КУЛЬТУРА


Держава Рериха — без границ

«Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесенный ни на какие карты, он действителен и существует не менее чем Орловская губерния или королевство Испанское». Эти строки писатель Леонид Андреев, наш знаменитый земляк, посвятил Николаю Константиновичу Рериху (1874—1947).



Держава Рериха — без границ Художник, писатель, поэт, философ, путешественник, археолог… За свою жизнь Николай Рерих успел многое испытать, увидеть, осмыслить и многое успел оставить людям.
Нельзя сказать, что Николай Рерих посвятил свою жизнь искусству и философии. Скорее, то и другое было для него средством познания мира. 7000 живописных полотен и более 30 научно-философских трудов не цель жизни и даже не способ реализовать себя, а лишь средство поделиться с людьми итогами своих поисков…
«Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь. Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса».
В Орловском музее изобразительных искусств 18 октября открылась выставка картин Николая Константиновича Рериха «Держава Рериха». Выставка является совместным проектом Орловского музея изобразительных искусств и Международного центра-музея имени Н. К. Рериха (г. Москва).
Помимо картин Николая Рериха и Святослава Рериха (его сына) на выставке представлены фотографии и видеофильмы, посвященные жизни, творчеству и общественной деятельности художника и его семьи.
Своим учителем живописи и жизни Рерих считал Куинджи, у которого учился в Академии художеств.
1897 год. В качестве дипломной работы Рерих представляет в Академию художеств полотно «Гонец». Сюжет картины — из древнерусской летописи: гонец в ладье спешит с вестью, что «восстал род на род». С «Гонца» началась известность художника Рериха — картину приобрел сам Третьяков для своей галереи.
Но Лев Николаевич Толстой увидел в Рерихе не только художника, но и философа, и его напутствие оказалось для Николая Константиновича особенно ценным:
«Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше: жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет».
1901 год — Николай Рерих женится на Елене Ивановне Шапошниковой, правнучке великого Кутузова. С тех пор они неразлучны. Все их дела и все их начинания — общие. Современница так писала о них: «Такой семьи я еще не встречала. Это был единственный брак, в котором люди любили и уважали друг друга и считались с мнением другого все время, каждый час и минуту. Не было не только разногласия или упрека, но даже тени непонимания».
Нашего земляка Леонида Андреева и Николая Рериха связывали долгие годы дружбы. Совершенно разные и по характеру, и по убеждениям, они могли, тем не менее, оценить творчество друг друга. Рерих считал статью Андреева «Держава Рериха» одной из лучших работ о своем творчестве. Полотна мастера Андреев сравнил с драгоценностями, которые, словно «чарующие и священные сны», сближают смертную душу «с миром неземных откровений». В дальнейшем название статьи стало нарицательным в определении всего творческого наследия художника. В состав выставки вошли копии нескольких писем Андреева к Рериху из отдела рукописей МЦР и его знаменитая статья.
Долгое время Николай Рерих занимал пост председателя объединения «Мир искусства». Современник поэтов и художников Серебряного века, свидетель зарождения новых направлений в искусстве, он сам ни к какому веку и течению не принадлежал. У него был свой путь.
С 1920 года Рерих жил за рубежом, главным образом в США.
1924—1928 годы… Под руководством Рерихов Центрально-Азиатская экспедиция исследовала малодоступные области Центральной Азии и Гималаев, прошла через Индию, Китай, Казахстан, Россию, Алтай, Монголию и Тибет.
Весь сложнейший маршрут вместе с Николаем Константиновичем прошли его жена Елена Ивановна Рерих и старший сын Юрий Николаевич, известный ученый-востоковед.
Прямо на маршруте Николай Рерих создал более 500 картин. Две из них — «Исток Инда» (1925) и «Ладак. Ле. Королевский дворец» (1925) — включены в экспозицию. За серию картин «Гималаи» Рериха стали называть в Индии Мастером гор. В результате научно-исследовательской работы сотрудников Музея имени Н. К. Рериха картины серии «Гималаи» будут представлены с уточненными названи-ями и дополнены полотнами «Дозорный» и «Ведущая», «Вестник от Гималаев», «Меч Гесер-хана», «Китайская сказка», «Река Чандра», «Буря», «Лахул», «Тибет», «Нанга Парбат», «Корабль пустыни», «Слава Гималаев» и др. произведениями.
1929 год. Тридцать два года спустя после того, как были сказаны пророческие слова Толстого: «...Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет», Николай Рерих учредил Институт гималайских исследований (или Институт Урусвати) в долине Кулу (Западные Гималаи) и сделал его своей постоянной резиденцией.
На выставке представлена работа Святослава Николаевича Рериха (1904—1993) — портрет Н. К. Рериха (1930-е гг.).
С. Н. Рерих воплотил в жизнь идеи отца и стал инициатором создания Международного центра Рерихов. Именно он передал в Россию уникальное художественно-научное наследие своей семьи, которое бережно хранится в Музее имени Н. К. Рериха. «Будем стремиться к Прекрасному» — этот девиз особенно часто звучал из уст художника. Он, как и все члены семьи Рерихов, неизменно верил в великое будущее своей Родины.
Идеи Н. К. Рериха о необходимости действенной защиты культурных ценностей человечества от разрушения и невежества воплотились в особом документе, Пакте Рериха, подписанном в 1935 году многими странами мира.
По инициативе Николая Константиновича во всем мире были организованы многочисленные культурные центры. Его последователи создали в России Международный центр-музей им. Н. К. Рериха (г. Москва), Международную лигу защиты культуры, многочисленные культурно-просветительские организации.
Международному центру Рерихов принадлежит одна из самых крупных коллекций произведений художника (около 700 картин). Эта организация, в состав которой вошел Музей имени Н. К. Рериха, была создана в 1989 г. по инициативе младшего сына художника Святослава Николаевича Рериха, передавшего в 1990 г. из Индии в Россию наследие семьи Рерихов.
«Будьте проще и любите природу. Проще, проще! Вы творите не потому, что нужда заставила. Поете, как вольная птица, не можете не петь. Помните, жаворонок — над полями весною! Звенит в высоте! Рулите выше!».
Эти слова, пылкие и вдохновенные, — завет нам, людям нового времени и девиз самого художника…


22.10.2013 15:13

Похожие новости

Ступени мастерства В областном выставочном центре открылась выставка «Ступени мастерства», посвященная 25-летию основания Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.  
Видения без антракта Октябрь порадовал нас гастрольными спектаклями в «Свободном пространстве».  
Таланты и поклонники Литература — высший дар Божий. Потому-то её и облепляют тьмы и тьмы сочинителей, желающих присосаться своими мушиными хоботками к сладостному слову Писатель.  
Колокольный звон эпох В Орловском краеведческом музее открылась персональная выставка белгородского фотохудожника Анатолия Лукьянова «Земля победителей». Выставка завершает цикл экспозиций, посвященных 70-летию освобождения Орла от фашистских захватчиков.  
Звезда для Артура «Орловская правда» организовала для ребенка-сироты Артура К. встречу с актером и шоуменом Иваном Охлобыстиным.