ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


35 лет орловскому теплоходу

На мгновение представьте себе, что в Орле исчез речной теплоход. Город сразу становится каким-то унылым, осиротелым. Без этих белоснежных красавцев трудно представить себе жаркие летние дни - сколько народу собирается у берега Оки, чтобы посмотреть на корабль, скользящий по зеркалу воды!



Завтра исполнится 35 лет, как в Орле появился первый речной трамвай. В те дни в Москве проходил XXIV съезд КПСС, где делегатом от Орловщины был секретарь орловского горкома партии А.П. Иванов. Сохранилась телеграмма, которую Альберт Петрович получил в 18.47 2 апреля 1971 года: "Задание успешно выполнено тчк теплоход прибыл Орёл второго апреля тчк желаем орловской делегации успехов работе партсъезда = Запред (Орловского горисполкома. - М.Ш.) Н. Хромов=". Известно даже точное время прибытия корабля - 11.30.
За право обладания речными "Москвичами" (так называются эти теплоходы) боролись многие города страны. Всего таких кораблей по заданию И.С. Сталина было построено 250. Первый из них - М-21, введённый в строй в 1949 году, - и прибыл в Орёл в 1971 году. На его борту имеется памятная запись, что после постройки это судно лично посетил И.С. Сталин.
В настоящее время в Орле работают пять речных теплоходов, четыре из которых - "Москвичи" и одна "Заря". Все машины исправны и с 1 мая готовы приступить к навигации. По статистике, эти корабли ежегодно перевозят до 30 тысяч человек.
Чем вообще являются для Орла прогулочные корабли? Безусловно, прав генеральный директор МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие" А.Я. Коровин (в ведении этой организации находятся теплоходы), когда говорит, что для Орла теплоходы - это не только аттракцион - это часть культуры, которая должна бережно охраняться.
Исторические корни орловской навигации глубокие. До 1872 года в Орле существовала торговая пристань, от которой ежегодно во время весеннего паводка отправлялись вверх по Оке сотни барж, гружёных зерном. Оно шло в тогдашнюю столицу страны Санкт-Петербург и на экспорт. Пристань исчезла только тогда, когда зерно стали массово вывозить по железным дорогам, что было гораздо удобнее и быстрее (стальные магистрали появились в Орле в 1868 году).
Когда же в Орле появились теплоходы, они стали одним из символов города, его визитной карточкой, поскольку ни в одной из близлежащих областей (за исключением Москвы и Воронежа) ничего подобного нет. Казалось бы, что в наши дни ничего не мешает процветанию речных экскурсий. Оказывается, мешает.
Во-первых, для стабильной работы теплоходов необходимо ежегодно не менее 2,5 миллиона рублей. Даже с учётом того, что корабли активно привлекаются для проведения различных торжеств, из них за пять месяцев навигации (с 1 мая по 1 октября) нельзя "выжать" более 700 тысяч рублей. Городские же власти ни разу, как сообщил А.Я. Коровин, не перечисляли компенсаций за "корабельные" издержки предприятия. Убытки приходится покрывать из тех денег, что удаётся заработать от эксплуатации трамваев, троллейбусов, организации ремонта техники на коммерческой основе. Между тем заказ на работу речного транспорта поступает ежегодно.
Возможно, кто-то скажет: "Это проблемы МУП "ТПП". Нет, это ещё и проблемы города, и, если хотите, нашего общества в целом. За рубежом, например, тысячи людей даже совершенно бесплатно занимаются восстановлением и эксплуатацией ретро-поездов, старинных автомобилей, строят копии первых самолётов, сохраняя для своих потомков традиции предков. Государства оказывают всевозможную поддержку тем, кто участвует в сохранении историко-культурного наследия.
В нашей стране, к сожалению, пренебрежение к собственной истории не редкость. Порой на свалку с лёгкостью отправляется то, что могло бы стать ценнейшим музейным экспонатом, что радовало бы еще многие поколения людей. Эта участь рано или поздно ждёт и орловские речные теплоходы, если городские власти всерьёз не задумаются над тем, как продлить жизнь этим красавцам. Пока корабли работают исключительно на энтузиазме руководства "Трамвайно-троллейбусного предприятия". Можно не сомневаться: если однажды теплоходы законсервируют, то, скорее всего, - уже навсегда. Необходимо принятие программы по сохранению речных трамваев. Причём в неё следует заложить не только средства на поддержание кораблей, но и маркетинговые разработки, которые позволят увеличить окупаемость теплоходов.
Однако речные трамваи могут встать окончательно не только из-за технического износа. Ещё в 2004 году А.Я. Коровин обращался к руководству Орла с просьбой принять меры к расчистке фарватера реки для прохождения теплоходов. По подсчётам Александра Яковлевича, если в ближайшее время этого не сделать, то уже через два года корабли могут застрять на мели. Особенно опасен участок возле центрального рынка. Здесь в Оку впадает ручей, который создаёт массу донных отложений.
В заключение отметим, что Орлу - красивому и богатому историей городу - очень недостаёт культурных символов, которые отражали бы преемственность эпох. Наряду с речными трамваями таким символом могло бы стать, например, ретро-депо (Орёл в XIX веке являлся важнейшим железнодорожным узлом страны) и многое другое. Наш город стал бы одним из туристических центров страны. А это - дополнительная прибыль орловской казне.
Максим Шаненков.


01.04.2006 16:03

Похожие новости

Вчера вечером в Орел прилетел министр сельского хозяйства РФ А.В. Гордеев. В аэропорту министра встретил губернатор области Е.С. Строев.  

Что означает для инсулинозависимого диабетика остаться без шприц-ручки - известно только ему. В лучшем случае надо срочно переходить на одноразовые шприцы (что для многих невозможно), в худшем случае - самый худший вариант.  

В Орловской области - 267 муниципальных образований. Их уставы в связи введением ФЗ №131 были зарегистрированы до 1 июля прошлого года. Регистрация этих документов проходила по положениям регионального законодательства. Теперь же порядок регистрации определяется федеральным законом №97 от 21.07.05 года. Отличие ныне действующего порядка от прошлогоднего состоит в том, что функции по регистрации самих уставов и изменений к ним возложены на областной отдел ГУ Минюста России. О первом опыте такой работы - в интервью "Орловской правды" с заместителем начальника отдела Т.Н. Зеновой.  

(Окончание. Начало в № 49 ). С 1 января 2006 года семьи старше 30 лет в программе участвовать не могут. Механизм программы будет заключаться в следующем - средства субсидий будут по безналичному расчету перечисляться в банк, который определяется субъектом РФ на основании тендера, конкурса. Банк-оператор программы будет аккумулировать средства как субсидий, так и молодых семей.  

Спустя неделю после вступления в должность в минувшую пятницу мэр Орла А. Касьянов отправился в первую рабочую поездку по городу.