ОБО ВСЁМ


Свет и тени орловского сервиса

- Вот так пропадают предприятия бытового обслуживания! - возмущалась Наталья Ивановна Жданова, директор ОАО "Чайка". Разговор за "круглым столом" в городском управлении торговли накануне профессионального праздника работников "бытовки" получался совсем не праздничным.



Что же так взволновало руководительницу предприятия по ремонту обуви "Чайка"? Придя на эту встречу, она совершенно случайно узнала, что в комиссию по землепользованию г. Орла поступило заявление от одной структуры с просьбой продать ей участок земли по ул. Комсомольской, 27. Помещение же по этому адресу было передано в собственность "Чайки" в процессе приватизации еще в 1993 году, а земельный участок - в бессрочное пользование, на что имеются документы. На встрече за "круглым столом" Н.И. Жданова рассказывала, что мастерские этого предприятия обслуживают население со слабым материальным достатком. И, по ее мнению, своими действиями зарвавшийся чиновник, подавший такую заявку, ставит под угрозу существование всего ОАО "Чайка", которое пока стабильно работает. Мастерская на Комсомольской, 27 дает 70% объема услуг по ремонту обуви. Это высокомеханизированный участок, обслуживающий малоимущие слои населения по договору с администрацией г. Орла.
Как раз перед Ждановой директор вполне успешного ателье "Одежда с иголочки" А.С. Кулешова с болью говорила о том, что закрываются ателье в самом центре города: нет уже "Силуэта" на Московской, "Березки" на Ленинской. Недавно к Кулешовой приходили устраиваться опытные мастера из ателье "Лада", которые в "трилистнике" дорабатывают последние дни.
Но если вникнуть в эти ситуации глубже, то нужно признать, что директор "Чайки" могла бы внимательней следить за изменениями в земельном законодательстве и привести документы на землю в соответствие с новыми реалиями. (Забегая вперед, скажем, что Н.И. Жданова обратилась к председателю горсовета В.И. Уварову, и он обещал помощь в решении этой проблемы). Нужно сказать, что закройщики и швеи из "Силуэта", "Лады", продавая свои акции, доли посторонней фирме, могли бы раньше понять, чем это может закончиться. Кстати, часть бывших работников "Силуэта" сейчас обшивают своих клиентов в новом ателье "Силуэт плюс", расположенном, правда, уже не на центральной улице Орла. Работницам "Лады" новый владелец сейчас предлагает арендовать помещение на ул. Салтыкова-Щедрина по 300 рублей за квадратный метр. Они в ужасе: такую аренду не потянут. Думаю, что им лучше обратиться к городским властям. Сейчас предприятия службы быта платят городу за аренду до 100 рублей за квадратный метр. К сведению для мастериц из "Лады": ателье "Одежда с иголочки" сумело удержаться на плаву не только потому, что здесь умеют шить, но и потому, что это практически мини-дом быта. Здесь наряду с шитьем и ремонтом одежды, головных уборов можно получить и другие услуги, вплоть до ремонта часов и проката свадебных платьев.
Сегодня в городской сфере бытового обслуживания далеко не однозначная ситуация. И встреча за "круглым столом" еще раз убедила в этом. Если обратиться к статистике, то есть повод говорить о довольно динамичном развитии отрасли. Начальник городского управления торговли и потребительского рынка А.М. Лазарев привел цифры: в начале 2006 года в Орле работали 511 предприятий бытового обслуживания населения разных форм собственности. Если назвать такие предприятия отрасли, как ОАО "Орелсервис", ОАО "Снежинка", ОАО "Чайка", ЗАО "Каролина", ООО "Фирма "Фигаро", ООО "Одежда с иголочки", ООО "Фото-плюс", компания "Домашний текстиль", компьютерный салон "Багира", салон-парикмахерская "Парижанка", то многие читатели наверняка скажут: "Мы их хорошо знаем". А объявления с предложением новых услуг - по уборке квартир, офисов и подъездов? А предложения типа "хозяин на час"?.. Но если посмотреть на структуру отрасли, то самый большой удельный вес среди предприятий (25,4%) занимают парикмахерские. На втором месте услуги по ремонту, окраске и пошиву обуви (16,8%), на третьем - услуги станций техобслуживания транспортных средств (9,8%). Затем идут предприятия по ремонту и пошиву швейных изделий и вязанию трикотажа, фотоателье, по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники и телерадиоаппаратуры, ремонту часов, ремонту и изготовлению мебели, ремонту ювелирных изделий, следом за ними - услуги химчистки и крашения, прачечные.
Директор ОАО "Снежинка" Л.И. Харитонова за "круглым столом", например, рассказывала, что это предприятие выживает на рынке за счет применения новых технологий, повышения качества обслуживания, освоения нетрадиционных видов услуг (всего оказывается 60 видов). Бич всех предприятий химчистки - засилие контрафактной продукции. Даже в дорогих магазинах подчас продаются дубленки и костюмы, на которых пришиты лейблы от... мужского белья. И только профессионализм работников позволяет справиться на должном уровне с чисткой такой одежды. Директор ателье "Одежда с иголочки" А.С. Кулешова поделилась хорошей новостью: на одном из орловских предприятий для них изготовили два современных утюга. Потрачены деньги, но зато насколько облегчился процесс шитья и обработки тканей! Характерно, что многие выступавшие на этой встрече - и директор ОАО "Орелсервис" Т.А. Новикова, и Л.И. Харитонова, и другие - говорили о необходимости большего внимания со стороны властей, о желательности доступных кредитов, серьезных льгот по арендной плате, по плате за землю, за техническое обслуживание арендуемых муниципальных помещений. К этой теме мы вернемся чуть позже.
А сейчас - о довольно неоднозначной ситуации на рынке парикмахерских услуг. Участницы "круглого стола" спрашивали мнение владельца фирмы "Фигаро": почему количество парикмахерских растет быстрее, чем в других сегментах сервиса? В.Е. Верижников ответил, что многих, очевидно, привлекает быстрая оборачиваемость денег. Кого-то устраивает, что можно начать дело при небольших затратах: купили зеркало, дешевый шампунь на рынке, плохонький инструмент, а принимать клиентов, дескать, можно и дома. Но нужно понимать, какой здесь профессиональный уровень. А если заниматься парикмахерским бизнесом серьезно, то он требует больших капитальных вложений. Семейную фирму "Фигаро" бизнесмен Верижников со своей женой, парикмахером-модельером высокой квалификации, открыл 12 лет назад. Он вложил серьезные средства в оснащение салона, приобретение оборудования, в обучение мастеров. И сразу соответственно поднял расценки на услуги. Своими победами он считает, во-первых, четвертое место представительниц фирмы "Фигаро" на недавнем международном конкурсе в Санкт-Петербурге сразу в двух номинациях: среди парикмахеров и среди мастеров педикюра. А во-вторых, победа для него - недавнее открытие в Орле своего учебного центра по повышению квалификации парикмахеров. В ближайших планах - открытие уже третьего по счету салона "Фигаро" и сервисного центра по ремонту, заточке инструмента. Верижников с тревогой отмечал, что во многих парикмахерских работают девушки, окончившие только двухмесячные курсы, поэтому и качество обслуживания здесь неважное. Удивлялся, что порой представители других парикмахерских покупают в "Фигаро" только одну пачку одноразовых воротничков, чтобы произвести впечатление на проверяющих из СЭС. Неужели трудно постоянно применять одноразовые полотенца и воротнички? На стоимости услуг это отразилось бы незначительно.
Свое мнение выразила участница "круглого стола" директор профессионального лицея № 1 депутат областного Совета Т.А. Ступина. Она согласилась с Л.И. Харитоновой, что привычный термин "бытовое обслуживание" сейчас уходит в прошлое. Это понятие социалистической экономики, со всеми ее привилегиями, плюсами и минусами. Сейчас правильнее говорить о сервисе - достаточно быстро меняющемся, прогрессивном сегменте рынка. Он, как это подтвердилось и на "круглом столе", неоднороден. Нетрудно понять, что такое предприятие, как ремонт обуви, в основном ориентировано на людей со слабым материальным достатком. Поскольку богатые имеют возможность покупать обувь на сезон и менять ее как перчатки. А в мастерские "Чайки" люди не могут принести такие деньги, которые бы оправдывали затраты предприятия на ремонт. Салоны же "Фигаро" рассчитаны на богатых, которые "проглотят" очередное повышение расценок. Льготы со стороны государства предприятиям сервиса, убеждена Т.А. Ступина, должны быть адресными. Они должны предоставляться только тем из них, которые работают с социально незащищенными слоями населения. Скажем, областная программа развития бытового обслуживания направлена прежде всего на поддержку этой отрасли в сельских районах. Льготы не могут предоставляться всем предприятиям сервиса подряд и не могут быть бесконечными. "Если вы работаете на группу обеспеченных людей, то крутитесь-вертитесь, проявляйте искусство менеджмента и зарабатывайте деньги. Таков рынок", - говорила Т.А. Ступина.
В лицее, которым она руководит, готовят кадры парикмахеров (кстати, Олеся Шепилова из фирмы "Фигаро", занявшая почетное место на международном конкурсе, ранее закончила это учебное заведение).
Т.А. Ступина продолжила тему профессионального становления молодежи. Часто работодатели пишут в объявлениях, что им нужны молодые специалисты, но с опытом работы. Когда они могут успеть получить этот опыт? Ступина предложила провести сертификацию парикмахерских города. Если вы называетесь салоном, то соответствуйте всем требованиям. Если ваша парикмахерская больше, чем на забегаловку, не тянет, то сообщите об этом своим клиентам...
Начальник отдела торговли и потребительского рынка г. Орла А.М. Лазарев отметил, что, несмотря на трудности, отрасль бытового обслуживания, где сейчас работают около 3 тыс. человек, развивается. В 2006 году, например, намечается открыть 15 новых предприятий, увеличить объем оказываемых бытовых услуг до 750 млн. рублей, обеспечить предоставление социально незащищенным слоям населения услуг на льготных основаниях, создать в Орле ассоциации или гильдии предприятий сервиса по видам услуг. А для читателей еще важно понять, что очень многие ниши в этой сфере пока не заняты. Можно открыть свое дело и быть первыми.
Людмила СТАВЦЕВА.


29.03.2006 09:06

Похожие новости

Такое может присниться только в кошмарном сне. В один не самый, как оказалось, прекрасный день Дмитрию позвонили из милиции и огорошили известием: "Вы купили краденый мобильный телефон. Придите к нам тогда-то в качестве свидетеля". Вот это да! Как это краденый? Дмитрий честно купил "бэушный" мобильник в отделе магазина. Слава богу, чек остался.  

Вечером 17 марта в редакцию "Орловской правды" позвонила заместитель директора ООО "Православный похоронный центр" Л.И. Гапанёнок. Она сообщила, что на кладбище Иоанна Богослова, расположенном у границы Орла, возможно... сжигают гроб с покойником.  

Поверить тому, что сообщал в письме житель Орла Валентин Семенович Минаев, было трудно. А история следующая. Пенсионер, проживающий в старом пятиэтажном доме по улице Цветаева, стал замечать, что многие металлические предметы в его квартире "бьют током". Даже если до них не дотрагиваешься, а, например, снимаешь полотенце с батареи - удар может последовать довольно ощутимый, так что рука сама непроизвольно отдергивается.  

6 - 7 апреля в Брянской областной научной универсальной библиотеке имени Ф.И. Тютчева Орловская региональная академия государственной службы и её брянский филиал проведут межрегиональную научно-практическую конференцию "Россия и Европа: потенциал и перспективы развития в контексте наследия идей Н. Данилевского и Ф. Тютчева".  

Существенно повысить качество жизни российских граждан - эта задача сегодня реально ставится в основу политики страны. Какова в этом масштабном деле роль парламента, органов власти, общества? Редакция "Орловской правды" обратилась к председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронову с рядом вопросов о текущей политике. Предлагаем его ответы вниманию наших читателей.