ОБО ВСЁМ


Похвалите двоечника - отличника всякий похвалит

Первое сентября для первоклашек, конечно, праздник. Но не обольщайтесь, родители, потому что, скорее всего, - это веха вашей семейной жизни. А для бывшего детсадовца школа в первый год обучения - сплошной стресс.



Большинство детей устают и переутомляются, некоторые невеселы уже с утра, жалуются на головные боли и боли в области живота, а страх, тревога перед предстоящим учебным днем и расставанием с домом и родителями так велик, что в иные дни "первачок" просто не может идти в школу...
С какими трудностями сталкиваются родители и учителя, общаясь с первоклашкой и чем можно помочь малышу?
"Маленький неудачник"
Так называют "хронически неуспешных" детей. Причины такой неуспешности могут быть связаны и с... отношением родителей к успеваемости ребенка! Это и опасения, что ребенку в школе будет плохо, и страх перед тем, что ребенок будет чаще болеть. Это и ожидание от малыша только высоких достижений, и активное демонстрирование недовольства тем, что он с чем-то не справляется, чего-то не умеет. К неизбежным в начале обучения трудностям родители часто относятся отрицательно, из-за чего ребенок перестает верить в себя, нервничает и тревожится; это ведет к очередному неуспеху, а неуспех усиливает тревогу, которая, опять же, дезорганизует... Так неуспешность становится хронической.
Часто родители, пытаясь добиться от ребенка лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития и комплексу неуверенности.
Ушел в себя и не вернулся
Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время будто отсутствует: не слышит вопросов, не выполняет заданий учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью: это уход во внутренний мир, фантазии. Такие "уходы" часто случаются у детей, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей. Исправить ситуацию можно, если... меньше воспитывать малыша. Поощряйте его творческую деятельность, больше хвалите, и он "вернется"!
Демонстрация негатива
Такое поведение характерно для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка: он постоянно нарушает общие нормы дисциплины, действует по принципу "чем хуже, тем лучше", делает все, что угодно, лишь бы обратить на себя внимание, не терпит лишь одного - равнодушия. Взрослые его наказывают, но вот в чем парадокс: любое наказание для такого ребенка - почти поощрение, поскольку это - проявление внимания. А истинное наказание - лишение внимания и общения.
Вербализм
Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. Такие дети отличаются высоким уровнем развития речи и... задержкой мышления. Многие родители считают, что речь - показатель психического развития и прилагают большие усилия для того чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и так далее). При этом развитие абстрактного и логического мышления, практических навыков (ролевые игры, рисование, конструирование) отстает.
В школе же обнаруживается, что ребенок не способен решать простейшие задачи, а деятельность, требующая образного мышления, вызывает у него трудности. Не понимая, в чем причина, родители обвиняют в происходящем учителя и ребенка, отчего у него формируется страх перед школой и вина за свою неуспешность. "Рецепт" от этой проблемы один - придерживать речевой поток ребенка и стимулировать его продуктивную деятельность, творчество.
Психофизический инфантилизм
Ребенок, не готовый к школе психологически, не считает важными и серьезными школьные требования, никакой тревоги по этому поводу не испытывает, да и его школьные оценки беспокоят учителей и родителей, но не его. Неуспех для такого ребенка - вовсе не травма: если при хронической неуспешности самооценка занижена, то при инфантилизме - просто не сформирована.
"Все время ленится"
За этой жалобой может стоять все, что угодно. Нужно попробовать разобраться в причинах, отчего ребенок не хочет ничего делать? Не может, боится, не получается? Необходимо из списка проблем исключить лень в собственном смысле - поведение, когда ребенок делает только то, что ему приятно, поскольку это - избалованность.
Чем помочь "первачку"
Ребенку, начинающему учиться в школе, нужна моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Нельзя - ни в коем случае! - сравнивать его посредственные результаты с достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнивайте его только с ним самим и хвалите только за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии.
А если ребенок успешен в какой-либо области - в спорте, рисовании, танцах - ему нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что если он научился что-то делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.
Ну а самое главное: ребенок должен знать, что любят не его пятерки, а его самого, такого, какой он есть. Тем более, что он этого заслуживает.


25.08.2006 08:54

Похожие новости

Рост цен на горючее год от года превращается в подобие дурного спектакля. Режиссеры - крупные нефтяные компании. В актерах недостатка нет, и маски у всех уже привычные: члены правительства получают повод лишний раз помелькать на телеэкранах, ругая неуемный аппетит нефтяников и рассказывая о своих планах по удержанию стоимости топлива. Оппозиционные политики организуют шумные акции протеста - толку никакого, зато можно засветиться в роли народного защитника. А билеты на этот спектакль приходится оплачивать всем нам - плату принимают сначала на автозаправках, а потом уж любой ценник "подрастает" из-за удорожания горючего.  
25.08.2006 08:52
Ещё немножко, ещё чуть-чуть, и тишина школьных коридоров растает в шуме ребячьих голосов. Любознательную непоседливую детвору соберут за парты заливистые звонки. И новый учебный год откроет такой ответственный и важный первый урок.  
По данным статистики, представительниц слабого пола у нас в стране на 10 миллионов больше, чем сильного. Причина проста: мужчин больше гибнет на опасной работе, в военных конфликтах, от пьянства и т.д. В результате среди одиноких женщин возникает определенная конкуренция. Найти толкового работящего спутника жизни для многих дам - серьезная проблема.  
Уважаемые читатели, сегодняшний выпуск "Домашнего консультанта" мы полностью посвятим тому, как не стать жертвой ипотеки. Надеемся, что следуя нижеперечисленным советам, вы сможете сберечь значительную часть семейного бюджета. [center]Несколько рекомендаций компетентных специалистов[/center] В первую очередь следует отметить, что большинство проблем соинвесторов недостроенных жилых домов возникает из-за того, что они невнимательно читают текст договора, который им предлагают. Не нужно подписывать его не глядя. Да, все договоры - типовые, и не каждая фирма согласится ради одного человека менять установленную форму.  
Тремя праздниками славен август - тремя Спасами, которые народ напрямую связал с урожаями в садах. Только что минул Медовый Спас, а уж пожаловал (19 августа) Спас Второй - Яблочный. С этого дня, по церковным предписаниям, разрешается без ограничений есть плоды и овощи. На Яблочный Спас - Спасо-Преображение - было принято одаривать бедных и нищих плодами. "На Второй Спас и нищий яблочко съест". Вот что пишет об этом обычае известный бытописатель И. Сахаров: "Наши предки поставляли себе в обязанность наделять всех бедных плодами, а больным посылать угощение на дом. Не исполнившие сего старого обычая почитались людьми недостойными общения. Об них говаривали наши старики: "А не дай-то Бог с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного". Ко Второму Спасу поспевают не только яблоки, но и хлеба.