ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


"У каждого из нас горит свой костер в сердце..."

Это строки из школьного эссе, написанного на одном из уроков ... изобразительного искусства. Удивительно, не правда ли? Ученики лицея № 21 г. Орла имеют уникальную возможность выражать свои мысли и чувства посредством рисунка, музыки, слова. И не только на так называемых интегрированных уроках, где они учатся видеть себя в мире красок и классических мелодий, постигать искусство слова. Здесь ученики вообще имеют право рассказать преподавателям о том, какие они есть на самом деле.



Мы, дети советской школы, нередко задумываемся о том, как не хватало нам порой простого человеческого общения со своими педагогами, как мало иных учителей интересовало то, чем мы живем и почему мы такие, какие есть. И, напротив, став взрослыми, мы с огромной благодарностью в сердце вспоминаем своих любимых учителей, чутких и внимательных, готовых выслушать и понять. Многое ли изменилось с тех пор? Наверное, нет. Комфортно ли ребенку в школе - всё также зависит от того, какие учителя в ней работают.
"У каждого из нас горит свой костер в сердце..." - ученик пишет это своему преподавателю, значит, бесконечно доверяет. А вот еще строки, подпись к рисунку, на котором темное море и мрачное грозовое небо, настоящий сигнал "SOS": "Сквозь сумрак ночи взирает бездна в лицо. Одиночество...". Уверена, преподаватель изобразительного искусства Ирина Михайловна Борисова разберется в том, что происходит с ее учеником.
Откуда такая уверенность? Чего только стоят слова директора лицея Василия Николаевича Потемкина, сказанные мне при встрече: "В нашей школе права ребенка на первом месте. Школа построена для детей. И учителя в ней работают для детей...".
Так оно и есть, иначе не было бы здесь никаких интегрированных уроков, и никто бы не "рисовал" музыку, не было бы дополнительных часов на углубленное изучение русской литературы, проводимых старейшим педагогом школы Светланой Николаевной Адоньевой, не преподавали бы Елена Николаевна и Альберт Геннадьевич Сущенко отечественную историю по совести, а преподносили бы решающие сражения Великой Отечественной войны вяло и "отдали" бы победу в ней американцам. Ведь, по сути, именно так пытались оценивать ход войны авторы некоторых современных учебников.
- Для наших детей события тех страшных лет так далеки, как для нас Куликовская битва, - делится с нами И.М. Борисова. - Но мои ребята рисовали войну в красно-черных тонах под музыку Шостаковича и свет поминальных свечей. Вы представляете себе мальчишек-восьмиклассников, украдкой смахивающих слезы? Это дорогого стоит.
Дорогого стоят благодарственные письма, приходящие на имя директора и педколлектива школы из военных учебных заведений страны. Преподаватели вузов выражают благодарность за то, что лицей воспитал настоящих патриотов Родины.
Истоки патриотического воспитания, считает директор лицея, прививаются с начальной школы.
- Каждый преподаватель нашей школы ответствен за то, чтобы дети не выросли Иванами, не помнящими родства, - говорит Василий Николаевич.
А преподаватель русского языка и литературы Светлана Николаевна Адоньева использует выражение "покруче". Она называет таких Иванов по-айтматовски - манкуртами.
Лицей № 21 носит имя нашего легендарного земляка генерала Ермолова. На протяжении многих лет под руководством Светланы Николаевны ребята ведут поисковую, краеведческую работу, связанную с событиями из жизни генерала. Экспонаты и документы школьного музея, добытые учениками, по моему мнению, неоценимы. Каждый ученик С.Н. Адоньевой воспитан на том, чтобы знать и помнить своих прадедов, интересоваться тем, кем они были, как жили.
Учительские труды дают свои результаты. Из стен лицея выходят неравнодушные и хорошо образованные, взрослые во всех отношениях люди. Только в нынешнем году лицей выпустил 13 медалистов. Все они стали студентами вузов, в том числе военных, Академии ФСО России, Свердловского танкового училища и даже польского медицинского университета. Среди выпускников лицея 2006 года известный всей школе Саша Кононов, вышедший в финал игры "Умники и умницы".
Директор школы, бывший курсант Орловского высшего военного командного училища связи КГБ СССР (теперь Академия ФСО России), а ныне опытный педагог и администратор, сплотил учительский коллектив и поставил перед ним задачу не упускать из поля зрения ни одного ребенка.
- У меня работают не урокодатели, а учителя, - говорит Василий Николаевич. - Они ответственны и за обучение, и за то, чем дети занимаются после занятий.
В школе работают множество кружков, восемь спортивных секций, всем необходимым спортинвентарем оборудован спортивный зал (на его ремонт в нынешнем году при содействии городского управления образования были выделены дополнительные средства).
Несколько лет назад лицей выпускал военно-инженерные классы. Ребята на льготных условиях поступали в Академию ФСО России. Потом Министерство образования запретило эту практику. Но в ответ Потемкин еще более укрепил связи с военным вузом, на прежнем уровне оставил физическую подготовку учеников и организовал физико-математические классы.
У директора школы болит голова и о ребятах, которые будут зарабатывать на хлеб насущный тяжелым физическим трудом. Поэтому его ученики в курсе того, что происходит на рынке труда, какие специальности наиболее востребованы.
- Я вышел из школы и умел делать все своими руками, - говорит Василий Николаевич. - Поэтому и мои ребята выходят в жизнь, готовыми к любой работе. В лицее есть и деревообрабатывающие станки, и швейные мастерские. В нашей школе даже мастер-краснодеревщик работает - Виктор Павлович Артеменко, так он с ребятами такие шедевры создает!
Директор не скрывает, что в школе много трудных ребят, из семей, где родителей их дети, мягко говоря, мало интересуют. Если Потемкин чувствует, что не помогают профилактические беседы наркологов и участкового, которые он регулярно организует для всех без исключения учеников, то он сам лично отправляется по чердакам и подвалам. И несладко приходится тем, кого он там встретит. На Василия Николаевича не обижаются. Напротив, вырастая, за все благодарят.
Кстати, редкий день в школе не встретишь ее выпускника, пришедшего к любимому педагогу за тем, чтобы поделиться своей радостью или проблемой.
Взрослые дети продолжают рисовать, когда им хорошо или тем более плохо, для них уже не важна техника: ведь Ирина Михайловна на уроках разрешала рисовать даже пальцами, только рисуйте.
"Только пишите", - учила Светлана Николаевна. И они продолжают писать стихи. Бумага "съедает" их стрессы и их разочарования. "Не бросайте спорт", - учил директор-математик. И бывшие его ученики вместо спиртного и сигарет берут в руки мячи и идут на футбольные площадки.
Наталья ЗАРУБИНА.


16.09.2006 08:17

Похожие новости

15.09.2006 08:14
19 сентября с 12 до 13 часов состоится он-лайн-конференция председателя правления ОАО "Россельхозбанк" Юрия Владимировича Трушина по теме: "Первые итоги кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и перспективы роста инвестиций в укрепление продовольственного рынка России".  
Народные слуги недостаточно получают - выяснила прокуратура Советского района города Орла в ходе проверки соблюдения трудового законодательства. Было установлено, что размер денежного содержания муниципальных служащих рассчитывается неправильно.  
С сегодняшнего дня орловские объекты жилищно-коммунального хозяйства должны быть готовы к началу отопительного сезона. В минувшую среду журналистов специально пригласили в мэрию на заседание оперативного штаба по вопросам ЖКХ, чтобы бодро отчитаться - все критические сигналы жителей города учтены, к зиме мы почти готовы.  
- Награды на меня сыпались как снег на голову! Меня знают во всем коневодческом мире. Как посмела "Орловская правда" меня опорочить? - громко возмущался в суде депутат облсовета В.И. Тихомиров.  
Вчера глава украинской компании "Международные минеральные ресурсы" Виктор Артемов и губернатор Орловской области Егор Строев подписали соглашение о строительстве на территории Малоархангельского района крупного завода по производству керамических стройматериалов (кирпича, блоков, черепицы) мощностью 120 млн. штук условного керамического кирпича в год.