КУЛЬТУРА


Музыка мира и дружбы

Под девизом "Музыка мира и дружбы язык" шагает по городам и весям Орловщины фестиваль детского самодеятельного художественного творчества. Можно сказать, что половина пути уже пройдена. Недавно районные дома культуры Хомутово и Хотынца звенели радостными детскими голосами. Музыка, песни, танцы, красочная феерия костюмов, горячие аплодисменты и счастливые лица в зале - одним словом, праздник. Юные артисты из восьми районов области демонстрировали своё мастерство.



До подведения окончательных итогов фестиваля ещё не скоро, и жюри под председательством члена Союза композиторов Белоруссии И. В. Ходоско пока не высказывает вслух свои оценки. Тем не менее зрители и специалисты, не причастные к судейству, уже имеют своё мнение и, достаточно активно обсуждая это событие, ставят свои плюсы и минусы как выступлениям районов в целом, так и отдельным исполнителям и творческим коллективам. Справедливости ради надо сказать, что откровенно негативных оценок я не слышал, кроме лёгкого недоумения, когда репертуар был явно не детским. Но, слава Богу, этого было мало. В основном руководители позаботились о том, чтобы тематика концертных номеров соответствовала особенностям возраста.
О чём же поют, о чём говорят, с чем выходят на большую сцену дети из орловской глубинки?
Уже названия концертных программ могут сказать о многом. Вот некоторые из них: "Прекрасное слово "жизнь" (Залегощенский район), "Карнавальный серпантин" (Новодеревеньковский), "Синеокая Орловщина моя" (Шаблыкинский).
Тема патриотизма красной нитью проходит во всех выступлениях. Причём в исполнении детей она звучит искренне, неподдельно и чисто. Песни композитора Ирины Хрисаниди из Орла или стихи о России, орловском крае, своей родной деревне поэтессы Веры Балабановой из Хотынца вызывали порой больше аплодисментов, чем исполнение под фонограмму популярного шлягера. И это отрадное явление. Люди явно устали от бесконечно льющегося пошлого потока юморных и музыкальных телевизионных шоу, хочется испить чистой водицы из вечных родников народного творчества. А оно, как показывает фестиваль, всё активнее начинает противостоять массовой западной и доморощенной псевдокультуре и вытеснять её.
Актуальная тема борьбы с наркоманией прозвучала в выступлении подросткового коллектива при Залегощенской центральной библиотеке, которым руководит Лилия Симбирцева. "Шаг в пропасть" - так называется литературно-музыкальная композиция в его исполнении. Примечательно то, что в зрительном зале в это время было много подростков и они наградили своих сверстников на сцене горячими аплодисментами.
Язык танца понятен всем без перевода. Поэтому тема дружбы народов в полный голос звучит в выступлениях хореографических коллективов и массовых финальных сценах. Танцы народов мира, как эстрадные, так и народные, присутствуют в программах многих районов, но наиболее полно они представлены в Урицком и Новодеревеньковском, где этот жанр традиционно популярен.

Если говорить о жанрах, то на первом месте, безусловно, стоит песенный. Наиболее полно представлено сольное пение. Немало дуэтов и ансамблей и в меньшей степени присутствует пение хоровое. Но радует тот факт, что в таких массовых коллективах, которые в недалёком прошлом состояли в основном из девочек, сейчас много мальчиков и подростков. Яркий пример тому - хор из Красной Зари. Выступление артистов этого района было пронизано от начала до конца мальчишеским задором.
Художественное слово является связующим элементом всех концертных программ. Благодаря грамотно подобранным стихотворным заставкам большинство из них смотрелось цельно и гармонично. Показательны в этом смысле программы Хотынецкого и Шаблыкинского районов. А все концертные номера Урицкого района связала весёлая сцена из спектакля по произведениям Н. Носова "Как Незнайка был музыкантом".
Больным вопросом на протяжении нескольких десятилетий является отсутствие в сельских клубах оркестров. Духовая музыка "приказала долго жить". Ансамбли народных инструментов, где главное место отводится гармошке и ложкам, редко поднимаются выше освоения "Страданий" и "Барыни". Поэтому открытием фестиваля, как выразился директор областного центра культуры А.И. Аксютин, было "явление настоящего классического оркестра народных инструментов народу" из Шатиловского СДК (Новодеревеньковский район). Двадцать юных музыкантов (балалаечников, домристов, баянистов) под управлением профессионального дирижёра Валерия Белоцкого исполнили вальс "Грёзы" В. Андреева и вариации на тему русской народной песни "Как под яблонькой". Причём внешний вид, культура исполнения и поведения на сцене были далеко не дилетантскими. Если добавить к сказанному такое же впечатление от выступления хора, которым руководит Валентина Белоцкая, то можно говорить о начале возрождения классических музыкальных традиций Шатиловской опытной станции.

В положении о фестивале есть чёткая установка на участие в нём детей, которые приобщаются к искусству в сельских клубах и Домах культуры, то есть не обучаются игре на музыкальных инструментах, танцам, пению в специализированных школах. Не все районы этой установки придерживаются. Если новодеревеньковцы, например, задействовали ребят не только из районного Дома культуры, но и из семи сельских клубов, то верховцы - только из одного Русского Брода.
В анализе двух фестивальных дней я намеренно не стал фиксировать внимание на отдельных исполнителях. Многие из них заслуживают высокой оценки и не поверхностного разговора. Мы расскажем о них на страницах газеты.
Хотелось бы высказать пожелание организаторам фестиваля. Как выяснилось, ряд сёл не принял участия по причине православного поста. Не учитывать этого обстоятельства - значит входить в противоречие с традицией, которая тоже возрождается в народе.
Виктор САДОВСКИЙ.


29.03.2006 08:58

Похожие новости

Спектакль петербургского "ТеатрДома" "Двое других" с участием Андрея Урганта, Максима Леонидова и Алексея Кортнева должен был состояться на орловской сцене ещё в феврале. Но тогда с солистом "Несчастного случая" произошел тот самый несчастный случай - он заболел и не приехал. Артисты, отработав двухчасовой концерт, обещали быть в Орле в полном составе в начале весны. И сдержали своё обещание.  

24 и 25 марта, в преддверии Международного дня театра, в Орловском государственном академическом театре им. Тургенева состоится премьера спектакля по пьесе К. Гольдони "Кьоджинские перепалки". Режиссёр спектакля - Ю. Калантаров (Москва). В следующем году театральный и литературный мир отметит 300-летие со дня рождения Карло Гольдони, черпавшего вдохновение в самой гуще народной жизни, в ярких и самобытных характерах темпераментных и солнечных итальянцев. Будучи адвокатом, К. Гольдони хорошо изучил их нравы, острый и яркий язык. О жизни маленького рыбацкого городка Кьоджи с его бурными страстями зрителям поведают артисты театра М. Корнилов, А. Магдалинин, С. Аксиненко, А. Карташов, С. Мартюшева, Е. Полянская и другие. А. ВАЛЕРЬЕВА.  

Суровая зима уже передала корону владычицы юной, робкой весне. Но шлейф из снегов и холода всё тянется за своей хозяйкой. Своеобразные проводы морозной красавице устроил театр "Русский стиль". В его стенах расположилась первая выставка работ начинающего орловского фотографа Светланы Хвостиковой под неожиданным названием "Минус тридцать".  

Свежий ветер всколыхнул атмосферу одной из старейших творческих организаций нашей области. В Орловском отделении Союза художников России запахло новыми красками. В последний день зимы состоялось по-весеннему бурное собрание, результатом которого стало избрание нового состава правления. Наш корреспондент взял интервью у вновь избранного председателя, заслуженного художника России В.Н. Ефимова.  

21 марта - Всемирный день поэзии. Этот праздник был учреждён делегатами 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1999 году. Первый Всемирный день поэзии прошел в Париже (Франция) 21 марта 2000 года, где находится штаб-квартира ЮНЕСКО.