ОБО ВСЁМ


Кому выгодно вновь столкнуть Пересвета с челубеем?

Вот уже третье тысячелетие человечество ведет отсчет времени с момента рождения на земле Иисуса Христа. Европейскую цивилизацию принято считать христианской, ибо и государственность, и культура ведущих стран Европы (и России) формировались под эгидой христианских ценностей.



Гуманная христианская идеология, учившая вслед за Христом социальной справедливости ("подай руку слабому, поддержи несчастного и сирого"), противостояла идеологии язычества, в основе которой лежало почитание грубой плотской силы. Христианство стало основой государственной идеологии, или, как принято сейчас говорить, стало поддерживаться на государственном уровне, с того момента, как римский император Константин сделал государственным символом Крест, вынеся этот образ христианства на свои знамена. Из восточной столицы Римской империи Константинополя восточное христианство - православие - пришло в нашу страну с самых первых шагов государства Российского: сподвижники Рюрика Аскольд и Дир, основоположники Киева - "матери городов русских", были христианами); невестка Рюрика, "природная славянка" псковитянка Ольга, правившая Русской землей по смерти мужа, уже в 957 году приняла крещение. Именно зерна христианской веры, заложенные равноапостольной княгиней Ольгой во внуке Владимире, проросли впоследствии в его решение принять "греческий закон" - православие. Так были свержены киевские языческие боги - идолы, "истуканы", у ног которых, по языческому обычаю, жрецами проливалась кровь человеческих жертв. Так к бывшим варварам пришло признание ценности гуманистических духовных идеалов, которые несло православное христианство. Начиная с Владимира Красное Солнышко все российские правители были православными, как теперь принято говорить, верующими гражданами. И государственная независимость России отстаивалась ее правителями под православными знаменами: победоносные сражения великого князя Александра (Невского) со шведами и ливонскими рыцарями велись им с позиций "защитника православия". Его правнук Дмитрий Донской одержал победу над полчищами Мамая в Куликовской битве с благословения игумена Свято-Троицкого монастыря Сергия Радонежского. В Смутное время именно православное духовенство во главе с патриархом Гермогеном смогло поднять народное ополчение под руководством Козьмы Минина, которое, благословясь Казанскою иконой Богородицы, освободило Москву от польских захватчиков. С тех пор этот день - 22 октября (4 ноября по новому стилю) был объявлен всегосударственным праздником Казанской иконы Богородицы. Праздник был отменен большевиками. В прошлом году, после многолетнего перерыва, в нашей стране указом президента этот праздник вновь объявлен государственным. 4 ноября мы празднуем День народного единства.
Читатель вправе спросить: зачем автору понадобился этот экскурс в историю православия "от Рождества Христова", зачем вспоминать общеизвестные, казалось бы, места из карамзинской "Истории государства Российского"? Объяснюсь: желание автора обратиться к историческому первоисточнику продиктовано его недоумением по поводу того странного факта, что до сих пор наши дети в большинстве своем изучают историю России по написанным в советское время учебникам, в которых, согласно советским традициям, недопустим даже намек на христианскую подоплеку нашей истории.
Как же в таком случае наши дети-школьники смогут уяснить истинный смысл государственного, учрежденного президентом, праздника 4 ноября? Ведь сам факт учреждения этого праздника главой государства - явление чрезвычайно многозначительное, красноречиво говорящее о тех глубоких переменах в нашем общественном мировоззрении, что произошли за последнее десятилетие. А впрочем, действительно ли произошли эти перемены, а может, президент поспешил и сделал шаг, опережающий перемены в массовом сознании россиян? Если верить российским СМИ, так и есть.

Судите сами. 11 сентября "Российская газета", сообщая об освящении храма Христа Спасителя в Калининграде, цитирует слова президента, который назвал это событие "еще одним шагом в возрождении нашей национальной духовной культуры". Однако, как выяснилось, в эти же дни сентября в ходе дискуссии вокруг введения в школьную программу предмета "Основы православной культуры" понятие "наша национальная духовная культура" (даже из уст президента) для определенной части общественности звучит шокирующе и считается недопустимым. После просмотра некоторых СМИ складывается впечатление, что в нашей стране православие признается "национальной духовной культурой" только президентом и - верующими. Остальным, выходит, неприятно напоминание о том, что культура и государственность России формировались под неоспоримым влиянием православия. Но что поделаешь, если это факт.

Фактом является и то, что наши учителя словесности, скажем, еще с советских времен в преподавании своего предмета на каждом шагу затруднялись объяснять школьникам содержание и смысл произведений "из золотого фонда русской классики". Как дети-школьники усвоят смысл, например, философского спора Чаадаева и Пушкина, основанного, как известно, на сравнении западного и восточного христианства, а ведь этот спор - краеугольный для нашей русской культуры?! Как объяснить суть духовно-нравственных исканий героев "Войны и мира", "Преступления и наказания" (эти произведения - обязательные в школьной программе по всей России) без указания на религиозную составляющую этих поисков? Ведь Толстой и Достоевский были верующими - православными, их мировоззрение базировалось на православных идеалах. Как, скажем, "эволюция образа" Родиона Раскольникова, который в финале романа читает Евангелие и утешен именно евангельскими истинами, может быть понятна для учеников, если они представления не имеют о том, что такое Евангелие? Или как учителя-историки разъяснят своим подопечным смысл государственного праздника 4 ноября - праздника Казанской иконы Божией Матери, если школьники толком даже не знают, что стоит за этим (священным для всех православных) понятием "Божия Матерь"?

Да что говорить о школьниках, вот вам эпизод из вузовской жизни. Студентка-заочница 3-го курса журналистского факультета ОГУ перед тем, как пойти на экзамен по основам православной культуры, расспрашивала своих согруппников о степени родства между Богородицей и Христом(!). Никто не заставляет эту (великовозрастную, кстати) студентку верить в Бога, но обладать элементарными знаниями, без которых отечественная культура останется просто недоступной для адекватного понимания, эта студентка обязана. Иначе мы не вправе назвать ее образованной и культурной и вручить ей документ об образовании.
Именно такую цель - дать представление об элементарных, отправных понятиях духовной сферы, не знать которые современному образованному человеку просто стыдно, - и ставит перед собой курс "Основы православной культуры", но отнюдь не навязывание веры. И в этом смысле подобный курс - это мое личное мнение - должен быть обязательным, не важно: православные у школьника родители, мусульмане или атеисты. Если ребенок посещает школу, он, как и всякий грамотный человек, должен иметь хотя бы некоторое представление о духовном явлении, ставшем основой культуры в той стране, где он живет.

Не станем же мы в угоду кому-то, в самом деле, отменять летоисчисление "от рождества Христова", если этому кому-то покажется неприятным такой устоявшийся порядок вещей. Эта традиция перешагнула уже в третье тысячелетие, и оспаривать ее очевидно глупо. Впрочем, были в ходе нашей эры безумные попытки начать летоисчисление по своему календарю - деятелями Великой французской революции. Нашего российского замеса "сдвижители основ" - большевики - тоже подумывали о своем летоисчислении в цивилизации. А не осилив основ мироздания, за время своей диктатуры в России постарались сделать все, чтобы хотя бы в нашей, "отдельно взятой", стране люди стали Иванами, родства не помнящими. Какими методами Ленин и его последователи насильственно "отлучали от церкви" Россию, мы уже знаем. Кровью миллионов лучших сограждан заплатила наша страна за этот атеистический шабаш - и не только православных, но и мусульман и иудеев под страхом смерти "красные" заставляли забыть исконные духовные традиции.

И уж, казалось бы, после полученного в 20-м веке урока в наши дни откровенное "богоборчество" должно представляться стыдным бескультурьем. Но нет. Россия отмечает в праздник Казанской иконы Богоматери День народного единства, школа вводит предмет "Основы православной культуры" - с тем чтобы дети России "вспомнили родство", а в стране находятся политические силы, которым не по нутру ни становление народного единства, ни пробуждение исторической памяти народа. А теперь подумаем, как в детективе, каким политическим силам выгодно тормозить эти благодатные процессы в стране?
"В Белгородской области уже разразился скандал, - сообщает "Комсомольская правда" за 13 сентября, - против нового предмета восстали коммунисты... После первого же занятия областной актив КПРФ нашел, что учебник носит "откровенно миссионерский характер". Заметьте, в рамках предмета не учат детей креститься, не понуждают ходить в церковь, а преподносят знания, без которых современный россиянин останется попросту недоучкой, невеждой: ведь православные культурные ценности - мировое достояние. (Никому, скажем, не придет в голову заподозрить в преподавании основ античной культуры пропаганду языческой религии - а ведь древние греки и римляне были язычниками, и их культура имеет откровенно религиозный фундамент). Последствия этого невежества мы пожинали в 80 - 90-е годы, когда нашу молодежь буквально оккупировали проповедники самых невероятных, с культурологической точки зрения, просто диких сект. Вот уж где "откровенное миссионерство"! Где в это время были коммунисты со своими протестами?! А все объясняется очень просто: очевидно, что им на руку идеологический разброд в стране, но отнюдь не народное единство. Невежественный народ, забывший о своих корнях, проще разъединить и поднять на баррикады под самыми бредовыми политическими лозунгами.

Пресс-конференция, которую провел на днях для представителей орловских СМИ информационный отдел Орловско-Ливенской епархии, предполагала обсуждение и заявленной в нашей статье темы. Это мероприятие, как лакмусовая бумажка, показало кто есть кто. Собравшиеся на пресс-конференции журналисты явили здесь своеобразный срез нашего общества. Из тех вопросов, что задавали представителям епархии мои коллеги, четко прорисовывались и степень общей образованности, и уровень культуры, и политические пристрастия спрашивающих. Кто-то обнаруживал взвешенную гражданскую позицию, кто-то - хорошие знания истории и культуры родной страны, кто-то - откровенно дремучее невежество и просто хамство. Представителя коммунистической газеты "Искра" на пресс-конференции не было. Оно и понятно: коммунисты - старинные антагонисты православия. Но позицию коммунистов по поводу преподавания "Основ православной культуры", как говорится, "озвучило" другое издание - представитель газеты "Орловские новости" Татьяна Кузьмина в самом что ни на есть "доброжелательном" тоне поинтересовалась реакцией епархии на информацию о том, что, дескать, "депутаты Белгородского областного Совета" выступили против введения в школьную программу предмета "Основы православной культуры". К слову, характерный ход для этого издания: говорить полуправду, выдавая ее за полную правду. А правда в том, что против нового предмета выступили только белгородские коммунисты, но не облсовет целиком. Впрочем, вопрос был не по адресу, так как православные священнослужители, как известно, в наших светских школах не преподают и, прямо скажем, не епархия была инициатором преподавания предмета, о котором идет речь. (Батюшки довольствуются преподаванием Закона Божия в воскресных школах, которые посещают исключительно желающие). Вопрос следовало бы адресовать представителю сферы образования - таковой на пресс-конференции, к счастью, присутствовал: А.К. Мищенко, методист областного института усовершенствования учителей, пояснил, что государственное образовательное учреждение дополнительного образования ИУУ с 1997 года осуществляет подготовку учителей по этому предмету и преподается он как дополнительный курс обществознания (8 часов в год для учащихся 5 - 7-х классов). Таким образом, в Орле этот предмет преподается в факультативном, а не в обязательном, как в Белгороде, порядке. Вопрос был исчерпан. Коммунистам и "Орловским новостям" скандалить в Орле оказалось не о чем.

Иные политики готовы вновь столкнуть в бою Пересвета с Челубеем. А невдомек им, что история их давно помирила.
Татьяна ПАВЛОВА.


19.09.2006 07:26

Похожие новости

Вчера впервые в истории Орла на базе Орловского медицинского института прошел VIII конгресс Международной ассоциации морфологов (МАМ), приуроченный к 75-летию Орловского государственного университета. В работе конгресса приняли участие 140 ученых-морфологов из России, а также стран ближнего зарубежья. Организаторы форума - организационный комитет и координационный совет МАМ, медицинский институт ОГУ и московское фармацевтическое научно-производственное предприятие "Ретиноиды".  
Мценские ветераны-медики и сегодня хорошо помнят, как в 1964 году пришел работать врачом в районную больницу двадцатитрехлетний выпускник Курского медицинского института Сергей Николаевич Швец. У молодого терапевта за плечами был небольшой опыт. Без отрыва от учебы - в выходные, праздничные дни, ночные смены, подрабатывал к небогатой студенческой стипендии. Почти год, до самых государственных экзаменов в институте, работал в одной из курских больниц медбратом.  
Соревнования по конному спорту являются одним из красивейших зрелищ, придуманных человеком. Особенно - конкур (или преодоление препятствий). Прекрасные лошади, элегантные жокеи, волнующая своей интригой атмосфера спортивного праздника, - всё это не только дарит публике бездну ни с чем не сравнимого удовольствия, но и облагораживает её. Конный спорт всегда был и остается синонимом изысканности и аристократизма. Это вам не грязные плебейские забавы вроде собачьих боёв.  
Все меньше остается времени до вступления в полную силу поправок к правилам дорожного движения. Один из пунктов обновленных правил гласит, что с нового года за перевоз детей на заднем сиденье автомобиля без специальных удерживающих устройств водителям придется платить штраф.  
Глазуновский опыт в сфере культуры С вступлением в действие Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" четко разграничены полномочия между муниципальными образованиями, т.е. между сельскими и городскими поселениями, и муниципальным районом. Согласно этому закону финансирование учреждений культуры осуществляется непосредственно из бюджетов муниципальных образований соответствующего уровня.