КУЛЬТУРА


Какая песня без баяна?

Такого не было ещё ни разу за всю историю существования отделения народных инструментов в Орловском музыкальном училище - в этом учебном году нет ни одного первокурсника в классе баяна. И не потому, что были слишком высокие требования к абитуриентам на вступительных экзаменах, а потому, что желающих стать баянистами-профессионалами вообще не оказалось.



Увы! Времена для любимого (на протяжении целого века) в народе инструмента, кажется, проходят. По крайней мере, в Орле эта тенденция ярко проявилась в падении интереса к обучению. И это, несмотря на то, что Орёл всегда славился хорошей баянной школой и прекрасными преподавателями (династия Гладковых, П.Ф. Андропов и др.), что притягивало молодых музыкантов не только из близлежащих регионов, но даже из других республик.
Этому способствовало и то обстоятельство, что педагоги-баянисты ОМУ вели всегда очень активную пропаганду инструмента, выступая и сольно, и в создаваемых ими ансамблях. Вспомним хотя бы популярное некогда трио баянистов в составе преподавателей училища А. Кочергина, В. Михеичева и М. Репки. Или дуэт Е. Дербенко и А. Кочергина. На сегодняшний день в Орле работает концертирующее высокопрофессиональное трио молодых музыкантов.
Немало выпускников ОМУ сейчас трудятся в районах области в музыкальных школах, из стен которых выходят хорошо подготовленные для дальнейшей учёбы ребята, но тем не менее интерес к продолжению музыкального образования по классу баяна в этом году оказался на нуле.
А вот с его предшественницей - русской гармонью - произошла обратная история. Никогда "не мечтавшая" покорять профессиональную сцену, не пытавшаяся даже переступать порог музыкальных училищ, а тем более консерваторий, она за последний десяток лет сумела "выскочить", как говорится, из грязи - в князи.
Такое удивительное превращение произошло благодаря человеку, который "деревенскую Золушку", каковой была до недавнего времени гармонь, сделал принцессой, пленяющей теперь своим неподражаемым голосом изысканную публику, покоряющей мир и прославляющей Русь на всех континентах.
Заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов России, преподаватель Орловского музыкального училища Евгений Петрович Дербенко в далёких 1970-х начинал свою педагогическую, композиторскую и артистическую деятельность как баянист. Он написал, переложил, обработал для этого инструмента огромное количество произведений, которые исполняются музыкантами во всём мире.
Но тем не менее, не бросая баяна, он увлёкся популяризацией гармони как профессионального инструмента и доказал, что "деревенская гармошка" имеет полное право занимать достойное место не только в быту.
15 лет тому назад благодаря усилиям Евгения Дербенко был открыт единственный в России класс гармони на отделении народных инструментов в ОМУ.
Первым профессиональным музыкантом-гармонистом с высшим образованием стал орловец Геннадий Калмыков, ныне заслуженный артист России.
Ученики Е. Дербенко постоянно участвуют в различных международных конкурсах и неизменно становятся победителями.
На сегодняшний день профессиональное образование по классу гармони можно получить во многих регионах. Последователей у Евгения Дербенко достаточно. Не случайно его часто приглашают в качестве председателя жюри фестивалей и конкурсов. Он даёт мастер-классы и сольные концерты. И так же, как для баянистов, им создан богатейший репертуар для гармонистов.
Проблем, связанных с набором желающих обучаться, у Е.П. Дербенко на сегодняшний день нет. Инструмент популярен у молодёжи, увы, больше, чем баян, и, стало быть, повода для грусти у композитора, казалось бы, не должно быть. Однако...
Мы договорились встретиться и поговорить о баянной проблеме. Мнение известного российского музыканта тем и ценно, что он не может в данном случае лукавить. Это мнение сугубо личное и не во всём может совпадать с другими, в том числе и официальными.
- Да, я сейчас не веду баян в музыкальном училище, - говорит Дербенко. - У меня достаточно нагрузки с гармонистами и аккордеонистами, но это не значит, что мне безразлична ситуация, в которой оказался мой любимый инструмент, и не только в Орле. Причин того, на мой взгляд, много, но главная кроется, пожалуй, в отсутствии чёткой общегосударственной политики, направленной на всемерную заботу о сохранении уникальной самобытности русского национального искусства. Напрочь отсутствует хорошо поставленная пропаганда народной инструментальной и вокальной музыки как в профессиональной сфере, так и в любительской. Убедиться в этом несложно, поинтересовавшись, чем забиты все телевизионные каналы в лучшее эфирное время. А из этого вытекают все нынешние проблемы, в том числе и проблема поиска объединительной национальной идеи, в которой русское национальное искусство может и должно играть не последнюю роль.
- Евгений Петрович, - перебиваю я Дербенко, - но в вашем классе гармони ситуация ведь далека от плачевной, не правда ли? Как вам это удаётся?
- Только не благодаря разработанным "наверху" законам, скорее, благодаря их отсутствию, из-за чего гармонь попала в более выгодное положение. Вы знаете, сколько стоит сегодня хороший концертный баян, который необходим студенту консерватории? От 240 до 430 и более тысяч рублей - это четверть стоимости двухкомнатной квартиры у нас в Орле.
- А если не концертный, а простой покупать, для музыкальной школы, например?
- Раз в десять меньше, что тоже не по карману многим семьям. Но вы попробуйте сначала найти такие инструменты в магазинах, да еще чтобы можно было выбрать тот, что по душе и по деньгам! А уж рассчитанных на разные возрастные категории и подавно днём с огнём не сыщешь, только на заказ и... в Туле. Бывая за границей в Европе, всегда с завистью наблюдаю, как в музыкальных магазинах детишки растягивают меха нормально звучащих игрушечных гармошек, аккордеонов, баянов, доступных для родительского кошелька. В России этого нет.
- Значит, с гармонями всё-таки у нас дело обстоит лучше?
- Можно сказать, что да, лучше. Гармони и стоят дешевле. Хотя это не относится к инструментам, сделанным на заказ для концертирующего гармониста, они тоже дорогие. Но тем не менее, учитывая размеры, вес и сохраняющуюся пока ещё популярность в народе, музыканты-любители и профессионалы выбирают гармонь как более доступный инструмент на сегодняшний день, чем баян или аккордеон.
- Евгений Петрович, а не сказывается ли ваша деятельность (имею в виду повышение статуса гармони) на падении интереса к баяну? Не секрет, что есть и такие мнения музыкантов, которые считают, что богу - богово, а кесарю - кесарево.
- Я знаю об этом, но так не считаю, потому что причина, по моему мнению, зарыта глубже, и о ней я уже сказал. А в чём я твёрдо уверен, так это в том, что гармонь в конце концов спасёт попавший в трудное положение баян. Это два равноценных родственных национальных инструмента. А родственники всегда приходят на помощь друг другу в трудную годину. И какая же песня без баяна?
Разговор на эту тему мы не считаем завершённым и предлагаем подключиться к разговору всем, кому небезразлична судьба русской национальной музыки.

Виктор САДОВСКИЙ.
Фото автора.


04.10.2006 07:23

Похожие новости

Репертуар на октябрь 13 пт. А. Слаповский. Премьера. ДЕВОЧКИ! КТО ХОЧЕТ 250 ТЫСЯЧ? Комедия. Начало в 19 час. 14 сб. А. Слаповский. Премьера. ДЕВОЧКИ! КТО ХОЧЕТ 250 ТЫСЯЧ? Комедия. Начало в 18 час. 15 вс. ЧУДНЫЙ ТЕРЕМ. Myзыкальная скоморошина. Начало в 11 час.  
6 октября Орловский государственный академический театр им. Тургенева открывает свой 192-й сезон. Накануне открытия мы встретились с художественным руководителем театра Б. Н. Голубицким и попросили рассказать о планах Тургеневского дома, как уже давно называют орловский академический.  
Вчера в Орловском городском центре культуры прошел конкурс "Орловская сударыня", посвященный Дню пожилого человека. Восемь очаровательных женщин "золотого" возраста представляли четыре района Орла. Самой младшей конкурсантке исполнилось 65 лет. Но скидок на возраст никаких.  
29 сентября в зале областной филармонии пройдет концерт камерной вокальной музыки, посвященный 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. В исполнении солистов филармонии Ирины Монаховой, Татьяны Поляковой, Юлии Гарбуз, заслуженного артиста России Александра Алексеева прозвучат вокальные циклы и романсы композитора. Струнный квартет представит вниманию слушателей Седьмой квартет Дмитрия Шостаковича. О. ЮРЬЕВ.  
(Размышления на тему закрепления кадров на селе) Парадоксальная ситуация! В Орле есть два учебных заведения, где добротно готовят и из года в год на протяжении нескольких десятилетий исправно выпускают профессиональных хореографов, специалистов по народному, эстрадному и классическому танцу. Есть в нашем городе и прекрасная хореографическая школа, и отделения в школах искусств, плюс к этому масса студий при детских садах, клубных учреждениях и общеобразовательных школах, где растят будущих потенциальных артистов и преподавателей популярного в народе вида искусства.