ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


122-й закон: перед выбором

отказаться или принять? Этот законопроект действует в нашей стране уже второй год. В народе его метко окрестили законом "о монетизации льгот". Идеологическая и социальная направленность нового документа правильная: оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Но любой свежий закон требует определенного времени на притирку, ведь с ним надо научиться жить, научиться грамотно им пользоваться. Страсти кипели нешуточные. Сейчас, к концу второго года, они немного поутихли. Но это не значит, что на сегодняшний день все проходит гладко. Механизм реализации закона зачастую дает серьезные сбои. "Круглый стол", который состоялся на днях в редакции газеты "Орловская правда", был посвящен проблемам реализации закона и назывался "Об исполнении Федерального закона от 22 августа 2004 года №122 в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг".



Ведущая: - Федеральный закон №122 был принят для решения главного вопроса: равная доступность людей к социальным льготам при прозрачности денежных потоков, которые выделяются на эти цели. В течение двух лет областная администрация проводит большую работу по реализации основных направлений нового законопроекта.
Для реализации закона всеми службами - территориальными представительствами федеральных служб и органами власти специальной компетенции нашей области - создана нормативно-правовая база в сфере социальной защиты населения. В Орловской области принята смешанная форма предоставления мер социальной поддержки, которая сочетает в себе денежные компенсации и натуральные льготы.
Каковы на сегодня законодательные основы предоставления льготным категориям граждан набора социальных услуг и отказа от его получения?
Е.В. Абрамова: - В состав предоставляемого набора социальных услуг включаются: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предоставление необходимых лекарственных препаратов по рецептам врачей и предоставление санаторно-курортного лечения при наличии медицинских показаний, и право бесплатного проезда на железнодорожном пригородном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В связи с порядком предоставления социальных услуг федеральные льготники с 2006 года имеют право выбора: пользоваться им набором социальных услуг или отказаться от его получения?
В том случае, если гражданин принимает решение об отказе от набора услуг, то ему необходимо обратиться в территориальные органы пенсионного фонда и написать заявление до 1 октября. Отказаться можно от всего набора социальных услуг или же от одной из его частей - медицинской или транспортной.
Заявление об отказе от набора социальных услуг необходимо ежегодно обновлять в срок до 1 октября.
Существует два способа обращения с заявлением об отказе от социальных услуг: гражданин приходит лично с заявлением, или же его доверенное лицо приносит заявление, заверенное нотариусом.
На сегодняшний день в нашей области от набора социальных услуг на 2007 отказались 51378 человек, что составляет 43,5 процента от общего количества граждан, имеющих право на оказание государственной социальной помощи. В прошлом году к этому же времени льготников, обратившихся с заявлением об отказе от набора социальных услуг, было 57757, или 49,5 процента. То есть снизилось количество человек, которые написали заявления об отказе. Это говорит о том, что граждане подходят к решению вопроса более осознанно и обдуманно.
Принимая от льготников заявления, мы беседуем с ними о причинах отказа, разъясняем возможные последствия отказа от набора льготных услуг, акцентируем внимание на том, что изменить свое желание в течение календарного года будет невозможно.
Много вопросов возникает по федеральным льготникам, подвергшимся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской атомной станции, и лицам, приравненным к ним. Для них установлен совсем иной порядок предоставления набора социальных услуг. Поскольку для данной категории граждан законодательством установлен размер ежемесячной денежной выплаты без учета стоимости набора социальных услуг, следовательно, отказываться им не от чего. Но по желанию они имеют право обратиться с заявлением о предоставлении набора социальных услуг. В текущем году с таким заявлением обратились 244 человека. В прошлом году их было 90.
В настоящее время в Орловской области пользуются набором социальных услуг 52675 человек.
В.С. Пукаев: - Исходя из ваших наблюдений, скажите: какие причины заставляют людей писать заявления об отказе?
Е.В. Абрамова: - Мы провели свое собственное социологическое исследование и выяснили, что почти 68 процентов льготников отказываются от набора социальных услуг, так как не пользуются им и не чувствуют в том необходимости.
Около 26,5 процента людей не устраивает перечень лекарственных препаратов или обслуживание в поликлиниках или в аптеках. А 6 процентов не пользуются железнодорожным пригородным транспортом.

ЛЕКАРСТВА ДЛЯ ЛЬГОТНИКА
Ведущая: - Когда мы говорим о реализации закона №122, то поднимаются именно эти проблемы: неполучение населением качественной лекарственной помощи, отдаленность медицинских учреждений для сельских жителей. Особенно остро проблема стояла в июне. Предпринимались определенные меры по снятию остроты, расширению ассортимента лекарственных препаратов...
М.Ю Юдин: - Да, у нас в этом году происходили некоторые трудности с лекарственным обеспечением. Связано это с тем, что с начала года финансирование программы строго лимитировалось. Другая причина в том, что в летние месяцы значительно снизились поставки медикаментов фармацевтической организацией "Протек", которая уполномочена их осуществлять. Возможно, это связано с объективными причинами, а именно - с пожаром, случившимся в мае на складах фармацевтической компании. В результате сузился ассортимент медикаментов и возросло количество рецептов, которые аптеки были вынуждены ставить на отсроченное обслуживание.
В связи со сложившейся ситуацией областным управлением здравоохранения были отправлены официальные письма в Министерство здравоохранения и социального развития и на имя генерального директора компании "Протек". На сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону. Областная заявка на поставку медикаментов обеспечена на 81 процент. Увеличен объем поставляемых медикаментов.
Однако проблемы полностью не исчерпаны. На очереди остается 4850 рецептов. Связано это в первую очередь с тем, что летом, когда у наших аптек появились трудности, они исчерпали запасы медикаментов. Поэтому сегодня пациент, обращаясь в аптеку, не может своевременно получить лекарство.
Ведущая: - А долг перед аптеками?
Н.В. Павличева: - В июле текущего года нашей компанией было поставлено препаратов на сумму 120 миллионов рублей. Если оценивать поставки по международным непатентованным наименованиям, то процент удовлетворения поставок равен 94,5. В августе процент удовлетворения заявок был равен 91, в сентябре показатель - 94 процента.
Сегодня ситуация выровнялась, поставки медикаментов ведутся в плановом режиме, количество отсроченных рецептов резко сократилось.
Но бывают сложные моменты, которые не зависят от работы нашей кампании. Для того чтобы поставить медикаменты в регион, обязательно нужна сводная заявка. И только на основании сводной заявки осуществляется некое прогнозирование: в каком объеме и в каком ассортименте потребуются медикаменты в нашем регионе. Кроме того, на основании сводной заявки завод-производитель осуществляет заказ. На сегодня более чем от ста компаний, производящих медикаменты, мы имеем письма о том, что они не могут выполнить заявки в полном объеме. Это связано с тем, что по сравнению с 2005 годом возросло употребление тех или иных медикаментов, которое ранее не прогнозировалось. Стоимость рецепта увеличилась в два-четыре раза, поэтому мы и имеем случаи отказа от производителей.
Конечно, мы работаем над тем, чтобы на отсроченном обслуживании было минимум рецептов, но иногда это не в наших силах, потому что мы работаем все вместе, и результат работы зависит не только от компании "Протек", но и от работы лечебных учреждений, аптечных учреждений, регионального склада.
Ведущая: - Если льготник не может в течение двух месяцев получить свое лекарство, куда ему идти и что делать, чтобы реализовать свою льготу?
М.Ю. Юдин: - Выход есть. Пациента ставят на отсроченное обслуживание, и через какое-то время он получает свой препарат. Другая проблема в том, что есть препараты, которые по каким-то причинам отсутствуют на фармацевтическом рынке, несмотря на то, что они включены в программу дополнительного лекарственного обеспечения. В этих случаях рекомендовано обращаться к врачу, чтобы он произвел замену лекарства.
Ведущая: - Но доктор может не знать, какие препараты отсутствуют на фармацевтическом рынке...
М.Ю. Юдин: - Зато он знает, какие препараты из перечня есть в наличии в аптеках, так как мы даем такую информацию.
Ведущая: - Тем не менее порой выписываются такие препараты, которые невозможно получить.
М.Ю. Юдин: - Да, проблемы по отдельным позициям еще есть.
А.А. Лялюхин: - В прошлом году в регистре граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, числились 117025 человек. В нынешнем году их 49742. Несмотря на такое резкое сокращение льготников, расходы на программу выросли значительно.
Стоимость лекарственных средств на одного пролеченного (на 14 сентября 2006 года) составила 6786 рублей, в прошлом году - 1712. Анализируя эти данные, можно сказать, что стоимость средств, затраченных на одного пролеченного, увеличилась в 3,9 раза.
Увеличилось количество выписываемых рецептов на одного пациента. За 8 месяцев прошлого года было выписано примерно 10 рецептов, за этот же срок нынешнего года - 17. О чем это говорит? Программа набирает обороты, в ней остались те, которыми она наиболее востребована, и врачи привыкли выписывать дорогостоящие препараты.
Остановимся на финансировании. Лимит бюджетных обязательств на 2006 год, предусмотренный федеральным фондом для Орловской области, составляет 155,9 миллиона рублей. В сентябре он был пересмотрен и увеличен на 29,7 миллиона рублей. Как только указанные средства поступили на счет Орловского фонда обязательного медицинского страхования, они тут же были перечислены на оплату счетов организации "Протек" и аптекам.
По результатам прошедшего медико-экономического контроля оплате подлежат счета на сумму 310,2 миллиона рублей. Оплачено 140,3 миллиона. Сумма задолженности Орловского ФОМСа перед уполномоченной фармацевтической компанией и аптеками на сегодняшний день составляет 169,8 миллиона рублей. На эту недостающую сумму Орловский ФОМС регулярно запрашивает средства из страхового резерва федерального ФОМСа. Но не всегда эти заявки удовлетворяются так, как нам хотелось бы. В частности, последняя заявка была запрошена на сумму 123,6 миллиона рублей, но из страхового резерва получено всего 2,6 миллиона.
Но положительное заключение, которое выдано федеральным фондом и Росздравнадзором по защите заявки Орловской области на льготные лекарственные средства в третьем квартале 2006 года в размере 108 миллионов, позволяет надеяться на дополнительное финансирование расходов.
Ведущая: - Если человек имеет право на получение льгот, он должен реализовать это право. Его мало интересует, что где-то не срабатывает и что-то не получается. Да, сейчас ситуация стабилизировалась, но все равно остались достаточно большие задолженности и достаточно большие сроки ожидания получения лекарств. В общем, сложности есть, и они, к сожалению, вылились в большое количество "отказников". А от того, сколько людей осталось "на социальном пакете", зависит и дальнейшее финансирование всей программы. Зависимость прямая.
А.А. Лялюхин: - Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к людям, которые сейчас принимают решение, отказаться от набора социальных услуг или нет. Как показывает практика, льготники, которые, страдают хроническими заболеваниями и вынуждены ежедневно принимать препараты, отказались необдуманно.
Потом они обращались в Орловский ТФОМС, областное управление здравоохранения, Пенсионный фонд и в другие организации с просьбой включить их повторно в программу. Но законодательством не предусмотрен такой возврат в течение года.
Поэтому Орловский ТФОМС обращается к льготникам с просьбой подойти к решению этого важного вопроса осознанно, взвешенно, чтобы не подставлять свое здоровье и свою жизнь под угрозу.
Ведущая: - Аналогичная картина сложилась и с финансированием санаторно-курортного лечения для льготников.
Р.М. Москвина: - С января 2005 года по сегодняшний день отделением Фонда социального страхования Российской Федерации выдано 14767 путевок.
С целью обеспечения бесплатного проезда льготников к месту лечения и обратно выдавались именные талоны на приобретение бесплатных проездных билетов. В 2005 году осуществлялся коллективный проезд в санатории Тамбовской и Московской областей. За период с января 2005 года по настоящее время отделением фонда выдано 8800 именных талонов на железнодорожный транспорт, 8200 - на автомобильный транспорт. Израсходовано на эти цели более 2,6 миллиона рублей.
Практика показывает, что в связи с введением федерального закона №122 значительно улучшилось обеспечение санаторно-курортным лечением льготников.
Ведущая: - Раиса Михайловна, многие граждане отказываются от медицинской части набора социальных услуг, аргументируя это тем, что все равно воспользоваться санаторно-курортным лечением они могут лишь один раз в три года. Это действительно так?
Р.М Москвина: - Нет, законодательством сроки не определены. Все зависит от медицинских показаний и противопоказаний и зависит от сроков обращения за путевкой. К нам ведь многие приходят за путевкой, не имея на руках ни медицинского заключения врача, ни заявления, поэтому нужно все-таки побеспокоиться о себе заранее. Некоторые уже сейчас приходят с документами и оставляют заявление на получение путевки в следующем году.
Единственное неудобство в том, что медицинское заключение действительно только в течение шести месяцев, а потом необходимо заново идти к врачу за справкой.

ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ
Ведущая: - Как реализуется на территории области право льготников на транспортную составляющую набора социальных услуг?
М.В. Кореньков: - Новый закон еще раз показал, что никакая льгота бесплатной не бывает. За любую льготу кто-то платит. У нас в области все льготники имеют возможность приобрести социальные проездные билеты. Инициатива эта была президентская, после чего в регионах стали принимать свои нормативные акты и соответственно вводить социальные билеты. Я считаю, что у нас в области поступили разумно, то есть не просто приняли акт, а предварительно соизмерили все составляющие: финансовые возможности, специфику и работу общественного транспорта. Поэтому у нас фактически не было никаких сбоев: транспортная система работает и люди в полном объеме получают льготы.
В 2005 году наша область получила более 120 миллионов рублей на то, чтобы социальные проездные билеты были реализованы. Принцип прост: 50 рублей на одного федерального льготника. Но с учетом того, что не все льготники пользовались проездом, денег хватало, чтобы покрыть затраты и на федеральных, и на местных льготников. Нам даже удалось обновить подвижной состав. Всего в городе Орле ежемесячно реализуется около 20 тысяч проездных, в районах меньше.
Но ситуация стала меняться. К сожалению, я должен констатировать, что федеральный центр потихоньку начинает отказываться от своих обязательств. Например, уже в этом году финансирование сократилось до 50 миллионов рублей. А в мае на селекторном совещании министр транспорта заявил: мы достаточно помогали регионам в течение двух лет, а с 2007 года вы на наши деньги не рассчитывайте. И я с ужасом ожидаю наступление следующего года.
Такая вот интересная штука получается. Инициативу о введении социальных билетов предложил федеральный центр, а вся нагрузка по реализации этой идеи (как бывает часто) ложится на плечи регионов. Хотя все прекрасно понимают, что сейчас принять решение об отмене этой льготы просто невозможно, ведь она уже воспринимается как социальное завоевание, как выходной, как отпуск, как пенсия.
Поэтому, что касается реализации льгот, то они были и будут, потому что политика администрации нашей области имеет социальную направленность, и это во всем проявляется, в том числе при формировании бюджета. А поэтому, как бы трудно не было, найдутся деньги в бюджете, чтобы и региональных льготников и федеральных льготников обеспечить социальными проездными билетами. И вы видите, что стоимость социального билета не изменилась, по-прежнему он стоит 160 рублей, хотя себестоимость проездного, к примеру, на селе гораздо выше.
Тем не менее все обязательства областью выполняются. Нехватку федеральных денег компенсирует сегодня областной бюджет. Думаю, претензий со стороны населения по социальным перевозкам не будет, а мы постараемся их реализовать, хотя это будет сложно.
Ведущая: - К сожалению, не все проблемы мы можем решить, и не все зависит от нас, но, надеюсь, что и дальше мы будем вести спокойную, уверенную, взвешенную работу, понимая степень ответственности каждой службы за свой участок. Это взаимодействие всегда помогает находить пути выхода из сложных ситуаций.
Благодарим все средства массовой информации за помощь в оперативном освещении проблем, связанных с реализацией Закона № 122.


26.09.2006 07:23

Похожие новости

Рабочие, инженеры орловского завода "Дормаш" в минувший четверг тепло встречали губернатора Е.С. Строева, других руководителей области, которые пришли к ним на торжественный митинг, посвященный Дню машиностроителя. Ведь завод поднялся с колен, занял ведущее место на российском рынке дорожно-строительной техники во многом благодаря "Орловской промышленной компании", созданной по инициативе губернатора в 1999 году для спасения "лежачих" заводов. Сейчас Егору Семеновичу было интересно от самих рабочих узнать, как они оценивают перемены на родном предприятии, посмотреть на выпускаемую здесь новую продукцию.  
Эта история началась несколько месяцев назад с того, что в конце марта сего года в редакции газеты сначала начали раздаваться телефонные звонки встревоженных родителей из с. Гнилец Троснянского района, а потом пришло и письмо. "10 февраля 2006 года у нас сгорела часть школы - нижнее здание. В нем располагались библиотека, мастерская, столовая и три кабинета начальных классов. Мы сейчас остались в одном здании. Разместить все в верхнем здании у нас нет возможности. Тем более, что оно находится в аварийном состоянии.  
На рынке бойко идёт торговля с раннего утра и до тех пор, пока не иссякнут покупатели. Сладкий перец и помидоры предлагают по десять рублей за килограмм, арбузы - также по десять, лук - по семь. С некоторых машин продают дыни и виноград. Туда-сюда снуют с пачками купюр смуглые торговцы. Ни дать ни взять - восточный базар. Торговля происходит в самом центре Орла - на Левом берегу реки Оки - далеко за забором Центрального рынка.  
Орловский городской Совет народных депутатов полгода работает в новом составе. За это время многие жители города успели почувствовать, что такое деятельный, обязательный депутат, к которому можно обратиться с просьбой, за помощью в решении проблемы. Но, к сожалению, в марте свой депутат появился не у всех жителей Орла. В шести избирательных округах (а это более 40 тысяч человек) выборы не состоялись. Они пройдут 8 октября. О предвыборной борьбе, о взаимоотношениях законодательной и исполнительной ветвей власти - беседа с заместителем председателя городского Совета М.В. Вдовиным.  
О реформировании ЖКХ толкуют давно. Люди, не пытающиеся понять, в чем суть дела, говорят однозначно: "Делать, что ли, больше нечего?" Те же, кого современная расхлябанность и неопределенность ЖКХ давно достали до печенок, смотрят на предстоящие реформы как на спасение.