ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Система соцзащиты будет централизованной

В последних числах августа областным законодательным органом был принят Закон "О внесении изменений в Закон Орловской области №469 от 29 декабря 2004 г. "О наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями в сфере социальной защиты населения", согласно которому исполнительно-распорядительные органы города Орла прекращают осуществлять полномочия в сфере соцзащиты. На вопрос нашего корреспондента, какими обстоятельствами вызвана необходимость принятия подобного закона, отвечает начальник областного управления социальной защиты населения Н.В. Ужокин.



- Федеральный закон №122 дал старт масштабному реформированию системы социальной защиты населения. С 1 января 2005 года был взят курс на преобразование районных и городских социальных служб в единую государственную систему: вопросы социальной поддержки, социальной защиты и социального обслуживания с этого времени были отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Соответственно, прежние нормы, предусматривающие муниципальную систему социальных служб, представленную местными органами управления соцзащиты населения и муниципальными органами соцобслуживания, с 1 января 2005 года утратили силу.
В нашей области на время переходного периода, необходимого для передачи в областную собственность имущества муниципальных социальных учреждений, в целях сохранения стабильности в сфере социальной защиты населения и был принят Закон №469, наделявший органы местного самоуправления отдельными полномочиями в сфере соцзащиты на неопределенный срок. При этом финансирование всей системы соцзащиты осуществлялось и осуществляется из средств областного бюджета.
А между тем вступивший в силу с 1 января текущего года ФЗ №131 полномочий органов местного самоуправления по вопросам соцзащиты уже не предусматривает.
Таким образом, действующее федеральное законодательство указывает на необходимость создания в области единой государственной системы органов и учреждений социальной защиты населения. Этот процесс необратимо идет и в других регионах. Так, на сегодняшний момент единая государственная система создана и функционирует более чем в 30 субъектах РФ.
Кроме того, прошедший период выявил ряд изъянов и недостатков в работе органов местного самоуправления по организации деятельности учреждений социального обслуживания населения: они попросту перестали заниматься укреплением материально-технической базы этих учреждений.
Были недостатки и в использовании областных субвенций, выделяемых на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания населения.
Да и в целом внимание районных и городских администраций к органам и учреждениям социальной защиты населения, находящимся на территории муниципальных образований, стало резко падать, свидетельством чего является тот факт, что 20 районов не включили в Уставы муниципальных образований полномочия органов социальной защиты населения. В принятой структуре исполнительной власти г. Орла также отсутствуют органы социальной защиты населения.
Анализ постановления администрации г. Орла № 30 "Об утверждении примерного Положения об отделе социальной защиты населения администрации района г. Орла, примерного Устава муниципального социального учреждения - центра социального обслуживания населения района и центра помощи семьям с детьми района" позволяет сделать вывод о том, что сложившаяся схема работы подвергается серьезному реформированию, что не может положительно сказаться на ее результатах. До принятия указанного документа муниципальные учреждения социального обслуживания
г. Орла находились в ведении отделов социальной защиты населения администраций районов, которые осуществляли функции по развитию социального обслуживания на подведомственных территориях, по контролю за деятельностью данных муниципальных учреждений.
Кроме того, целый ряд полномочий в сфере социальной защиты населения реализуется одновременно и районными отделами социальной защиты населения и соответствующими муниципальными учреждениями. Указанным же документом не предусмотрено их взаимодействие. Все это идет вразрез с концепцией, предусмотренной Законом Орловской области "О наделении полномочиями муниципальных образований в сфере социальной защиты населения".
Кроме того, на отделы социальной защиты населения возложены дополнительные функции, относящиеся к вопросам местного ведения - такие, как опека над недееспособными гражданами и попечительство над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. Финансовое обеспечение указанных полномочий не может осуществляться за счет средств, полученных из областного бюджета в виде субвенций на осуществление государственных полномочий в сфере социальной защиты населения.
С положениями примерного устава не согласуется определение о праве центров открывать филиалы, расположенные вне места его нахождения, о праве директора центра вводить дополнительные, не предусмотренные штатным расписанием, должности, что приводит к необоснованному росту численности работающих.
Все это отрицательно сказывается на целостности системы на местах, что недопустимо в организации социальной защиты населения, как в городах, так и в сельских районах.
Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости постепенного создания на территории области единой государственной системы органов и учреждений социальной защиты населения.
Внесение областным Советом народных депутатов изменений в Закон "О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в сфере социальной защиты населения", предусматривающих прекращение осуществления исполнительно-распорядительными органами города Орла данных полномочий, связано и с тем, что на территории областного центра в силу географического расположения государственные полномочия в сфере социальной защиты населения могут эффективно реализовываться непосредственно с помощью органов государственной власти области.
Изменения в законодательстве предусматривают создание в каждом районе города Орла территориальных отделов социальной защиты населения как структурных подразделений управления социальной защиты населения департамента социальной политики области, а на базе муниципальных учреждений соцобслуживания - создание областных государственных учреждений - комплексных центров социального обслуживания населения.
В дальнейшем, после создания и оптимальной проработки данной системы государственных органов и учреждений социальной защиты населения в городе Орле, предполагается по мере необходимости это осуществлять и в других муниципальных образованиях.
Мы уверены, что изменения, связанные с приведением в соответствие с федеральным законодательством и созданием единой государственной службы социальной защиты населения, помогут нам повысить уровень социальной поддержки и социального обслуживания населения.


06.09.2006 08:10

Похожие новости

Очередное областное совещание по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и строительства прошло на базе Хотынецкого района. Наряду с сообщениями о ходе подготовки к отопительному сезону и реализации мероприятий по программе "Жилье", которые сделали начальник отдела управления по реформированию ЖКХ области Г.Н. Шайкин и начальник областного управления строительства А.К. Фролов, наибольшей актуальностью, по мнению участников совещания, отличалось выступление Л.А. Бунцевой - начальника отдела управления по реформированию ЖКХ, которая буквально по полочкам разложила ситуацию по расчетам за энергоресурсы.  
- Папа! Мама! Я тоже буду военной! Я уже умею маршировать! - радостно восклицала девчушка лет десяти, по-детски старательно чеканя шаг и озорно выполняя элементы строевой подготовки в стороне от основного места действа - плаца Академии ФСО России, где с минуты на минуту должно было начаться торжественное мероприятие - принятие присяги курсантами.  
Жители дома №46 по улице Металлургов в Орле нередко терпят бедствие во время дождя. Крыша в доме давно не ремонтировалась, межпанельные швы кое-как промазаны мастикой и дают течь при малейших капризах погоды. Поэтому заливает всех с девятого по первый этаж. В подъездах обосновался запах сырости, а на стенах хорошо видны следы от белых потоков смеси воды и побелки.  
Так ответили депутаты в минувший четверг на предложение мэрии о привлечении дополнительных кредитных ресурсов в бюджет города. Напомним, что весной город уже взял кредит на 125 млн. рублей.  
1 сентября в Орле прошел традиционный праздник хлеба. Наверное, многие горожане успели привыкнуть за последние годы к красивым ярмаркам, вроде той, что была на Медовый Спас, и теперь пожмут плечами - какой праздник хлеба, кто его видел? День меда возле горсада - вот это, помнится, получился праздник! Да и те ярмарки хлеба, что проходили раньше на улице Ленина, тоже не забылись: там можно было не только поглазеть на искусные пряничные домики, дивные караваи и десятки оригинальных сортов хлебобулочных изделий - все, что нравилось, тут же раскупалось - детей порадовать и самим оценить трудолюбивое умение пекарей, привозящих хлеба со всех уголков орловской земли.