ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Устав - это серьезно

В Орловской области - 267 муниципальных образований. Их уставы в связи введением ФЗ №131 были зарегистрированы до 1 июля прошлого года. Регистрация этих документов проходила по положениям регионального законодательства. Теперь же порядок регистрации определяется федеральным законом №97 от 21.07.05 года. Отличие ныне действующего порядка от прошлогоднего состоит в том, что функции по регистрации самих уставов и изменений к ним возложены на областной отдел ГУ Минюста России. О первом опыте такой работы - в интервью "Орловской правды" с заместителем начальника отдела Т.Н. Зеновой.



- Какое значение имеет устав для муниципального образования? В чем состоят новшества его регистрации?
- Уставы муниципальных образований регистрируются в соответствии с ФЗ №97. Ответственность за достоверность сведений в уставах лежит на главах муниципальных образований. Процедура принятия устава точно прописана в ст.44 ФЗ №131. Особенность новшества состоит в том, что теперь необходимо обязательно проводить публичные слушания проекта этого документа. По 131-му закону устав является основным нормативным актом муниципального образования, на основе положений которого строится жизнь на местах. Если же процедура регистрации устава нарушена и муниципальное образование не получило свидетельство о внесении его в государственный реестр, наступают крайне неприятные правовые последствия. Устав не вступает в законную силу, а значит, все правовые акты, принимаемые в образовании, также становятся нелегитимными. Любой гражданин, обратившись в суд, сможет их оспорить. Например, так можно отменить бюджет муниципального образования и тем самым прекратить финансирование деятельности муниципальных предприятий и объектов соцкультбыта. А это, в свою очередь, чревато остановкой транспорта, невыплатами зарплаты и т.д.
- Возникают ли проблемы при регистрации уставов и изменений к ним? Как изменилась юридическая процедура сегодня?
- В прошлом году, в декабре, была завершена регистрация уставов всех муниципальных образований в области. Регистрация была упрощенной. Закон такую регистрацию предусматривал. Областной отдел Минюста экспертизу на соответствие этих документов Конституции, федеральному и областному законодательству не проводил. Теперь же возникла необходимость внесения изменений в уставы. Ясно, что эти документы, принятые в спешном порядке в прошлом году, имеют серьезные огрехи. Изменения заставляют вносить сама жизнь и прокуратура (по обязанности). Теперь в муниципальных образованиях и поселениях проводят юридическую "чистку" уставов. Но изменения в устав должны пройти ту же процедуру регистрации, что и сам документ. Они вступают в силу после регистрации в отделе Минюста и опубликования или обнародования (люди должны знать, по каким правилам живет их село, город или поселок). Но сегодня в отличие от прошлого года наш отдел уже проводит полную проверку этих изменений на соответствие федеральному законодательству, а также контролирует процедуру принятия этих изменений. И здесь уже упрощенный вариант не проходит. Несоответствие федеральному законодательству и нарушение юридической процедуры являются основными причинами отказа в регистрации.
Процедура принятия предусматривает обязательное опубликование проекта изменений и порядка их обсуждения не позднее чем за тридцать дней до утверждения местным Советом. Такой срок отведен для того, чтобы люди смогли обсудить пункты вносимых изменений, представить свои предложения. Совет также должен опубликовать либо обнародовать и результаты этих слушаний, чтобы население знало, какие замечания приняты. Форма обнародования также должна быть предусмотрена в уставе. Это может быть опубликование в СМИ либо, например, вывешивание на доске объявлений в администрации. Если процедура нарушена хотя бы по одному пункту, отдел Минюста отказывает в регистрации документа.

- Есть ли конкретные примеры таких нарушений?
- Самый свежий: Шаблыкинский муниципальный район представил для регистрации изменения в устав без проведения публичных слушаний. Естественно, регистрация не состоялась. Администрации района пришлось повторить всю процедуру принятия изменений от начала до конца, с тем чтобы внести их в государственный реестр.
С начала года уже 13 муниципалитетов подали заявления о внесении изменений в свои уставы. Кроме Шаблыкинского муниципального образования проблемы возникли также и в Орловском районе. Здесь причина отказа в регистрации - несоответствие некоторых норм федеральному законодательству. Представление об этом внесла прокуратура района. В частности, в уставе ничего не было сказано о том, какими избирательными правами пользуются граждане иностранных государств на территории района, а также не был определен порядок досрочного прекращения полномочий главы района. Основания для прекращения этих полномочий были прописаны, а как осуществить эту процедуру, не указывалось - делалась ссылка на областной закон. Однако в соответствии с ФЗ № 131 субъект федерации теперь не обладает такими полномочиями: порядок должен быть прописан в уставе муниципалитета. При определении ответственности должностных выборных лиц также делалась ссылка на закон региональный, а нужно было - на федеральный.
Необходимо, чтобы главы администраций муниципальных образований поняли важность и серьезность работы с уставами, выполнения каждого пункта действующего законодательства. Но при проведении правовой экспертизы уставов часто выясняется, что работники администраций формально относятся к этому документу.

- Что делать главам администраций, в частности, сельских поселений, если в их распоряжении нет специалистов с юридическим образованием, способных в соответствии с законодательством оформить устав?
- Юридическая техника изложения норм уставов зачастую хромает. Понятно, что в селах трудно найти грамотного юриста. В этом случае главы администраций могут обратиться за консультацией в наш отдел (г. Орел, ул. Авиационная,5, тел. 72-63-78).
После регистрации устав также необходимо опубликовать (обнародовать). И сведения об этом должны быть представлены в областной отдел ГУ Минюста. Эти сведения также вносятся в государственный реестр. В этом году 11 муниципальных образований зарегистрировали изменения в своих уставах. Сведения об опубликовании не поступили только из Новодеревеньковского муниципального района. Между тем по закону это необходимо сделать в 10-дневный срок. За невыполнение этого требования прокуратура вправе привлечь главу муниципального образования к административной ответственности.

Записал Андрей ПОМЕЛЬНИКОВ.


29.03.2006 09:08

Похожие новости

(Окончание. Начало в № 49 ). С 1 января 2006 года семьи старше 30 лет в программе участвовать не могут. Механизм программы будет заключаться в следующем - средства субсидий будут по безналичному расчету перечисляться в банк, который определяется субъектом РФ на основании тендера, конкурса. Банк-оператор программы будет аккумулировать средства как субсидий, так и молодых семей.  

Спустя неделю после вступления в должность в минувшую пятницу мэр Орла А. Касьянов отправился в первую рабочую поездку по городу.  

В администрации города Орла состоялось заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям. Мэр А. Касьянов, по всей видимости, не посчитал грозящее городу наводнение серьезной проблемой и на заседание не прибыл.  

Мы уже сообщали о пожаре, который произошёл 27 марта в центре Орла. Сегодня у нас есть возможность дать подробности происшествия. Загорелась крыша здания, расположенного на площади Мира, 5. Именно здесь 5 августа 1943 года было водружено красное знамя, ознаменовавшее освобождение Орла от немецко-фашистских захватчиков.  

1920-е годы... Первые советские газетчики входили в пору творческой зрелости, пробовали свои силы в большой литературе.