ОБО ВСЁМ


Высокооктановыее цены

Рост цен на горючее год от года превращается в подобие дурного спектакля. Режиссеры - крупные нефтяные компании. В актерах недостатка нет, и маски у всех уже привычные: члены правительства получают повод лишний раз помелькать на телеэкранах, ругая неуемный аппетит нефтяников и рассказывая о своих планах по удержанию стоимости топлива. Оппозиционные политики организуют шумные акции протеста - толку никакого, зато можно засветиться в роли народного защитника. А билеты на этот спектакль приходится оплачивать всем нам - плату принимают сначала на автозаправках, а потом уж любой ценник "подрастает" из-за удорожания горючего.



Прогулка нашего корреспондента по орловским гаражам показала, что августовский скачок цен на бензин шарахнул не только по пенсионерам, которые изредка раскочегаривают свои "копейки" и "Москвичи". Ограничивать себя в поездках вынуждены уже и представители орловского среднего класса.
"Собирались в конце лета поехать на машине отдохнуть с семьей на юг", - рассказывает житель Советского района Орла Виктор Иванов. - Прикидывал, что на бензин вполне хватило бы трех тысяч. Теперь от поездки на своих колесах пришлось отказаться. Уже сейчас дорога оказывается слишком дорогой. А цена на 95-й бензин еще продолжает расти". По словам Виктора, привыкшего постоянно пользоваться своей "Мицубиси", теперь ему приходится ограничивать себя даже в каждодневных поездках.
По мнению экспертов, пикового значения цены достигнут в середине сентября, когда литр Аи-92 будет стоить около 20 рублей, а стоимость Аи-95 может составить 21 рубль. Комментаторы из центральных СМИ уже стали называть уровень в 20 рублей "психологически важной отметкой", Давно ли так говорили о десятке за литр горючего?!
Резкий скачок цен на горючее во время, когда нужно вывозить с полей урожай, опять бьет по крестьянам.
По данным Росстата, в целом по стране рост цен на топливо в январе-июле 2006 года составил 3,7%. Еще на 3,2% бензин подорожал только за первые две недели августа. Экономисты делают из этого вывод, что рост розничных цен на бензин долго задерживался и теперь всего лишь догнал текущую инфляцию - оба показателя с января выросли примерно на семь процентов.
Боюсь, что такая арифметика что-то дает только тем экспертам, которые мелькают на экране телевизора в дорогих костюмах. А вот одетый в потертую куртейку орловский пенсионер Иван Яковлевич Середин вынужден смотреть на инфляцию через дыры, которые сегодня "прожигает" бензин в его семейном бюджете. Свою старую вазовскую "четверку" он выгоняет из гаража все реже. Иван Яковлевич говорит: "Литр горючки за 20 рублей перевалит - мне придется совсем отказаться от поездок. С пенсии не заправишь - ведь и есть что-то надо, и за квартиру заплатить!". Середин крутит баранку с 1953 года. Ему без машины обойтись особенно тяжело потому, что нужно ездить к сестре, которая живет в Колпнянском районе. Теперь ей невольно придется гораздо реже видеться с братом.
С увеличением цен на бензин в российских городах растет число автолюбителей, желающих установить на машину газовое оборудование. Но вряд ли этот способ экономии доступен большинству моторизованных пенсионеров. Чтобы установить хорошее итальянское оборудование на отечественную "классику", автовладельцу придется выложить больше 10 тысяч рублей. Переоборудование иномарки обходится чуть дороже.
На газ в массовом порядке уходит армия частных извозчиков. И на рост бензиновых цен они реагируют спокойнее других автовладельцев. Алексей Уткин таксует по Орлу на своем "фольксвагене". Жизнь заставляет парня допускать перспективу, которая мрачнее предсказаний экспертов: "Наверное, цена до 23 рублей за литр докатит. Но работать мы все равно будем, а куда деваться, просто плату за проезд тоже придется повышать".
Интересен результат изучения общественного мнения в вопросе - кто виноват в росте цен на бензин? По данным ВЦИОМ, владельцев АЗС готовы обвинять только 5% опрошенных, оптовых поставщиков винят 6%. А наибольшее число россиян считают ответственными за высокооктановый скачок цен крупные нефтяные компании и правительство - почти 70% опрошенных (остальные объясняют все капризами рынка, или затруднились ответить).
В прошлом году правительство, сбивая топливные цены, пошло по пути договоров с нефтяными компаниями о моратории на подорожание горючего. Этот год показывает, что удерживать аппетиты российских нефтяных генералов исполнительная власть собирается больше экономическими рычагами. Есть тут и свои кнуты, такие, как повышение экспортных пошлин, чтобы стало выгоднее продавать топливо на внутреннем рынке, есть и свои пряники - вроде налоговых каникул при разработке новых месторождений. Спикер Совета Федерации РФ С.М. Миронов вообще потребовал от правительства таких мер, которые позволят снизить цены до 12-15 рублей за литр бензина. При этом он призвал Федеральную антимонопольную службу максимально жестко контролировать процесс ценообразования на рынке нефтепродуктов.
Инструментов, чтобы направить изобильный нефтяной фонтан на пользу большинства россиян, у государства теперь достаточно. А как они сработают, все мы будем чувствовать по ценникам на заправках.
В некоторых регионах водители призывают коллег в знак протеста сигналить на заправках. Так, может, у нефтянников заложило уши и они не слышат возмущения россиян?
Евгений ЛОКТИОНОВ.


25.08.2006 08:53

Похожие новости

25.08.2006 08:52
Ещё немножко, ещё чуть-чуть, и тишина школьных коридоров растает в шуме ребячьих голосов. Любознательную непоседливую детвору соберут за парты заливистые звонки. И новый учебный год откроет такой ответственный и важный первый урок.  
По данным статистики, представительниц слабого пола у нас в стране на 10 миллионов больше, чем сильного. Причина проста: мужчин больше гибнет на опасной работе, в военных конфликтах, от пьянства и т.д. В результате среди одиноких женщин возникает определенная конкуренция. Найти толкового работящего спутника жизни для многих дам - серьезная проблема.  
Уважаемые читатели, сегодняшний выпуск "Домашнего консультанта" мы полностью посвятим тому, как не стать жертвой ипотеки. Надеемся, что следуя нижеперечисленным советам, вы сможете сберечь значительную часть семейного бюджета. [center]Несколько рекомендаций компетентных специалистов[/center] В первую очередь следует отметить, что большинство проблем соинвесторов недостроенных жилых домов возникает из-за того, что они невнимательно читают текст договора, который им предлагают. Не нужно подписывать его не глядя. Да, все договоры - типовые, и не каждая фирма согласится ради одного человека менять установленную форму.  
Тремя праздниками славен август - тремя Спасами, которые народ напрямую связал с урожаями в садах. Только что минул Медовый Спас, а уж пожаловал (19 августа) Спас Второй - Яблочный. С этого дня, по церковным предписаниям, разрешается без ограничений есть плоды и овощи. На Яблочный Спас - Спасо-Преображение - было принято одаривать бедных и нищих плодами. "На Второй Спас и нищий яблочко съест". Вот что пишет об этом обычае известный бытописатель И. Сахаров: "Наши предки поставляли себе в обязанность наделять всех бедных плодами, а больным посылать угощение на дом. Не исполнившие сего старого обычая почитались людьми недостойными общения. Об них говаривали наши старики: "А не дай-то Бог с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного". Ко Второму Спасу поспевают не только яблоки, но и хлеба.  
Мы настолько погрязли в бытовой суете, что не замечаем дара, которым нас наградила природа, - умение ходить. А между тем этой естественной способности лишены многие люди. Их, неспособных самостоятельно передвигаться, называют словом, от которого порой по коже пробегают мурашки, - "инвалиды-колясочники". Людям с ограниченными возможностями живётся нелегко. И хочется, чтобы государство не забывало о них. К сожалению, наше общество старается не замечать как самих инвалидов, так и их проблем. Вот и получается, что они - изгои общества, отверженные всеми нами только потому, что их физический недостаток мы почему-то воспринимаем как порок и не хотим задумываться, что в силу разных обстоятельств в этой коляске может оказаться любой из нас.