КУЛЬТУРА


Ау! Где вы, хореографы?

(Размышления на тему закрепления кадров на селе) Парадоксальная ситуация! В Орле есть два учебных заведения, где добротно готовят и из года в год на протяжении нескольких десятилетий исправно выпускают профессиональных хореографов, специалистов по народному, эстрадному и классическому танцу. Есть в нашем городе и прекрасная хореографическая школа, и отделения в школах искусств, плюс к этому масса студий при детских садах, клубных учреждениях и общеобразовательных школах, где растят будущих потенциальных артистов и преподавателей популярного в народе вида искусства.



Но тем не менее встретить образованного специалиста танцевального жанра в сельском клубе - это большая редкость, а такого, чтобы он ещё и жил в деревне вдалеке от областного или крупного районного центра, просто невозможно. Мало того, далеко не каждый районный центр может похвастаться наличием таких кадров в своих клубных учреждениях, а стало быть, и наличием танцевальных коллективов.
Традиционно благополучными в этом смысле считаются у нас такие районы, как Орловский, Ливенский, Урицкий, города Мценск, Болхов, Ливны, посёлки Покровка, Корсаково и немногие другие. Но за последние два десятка лет на областных смотрах, конкурсах и фестивалях, которые устраивает, например, областной центр культуры, не наблюдается новых имён руководителей танцевальных коллективов. Мелькают одни и те же прекрасные специалисты, воспитанные ещё на советском энтузиазме, влюблённые в своё дело, но стареющие и сетующие на то, что некому передавать богатый опыт.
У многих складывается впечатление, что всех, кто получает дипломы, поглощают "чёрные дыры" областных центров Нечерноземья, а также "ближних и дальних зарубежий".
Наши кузницы хореографических кадров, по словам специалистов ОЦК, за годы реформ не выковали ни одного балетмейстера для вымирающей глубинки. Глубинка вымирает по многим причинам, но в том числе и потому, что рожать детей, для которых питие, а не нормальное бытие будет определять сознание, не имеет смысла. Но это уже не вина вуза или колледжа, а общенациональная проблема.
Почему допускается такая дискриминация сельского труженика? Он что, хуже горожанина? Никакие программы и национальные проекты по возрождению России не будут работать без человека, который своим трудом кормит других. Но чтобы он смог выполнять миссию кормильца, ему надо быть уверенным в завтрашнем дне и знать, что "день грядущий" готовит для него и его детей. Не будут ли они, в частности, обделены радостями и возможностями постижения мира прекрасного, которыми сыт горожанин.
"Ау! Где вы, хореографы (музыканты, учителя, затейники и т.п.)?" - должны взывать в первую очередь те, кто "и во сне думает о будущем России". Вам, господа талантливые законодатели и талантливые проводники законов, как говорится, и карты в руки! Делайте не на словах, а на деле так, чтобы молодые специалисты творческих профессий сами просились на работу в село, а не "аукали" по ночным ресторанам и барам в поисках достойной оплаты своего труда.
Конечно, привлечение на работу в сельский клуб или музыкальную школу человека со стороны всегда сопряжено с риском: приживётся - не приживётся, оправдает - не оправдает. Это всё равно что кота в мешке покупать: деньги потратишь незнамо за что, а он при первой же возможности и сбежит. Учить же кого-либо из своих, деревенских, пять лет - тоже чревато. Во-первых, дорого. Во-вторых, к "благам цивилизации" привыкают быстро, а отвыкают с трудом. А в-третьих, потому что молодые, а запрета на чувства ещё никто не налагал: парень-то ещё может привезти невесту в деревню, другое дело - захочет ли, а вот девка, если в городе вышла замуж, - пиши пропало. Короче, как ни крути - не выгодно.
Но проблема закрепления специалистов есть. И есть уже немало проблем с приемом в учебные заведения культуры и искусства студентов по некоторым специализациям, и связаны они не только с демографической ситуацией. Чаще всего это дороговизна обучения вдалеке от дома и боязнь родителей отпускать детей в жестокий мир без отеческого глазу. Каким дите из него вернётся, неизвестно.
Но если гора не идёт к Магомету, то он сам к ней должен идти. Некоторые наши коммерческие, финансово-экономические, технические вузы и колледжи так и поступают. Они размещают филиалы в райцентрах или даже на селе. Но я почему-то не встречал филиалов нашего уважаемых ОГИИКа, колледжа искусств и культуры, музыкального училища. Возможно, есть тому уважительные причины.
А открыв, например, филиал в Глазуновке, можно было бы снять вечную проблему с жанром хореографии (как, впрочем, и с другими) и в этом районе, и Малоархангельске, и других близлежащих регионах.
В 1950-60-х годах при домах творчества и методических центрах функционировали кратковременные, от нескольких месяцев до нескольких лет, курсы (очные и заочные) по подготовке для села баянистов, хормейстеров, руководителей оркестров и т.д. Многие нынешние ветераны-культработники начинали с таких курсов и вспоминают эту форму обучения добрым словом. Почему бы сегодня не использовать это хорошо забытое старое? Если покопаться в арсеналах, то можно найти немало полезного, что могло бы сослужить добрую службу в нынешних условиях.
Возрождение русской национальной культуры должно осуществляться на всех уровнях и всем миром. И не должно быть такого, что одним - всё, а другим - тоже всё, но ... "что не гоже".
Красота спасёт мир, говорят, но ей надо помогать прокладывать дорогу к сердцам людей, чтобы не пришлось кричать: "Ау! Где вы, хореографы?"
Виктор САДОВСКИЙ.


23.09.2006 08:18

Похожие новости

Село Бредихино от райцентра Корсаково совсем недалеко. Село как село, только больно какое-то разношерстное. Начинается со скромных деревянных домов давней постройки, но крепких. Потом на пути предстают величественные руины старого краснокирпичного храма. Вдалеке из зелени, словно грибы, торчат особнячки-боровички: москвичи себе солидные дачи выстроили. И чуть в сторонке от всего этого разнодомья - жилище героя моей статьи, свободного художника Виктора Хардина.  
13.09.2006 10:44
Впервые я услышала её на одном районном официальном мероприятии, которое проходило в актовом зале Корсаковской школы искусств. Она пела торжественный и романтичный "Русский вальс" из репертуара певца Юлиана. Понравился не только сильный, глубокий и мягкий голос, но и сама манера держаться, говорящая о профессионализме и высокой исполнительской культуре. Спокойная, уверенная, полная обаяния и грации.  
Недостатка в фестивалях на Орловщине в последнее время не наблюдается. Наоборот, порой возникает ощущение, что череда их нескончаема. А если принять во внимание ещё и возрастной срез участников, то получится, что... Словом, не жизнь, а сплошной всенародный праздник.  
Туристический слёт - всегда праздник, праздник молодости, задора, спортивного соперничества. Таких событий ждут с нетерпением, к ним готовятся заранее: будущие участники рисуют стенгазеты, разучивают новые песни, разрабатывают стратегию, как в честной борьбе опередить соперников в спортивных состязаниях, стать лучшими во всевозможных конкурсах.  
В минувшую пятницу на берегу озера Старого в "Орловском полесье" вырос музыкальный палаточный городок. Самый молодой, наверное, в России фестиваль авторской песни собрал участников и зрителей в четвертый раз. В Москве и Нижнем Новгороде, Гомеле и Краснодаре, Брянске и еще добром десятке городов о поездке на наш бардовский фестиваль начинают говорить как об укоренившейся традиции. Впитать атмосферу не фанерной попсы, а живой музыки, не бессмысленных текстов, а душевных стихов отправился наш корреспондент.