]Общественному пассажирскому транспорту всё труднее конкурировать с частником[/color] Тот "круглый стол", прошедший в конце прошлого года в редакции "Орловской правды", получился непривычно "горячим". Еще бы! Ведь в центре внимания его участников оказались острейшие, социально значимые проблемы сохранения общественного пассажирского транспорта, организации системы качественных, и главное - безопасных, перевозок. Разумеется, не осталась в стороне и актуальная тема резко обострившейся в последнее время конкуренции на привлекательном рынке пассажирских перевозок.  

Когда-то по этому, деревянному еще, мосту звонко цокали подковы городских экипажей. Позже сыпались прямо в тихий Орлик горошины трамвайных звонков. И всегда - звучали голоса многочисленных пешеходов. Да, Александровский мост честно и надежно служил орловцам с далекого-далекого 1880 года!  

Вчера губернатор Орловской области Е.С. Строев принял делегацию руководителей российско-канадской программы "Содействие реформированию государственного управления в Российской Федерации" во главе с содиректором программы с канадской стороны Даррелом Прокопцом. Во встрече также принял участие президент российского Фонда правовых проблем, федерализма и местного самоуправления С.В. Кабышев.