ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Слово, искреннее слово!

1920-е годы... Первые советские газетчики входили в пору творческой зрелости, пробовали свои силы в большой литературе.



Один из них - Иван Селихов. Журналист с дореволюционным стажем, руководитель губернской прессы, в 1923 году он написал стихотворение "Пролетарская печать", посвященное годовщине основания "Орловской правды":
Слово, искреннее слово!
Жизнь твоя темнее ночи...
Заковали тебя в цепи,
Ослепили тебе очи.
Но придет пора благая:
Ты расскажешь нам сначала
Всё, что ты сказать хотело,
Но о чем века молчало.
В статье сотрудника "Орловской правды" начала 1920-х талантливого журналиста, а в будущем одного из организаторов цыганского театра "Ромэн" и основоположника цыганской литературы Александра Германо "Из записной книжки местного писателя" подчеркивалось, что почти все начинающие орловские поэты и прозаики в первые годы советской власти печатали свои произведения на страницах ежедневной прессы.
Центрами литературной жизни Орла и губернии тогда стали редакции газет, при которых создавались литературные кружки, объединения. Иван Селихов писал: "Такие кружки в данное время просто необходимы. Народ проснулся от своей вековой спячки и начинает жить духовной жизнью, начинает выдвигать из своей среды богато одаренных самородков - и вот этим-то жемчужинам глубоко всколыхнувшегося народного моря необходимо на первых порах помогать выйти на открытый, широкий путь духовного творчества, разумного труда".
3 ноября 1921 года в губернской газете сообщалось, что редакция открывает в газете по четвергам постоянную литературную страницу. Первая была напечатана тут же, на четвертой полосе, под рубрикой "Уголок пролетарского творчества". Подборку венчал аншлаг:
Мы поем и куем грани
нашей судьбы,
Мы скорей кузнецы,
чем поэты...
Наши песни труда -
воплощенье борьбы,
Коллективных миров
первоцветы.
Здесь же были напечатаны стихи, очерки, рассказы, песни Ильи Лукашина, Николая Алексеевского, Евгении Селезневой, Сергея Виноградова. В те же дни газета сообщила о подготовке к изданию "Хрестоматии из лучших произведений орловских писателей и поэтов" и опубликовала объявление: "Лица, желающие принять участие, благоволят присылать свой материал с пометкой "Для хрестоматии" в редакцию".
Михаил Киреев семнадцатилетним приехал в Орел из мценской деревни в 1920 году на паровозе - был командирован сельсоветом на учебу в садоводческий техникум (медсестрой здесь тогда работала бывшая редактор "Орловского вестника" Н.А. Сентянина, пригласившая тридцать лет назад юного Бунина в Орел, - удивительное совпадение!). В вещмешке у Киреева была единственная ценная вещь - книга "Война и мир" из разгромленной помещичьей усадьбы. Михаил жадно впитывал всё новое, неизведанное, многому учился не только у Л. Толстого, но и у М. Горького. Михаил Киреев, став журналистом, готовил к печати литературные страницы, которые объединили талантливую молодежь губернии (позднее этот круг единомышленников оформился в литературную группу "Ярь").
В начале 1920-х журналистом в "Орловской правде" работал Яков Бронштейн. Он родился в 1897 году в Гродненской губернии, добровольцем ушел в Красную Армию, сражался на Западном и Туркестанском фронтах. Уехав из Орла, получил высшее образование, закончил аспирантуру, преподавал в Минском педагогическом институте и одновременно работал научным сотрудником Института литературы и искусства АН БССР, автор множества литературоведческих работ. В 1932-1937 гг. - ответственный секретарь Организационного комитета, реорганизованного в 1934 году в Союз писателей Белоруссии. Член-корреспондент АН БССР, профессор. Был расстрелян в 1937 году, реабилитирован в 1956-м...
В литстраницах "Правды молодежи", в воскресных номерах "Орловской правды" большой популярностью пользовались очерки, стихи и рассказы Михаила Киреева, Николая Басова, Николая Бормотова, Ирины Искры, Сергея Орловского, Николая Шевлякова и других. О чем они писали? В 1934 году в Воронеже вышел из печати сборник рассказов М. Киреева "На линию", посвященный классовой борьбе в орловской деревне. Классовым врагом является бывший лавочник, не пустивший в свой дом сбившегося с дороги в лютый мороз кооператора ("В своих местах"); кулак, идущий на убийство ради спрятанного хлеба ("Яма"). Большинство этих рассказов печаталось в "Орловской правде", причем рассказ "Думай, сосед" заметил
Ф.И. Панферов и поместил его в журнале "Октябрь", а затем в московском альманахе "Наше поколение".
Не случайно в письме к орловскому писателю Ивану Вольнову от 23 января 1925 года Максим Горький спрашивал: "Издается в Орле газета? Нельзя ли высылать ее мне? Был бы очень благодарен". Вскоре он стал получать "Орловскую правду" - ее регулярно посылали в Италию.
В ноябре 1926 года был зарегистрирован устав группы "Ярь" при газетах "Орловская правда" и "Правда молодежи", объединившей десять начинающих писателей. Многие из них были журналистами, другие сотрудничали с прессой внештатно, как рабселькоровский актив. Устраивали литературные вечера, где обсуждались поэтические произведения и проза участников литгруппы, лучшие отбирались и рекомендовались для литературных сборников.
В биобиблиографическом указателе "Деятели книжной культуры орловского края" искусствовед
Т.А. Тимашева указывает: "В 1926 г. после окончания 2-й девятилетней школы и Орловской изостудии Мищенко начал работать в газете "Орловская правда" и других местных изданиях". Однако Алексей Иванович Мищенко пришел в журналистику значительно раньше. При редакции "Орловской правды" еще в
июне 1925 года были созданы два коллектива художественной самодеятельности - "Синяя блуза" и "Красная рубаха". Молодые писатели Орла, журналисты принимали активное участие в работе этих "живых газет". А.И. Мищенко вспоминал:
"Это были своеобразные театрализованные выступления. Выступали мы в рабочих синих блузах; стол, стул, картонный цилиндр для роли капиталиста, большие очки для бюрократа - вот и весь реквизит синеблузников. Репертуар строился на актуальном, злободневном материале, часто на местные темы и события. Из обильного редакционного материала "Орловской правды", писем рабселькоров и рабкоров поэты и журналисты редакции создавали интересные скетчи и водевили. А по форме выступления напоминали живую газету - передовая, фельетон, частушки, раешник.
Наши писатели и поэты создавали тексты, близкие и понятные для рабочей и крестьянской аудиторий. В этих случаях мы выступали не только в синих, но и в красных рубахах, под соответствующим названием "Красная рубаха"; постоянной аудиторией тогда для нас был Дом крестьянина".
В начале 1930-х годов А.И. Мищенко переехал в Москву. Работал художественным редактором издательств "Искусство", "Молодая гвардия", издательства Академии педагогических наук, иллюстрировал более 20 книг, в том числе "Город Орел", "На родине Тургенева", был удостоен звания "Заслуженный работник культуры РСФСР", до конца своей жизни не терял связи с "Орловской правдой"...

Алексей КОНДРАТЕНКО.


29.03.2006 09:01

Похожие новости

На одном из недавних заседаний коллегии администрации области был рассмотрен вопрос о выполнении областной целевой программы "Жилье для молодой семьи" в 2004-2005 годах. В настоящее время специально созданной рабочей группой ведется подготовка проекта новой программы по обеспечению жильем молодых семей в Орловской области на период 2006 - 2010 годов. О результатах реализации программы "Жилье для молодой семьи" в течение последних двух лет, а также о внесенных в нее изменениях читателям "ОП" рассказывает начальник областного управления по делам молодежи и физической культуре В. В. Агибалов.  

Вчера состоялось заседание коллегии администрации области, на котором обсуждался ход реализации в Орловской области национального проекта "Здоровье". Заместитель губернатора по вопросам социальной политики А.А. Лабейкин выступил на коллегии с докладом, текст которого мы сегодня публикуем.  

Вчера в Орле загорелась крыша дома на площади Мира, 5. Это здание известно тем, что на нём 5 августа 1943 года был водружён красный флаг, ознаменовавший освобождение города от немецко-фашистских захватчиков.  

[color=blue]Выступление губернатора Орловской области Е.С. Строева на совещании "Об организации проведения весенних полевых работ и реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК"[/color]  

Заметили ли вы, уважаемые друзья, как часто в последнее время по телевизору мелькают иностранные светила с фразами типа: "Всё прогрессивное человечество обеспокоено...", "Международное сообщество бьёт тревогу...", "Западный мир с всё возрастающей тревогой следит за усиливающимися антидемократическими тенденциями в ..." Ну, естественно, в России. Они там, за бугром, все сильнее беспокоятся за наши "общечеловеческие ценности". И всё навязчивее вещают себе, нам, странам третьего мира, вообще любому кто, их почему-либо слышит, что в России происходит некий откат от "правильного", "нужного" (им) курса.