КУЛЬТУРА


Орловские магистрали

Бурное развитие капитализма в России во второй половине XIX века проявилось прежде всего в активном строительстве железнодорожных магистралей. Эта проблема стала самой злободневной, так как поражение в Крымской войне выявило, по словам историка, "воочию все ужасы отсутствия дорог", из-за чего "в Севастополь снаряды перевозились на лошадях, а войска подходили на своих ногах". Железнодорожными путями Петербург был соединен лишь с Царским Селом и Москвой.



По своему географическому положению Орловская губерния оказалась в центре новой железнодорожной программы, в осуществлении которой велика роль императора Александра II. Орел становится крупнейшим железнодорожным узлом, где в 1868 году состыковались такие линии, как Московско-Курская и Орловско-Витебская, а через два года вступила в строй и Орловско-Грязская. Проникновенные слова нашел Иван Бунин о родном городе: "Там, вдоль вокзала, - великий пролет по всей карте России: на север - в Москву, в Петербург; на юг - в Курск и в Харьков..."
Однако за прошедшие с тех пор почти полтора столетия не было создано итоговой научной работы по истории становления, развития и эксплуатации железных дорог на Орловщине. Этот весьма ощутимый пробел восполнили краеведы М.А. Шаненков и А.И. Кондратенко, подготовив на основе кропотливых архивных разысканий и использования редких дореволюционных, советских и современных источников впечатляющую монографию "Орловские магистрали. История строительства и первых десятилетий эксплуатации железных дорог региона". На днях она вышла в издательстве "Орловская правда" солидным, по нынешним временам, тиражом.
Первые три главы книги посвящены характеристике проходящих через губернию Московско-Курской, Орловско-Витебской (Риго-Орловской) и Орловско-Грязской железных дорог. Здесь и предпосылки строительства, и расположение, эксплуатация, финансовое положение линий, и управление дорогами, и движение поездов, и пассажирские перевозки, и многое другое.
Представляют интерес биографические сведения о корифеях подрядного дела П.И. Губонине, С.И. Мальцове, С.С. Полякове и других, внесших колоссальный вклад в сооружение стальных дорог. Так, в 1870 году император учредил стипендии имени П.И. Губонина в Институте путей сообщения и Московском университете. Важное место в книге занимает описание многочисленных станций, расположенных преимущественно на территории нашей губернии.
Каждая стальная магистраль - это не только, как писал Некрасов, "насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты". Это и строительство второй колеи, и локомотивные мастерские, и медицинское обслуживание, и подготовка
кадров, и телеграф, и различные серии паровозов, и типы вагонов. Пассажирские вагоны, к примеру, по своей комфортабельности были трех классов - первого (окрашен в синий цвет), второго (желтого цвета) и третьего (зеленого цвета). Вспоминаются блоковские строки:
Вагоны шли привычной
линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие,
В зеленых плакали и пели...
Авторы приводят любопытнейшие подробности о каждой из трех дорог, вплоть до срока службы и пропитки нефтепродуктами дубовых, сосновых и еловых шпал (на пути от Орла до Грязей было уложено 551656 шпал) и укладки рельсошпальных решеток на балласт (его в народе называют "подушкой"), нижний слой которого состоял из песка, а верхний - из битого щебня.
За каждой из железнодорожных магистралей кроется сложная и драматическая история. Детально говорится в книге, в частности, о трагедии на Московско-Курской магистрали, произошедшей около 2.45 ночи с 29 на 30 июня 1882 года на 286-й версте от Москвы возле деревни Кукуевки. Скрыть правду от общественности руководству дороги не удалось благодаря серии репортажей о Кукуевской катастрофе "короля репортеров" В.А. Гиляровского.
Четвертая глава монографии посвящена истории Ливенской узкоколейной железной дороги, Мальцовской железной дороги, построенной и загадочно исчезнувшей узкоколейки Оптуха - Болхов, других неизвестных теперь стальных путей. Для планировавшейся, но так и несостоявшейся железной дороги в колпнянском селе Белый Колодезь построил здание вокзала основоположник реалистической исторической живописи, наш земляк Вячеслав Шварц.
Заслуживает внимания последний раздел книги - "Железнодорожная мозаика". В нем рассказывается о появлении в нашем крае железнодорожных династий (особенно подробно о представителях пяти поколений Карнаевых), о "новом иконостасе очень изящной работы с тремя иконами", установленном в 1890-е годы в вокзале станции Орел Московско-Курской железной дороги. Внимание читателей привлечет и обстоятельная церковная летопись храма в честь и славу Иверской иконы Божией Матери.
Несомненными достоинствами книги "Орловские магистрали" являются умение авторов популярно говорить о подчас сложных проблемах, обилие иллюстративного материала, помогающего воссоздать ушедшую эпоху, полнота библиографии и прекрасное внешнее оформление с суперобложкой и шмуцтитульной картой Орловской губернии с обозначением проходивших через нее с севера на юг и с запада на восток железнодорожных магистралей.

Владимир ВЛАСОВ.


05.04.2006 08:17

Похожие новости

Хореографическому ансамблю "Гармония" Мезенского педагогического колледжа - 10 лет.  

Скульптура из всех видов изобразительного искусства - самый редкий "гость" на художественных выставках. Количество художников-скульпторов неизмеримо мало среди представителей этой профессии. В Орле таким мастером является Леонид Максимович Бугай. Персональная выставка художника, отметившего свой 70-летний юбилей, экспонируется в залах Орловского музея изобразительных искусств.  

01.04.2006 16:01

На посвящённую Международному дню театра церемонию награждения лауреатов театрального конкурса "Очарование театра" шла, как на долгожданный праздник. Памятуя о торжестве двухлетней давности (именно в марте 2004 года впервые состоялось торжественное награждение лучших из лучших всех четырёх орловских театров, тогда это было "Событие сезона"), предвкушала почти что "оскаровскую" атмосферу: вечерние наряды актрис, строгие смокинги актёров, счастливые улыбки номинированных и ещё более счастливые - победителей... Были и наряды, и улыбки, и торжественно-таинственное начало праздника: симпатичный "гимн" арлекина в исполнении актрисы тургеневского театра Светланы Мартюшевой.  

В Международный день театра в зале ОГАТ им. И.С. Тургенева прошла церемония награждения лауреатов театрального конкурса "Очарование театра" (за период с марта 2004 г. по март 2006 г.).  

Орловская областная станция детского и юношеского туризма и экскурсий в эти дни проводит очередную ежегодную краеведческую олимпиаду.