ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Любовь и боль моя - любительский театр

Народный артист России Анатолий Макаров не нуждается в представлении. Это имя хорошо известно в театральных кругах, он один из ведущих актёров орловского академического театра им. И. С. Тургенева. Но есть у Анатолия Николаевича увлечение, которое неразрывно связано с основной профессией и идёт параллельно с ней всю жизнь - он безнадёжно болен любительским театральным искусством.



Зная Макарова много лет и общаясь в разных ситуациях, я часто слышу обращённый к нему вопрос-недоумение: "Анатолий Николаевич, у вас, кажется, всё уже есть: высокое звание народного артиста, работа в престижном театре, преподаёте на кафедре в институте культуры и искусств, руководите хорошим студенческим театром сатиры в ОрёлГТУ. Скажите, зачем вам нужен ещё один хомут на шею - эта деревенская самодеятельность, которой вы уделяете так много внимания?".
Слушая собеседника, Макаров поднимает брови, пожимает плечами. На лице у него тоже появляется лёгкое недоумение, и я понимаю, о чём он думает в этот момент: "Ну как объяснить человеку, для которого слово "самодеятельный" или "любительский" равносильно слову "бездарный", что это не просто блажь, а глубокое убеждение в необходимости того, что делаю?".
- Я отдал уже большую часть своей жизни профессиональному театру, - говорит Макаров, - но с любительскими никогда не порывал связи. Всегда считал самодеятельную сцену своей альма-матер. С неё началась моя профессиональная актёрская судьба. Благодаря ей для меня открылся увлекательный мир театра.
В начале 1970-х, когда ему предложили работу в Орле, вся область гремела фестивалями, как музыкальными, так и театральными. Самодеятельные артисты выступали на кремлёвской сцене. Массовость была необычайная! А потом всё пошло на спад. Сначала как-то незаметно. Но год от года этот процесс начинал приобретать катастрофический характер. Жесткий ветер 80-х совсем сдул с театральной карты Орловщины многие коллективы с богатыми традициями.
Как человек, влюблённый в театр, он не мог оставаться равнодушным, потому что процесс разрушения, как огонь, перебрасывался и на профессиональное искусство. Ведь откуда берётся зритель в зале, понимающий, что происходит на сцене, и сопереживающий? Он же не сваливается с неба - его надо выращивать. Нужно театральное просвещение. Любительская сцена отвечает вышесказанному как нельзя лучше, ведь здесь происходит массовое вовлечение в театральное действо. По мнению Макарова, без подпитки от своей корневой основы - народного творчества, профессиональный театр обречён. Его захлестнёт коммерческая волна.
Так возникла идея возрождения любительских театров Орловщины, с которой он и пришёл в областное управление культуры и искусств 14 лет назад.
- Скажу откровенно, - рассказывает Анатолий Николаевич, - уверенности в том, что высокая инстанция сразу же ухватится за моё предложение, не было. Но, к великой моей радости, идею не только поддержали, но и постарались сделать всё, чтобы её реализовать. Координатором стал областной центр культуры во главе с директором А. И. Аксютиным. Был создан художественный совет, в который вошли известные актёры и театральные критики. К этому подключилась кафедра института культуры и искусств. На её базе мы начали проводить мастер-классы для всех любителей театрального искусства, кто хотел заниматься им серьёзно, кто хотел создать свой театр, но не знал как. В настоящее время эта оформившаяся структура называется "Театр "Бенефис" Орловского областного центра культуры.
За 14 лет на карте Орловской области зажглось немало ярких тетральных звёздочек. Оживилась театральная жизнь. Некоторые районы уже самостоятельно проводят свои местные смотры.
- Дело это нелёгкое, - признаётся Анатолий Николаевич, - но стоит того, чтобы им заниматься. И я в этом ещё ни разу не усомнился.
Здесь мы позволим себе прервать народного артиста России и попросим его, театрального мага и волшебника, прокатиться с ветерком в виртуальной золотой карете, чтобы хотя бы одним глазком посмотреть, что происходит на подмостках его любительской вотчины. Карету, что осталась от новогодней "Золушки", мы позаимствуем у Залегощенского народного театра "Вдохновение" (режиссёр Е. Парусина). Но сначала посидим несколько минут в уютном зале и посмотрим, над чем смеются и от чего грустят зрители.
А смеются они над простыми житейскими ситуациями, которые в обыденной жизни порой неоправданно превращаются в разделительную межу непонимания, хотя, по сути своей, комичны и не стоят того, чтобы добрососедские отношения сменились глухой тоской одиночества. Кому-то взгрустнулось, потому что очень уж схожей показалась судьба деревенской бабы на сцене с собственной судьбой. А кто-то, узнав в актёрском образе самого себя, от души хохочет над своими же пороками. Театр так похож на жизнь, а жизнь сама по себе - театр. Но не будем задерживаться, нам надо торопиться. Карета подана.
Всего три десятка километров, и мы - в Хомутово. Зрительный зал районного Дома культуры погружён в звенящую тишину соловьиной ночи. На сцене - первый мирный день русского солдата на немецкой земле. ...Соловьи, животворящие соловьи... и ... много любви. Зал взрывается аплодисментами и со слезами на глазах благодарит за страстный призыв "Люди, остановитесь! Не допустите войны! ...Господи, сделай так, чтобы не было никогда войны!" Люди плачут и аплодируют, аплодируют... А мы отправляемся в Ливенский район.
"Ливны гармонями дивны" - гласит поговорка. Но не только этим. Театральным традициям и славной истории этого южного рубежа орловского края можно только позавидовать. Когда-то здесь был профессиональный театр. Отсюда "есть пошла" знаменитая династия актёров Садовских во главе с патриархом российской сцены П.М. Садовским. К сожалению, увлекшись уникальной историей города и звучными голосами "ливенок", мы опоздали на представление. Спектакль по пьесе Бомарше "Фигаро" уже подходил к финалу. Нам осталось лишь присоединиться к бурным овациям зрителей.
Наша виртуальная золотая карета продолжает свой путь по городам и весям Орловщины. Анатолий Николаевич предлагает свернуть с главной дороги и заглянуть в покровскую Берёзовку, где на клубной сцене идёт классика. Пока что единственный, сельский народный театр (режиссёр В.К. Курлова) даёт "Не всё коту масленица" Островского. Если выразить ощущение от увиденного одним словом, то лучше всего подойдёт слово "восторг". Решение спектакля таково, что дела давно минувших дней воспринимаются как сегодняшняя действительность.
В Шаблыкино мы от души посмеялись, окунувшись в атмосферу лучших рассказов Михаила Зощенко. Ах, какой едкий, вечно молодой юмор! Фейерверк выдумки, песни, танцы! Браво, режиссёр Гусакова!
А вот и старинный Мценск. История города уходит в глубь веков, она соткана из былей, небылей и легенд, в том числе и театральных. Говорят, что "пещные действа" устраивались тут ещё при царе Горохе. Традиция участия в них и взрослых, и детей до сих пор жива, что подтверждает и современная сказка "Как бабы Яги ёлку спасали", которую показывал коллектив районного Дома культуры. Наша карета подкатила к парадному подъезду, но на двери висел большой замок, хотя если верить афише, она должна быть распахнута настежь для приёма гостей. Увы! Как оказалось, народному театру достался вход только через кочегарку. Парадный и ряд помещений, необходимых для репетиций, оккупировали коммерческие структуры. Пока мы искали оную кочегарку, действо закончилось. О том, что оно имело успех у зрителей, можно было судить по счастливым улыбкам, появляющимся в узком дверном проёме отопительного помещения. Да, денежному мценскому коту Ермилу здесь - всё масленица.
По дороге в Орёл делаем остановку в Отрадинской школе искусств и смотрим забавное представление, сотканное из музыки, пластики, танца и детского задора, которое подготовила Е.В. Шанина с детским творческим объединением "Карусель". Посёлок оправдывает своё название: мы покидаем Отраду с отрадным чувством.
Нашей волшебной карете не страшно бездорожье. Она делает крюк и останавливается перед высоким забором, казалось бы, не имеющим ничего общего с театром учреждения, в которое желательно не попадать. Но... "се ля ви", как говорят французы. Такова жизнь. Под Кромами, в колонии, есть уникальный психотерапевтический театр "Если бы...", которым руководят Г. Рослова и Ю. Худокормова. В "Мнимом больном" Ж.-Б. Мольера все роли исполняют женщины. Игра актёров настолько впечатляюща, что мужские персонажи выглядят даже более убедительными в исполнении прекрасного пола. Здесь любительская сцена помогает очищать души от груза прошлых ошибок и заблуждений.
Конечно, это далеко не всё, что хотел бы показать нам в своих владениях народный артист России А.Н. Макаров. Но путешествие будет выглядеть незавершённым, если мы не побываем в театрально-концертном зале ОрёлГТУ, которым Анатолий Николаевич безраздельно владеет вот уже 30 лет. Студенческий театр сатиры - это его творческая лаборатория.
На сцене - Диоген. IV век до нашей эры. Но как полезны сегодня для нас его премудрости: "Люди, не будьте алчны! Сохраните в себе душу! Подумай, дорогой зритель: обладая морем, будешь ли ты считать себя беднее тех, кто плещется в мраморном бассейне? К чему золотой светильник, если есть солнце?"
"Весь мир - театр, а люди в нём актёры", - сказал однажды классик. Так поднимем бокал искрящегося шампанского за театр!

С народным артистом
России А.Н. Макаровым
беседовал
и путешествовал
Виктор Садовский.


08.04.2006 15:00

Похожие новости

Этот вопрос часто повторяется в письмах, поступающих в нашу редакцию. Мы решили задать его предпринимателям области, сумевшим добиться успеха. Сегодня читателям отвечает директор рынка "На 3-й Курской", председатель Орловского отделения всероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России" Анатолий Олефиров.  

В октябре 1926 года редактором "Орловской правды" был назначен Н.Пластинин. В сборнике "Летописцы", изданном к 80-летию нашей газеты, Пластинин назван почему-то Николаем Петровичем, выходцем из революционных полиграфистов Екатеринослава (ныне Днепропетровск). На самом деле звали его иначе, да и к Украине он никакого отношения никогда не имел.  

Вчера на Орловщине начались мероприятия по проведению очередного призыва в Вооруженные силы РФ. По словам заместителя военного комиссара области В.П. Маргарида, весной этого года военную форму наденут 1215 наших земляков.  

Одним из объектов, который в минувшую пятницу в ходе рабочего визита в Орловскую область посетил министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев, была фабрика по производству мяса птицы ОАО АПК "Орловская Нива". В поездке министра сопровождал губернатор области Е.С. Строев.  

Министра сельского хозяйства РФ А.В. Гордеева, губернатора области Е.С. Строева встречали хлебом-солью, русскими народными песнями на пороге драматического театра им. Тургенева, где должно было состояться торжественное собрание, посвященное 30-летию ОрелГАУ. Поздравить "юбиляра" приехали ученые из ведущих аграрных вузов страны, его выпускники, ректоры орловских вузов.