ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Нужна ли горожанам чёрная дыра?

50 МИЛЛИОНОВ ПОТРАЧЕНО, А ГДЕ РЕЗУЛЬТАТ? История с реконструкцией Александровского моста в Орле началась 14 лет назад. Именно тогда эксперты сделали заключение: мостовое сооружение на реке Орлик в аварийном состоянии. Мост закрыли для автотранспорта. Оценили капиталовложения, необходимые для реконструкции. И всем стало понятно: деньги нужны нешуточные. Ни городу, ни области такую махину сразу не потянуть, а ситуация в стране тогда, как известно, была аховая: бюджетникам платили копейки, предприятия разорялись, денег не было на ремонт больниц и школ. Что уж тут говорить про какой-то пешеходный мост.



В последние годы полегчало, деньги у государства появились. И после специального заседания областной коллегии в прошлом году было принято решение: деньги на реконструкцию выделять. Понемногу, в пределах разумного, насколько позволят городской и областной бюджеты. Была названа и примерная цифра финансирования на этот год - около 30 млн. рублей.
Однако "грянул" 131-й закон. Переход к самоуправлению дался нелегко. Большинство муниципальных образований в области смогли финансово обеспечить свою "социалку" только на 30%. Всю тяжесть финансирования пришлось взять на себя областному бюджету. Облсовет принял его с дефицитом более 800 млн. рублей (около 10%). Город Орел оказался в лучшем по сравнению с другими муниципалитетами положении - бюджетная "дыра" составила меньше пяти процентов от всех расходов. Однако 70 млн. дефицита все же сумма немалая. И деньги городским властям необходимо было найти.

"НОВЫЕ" ПОДХОДЫ
В марте в Орле "власть переменилась". В администрацию пришли люди, которые заговорили о новых подходах к управлению городским хозяйством. Одним из первых шагов мэра А. Касьянова было значительное увеличение штата пиарщиков при администрации - пресс-службу преобразовали в управление информации. Вскоре обозначилась и главная "фишка", выдвинутая мэрией для горожан. Как ни странно, в качестве таковой оказались не извечные проблемы города (жилье, дороги, ЖКХ), а Александровский мост. В городской газете запестрели публикации на эту тему. А проблема с бюджетным дефицитом и средствами на реконструкцию моста "решили" по-кавалерийски лихо - заняли деньги в банке. Однако этот шаг отсрочил лечение бюджетной болезни, лишь усугубив ее. Дыра дефицита выросла за счет заимствованных средств на мост и процентов по кредиту. Похвастаться же особыми успехами в пополнении городской казны администрация Касьянова пока не может - за первое полугодие, по словам начальника финансового управления мэрии А.Н. Коробовой на летней сессии горсовета, "лишних" денег наскребли чуть больше 10 млн. рублей (при таких долгах надо бы быть поразворотливей!). А обращение мэра в горсовет с просьбой разрешить еще 30 млн. заимствований всерьез насторожило депутатов - отказали. Тем временем в городской газете появилась интересная публикация - оказалось, что на реконструкцию моста необходимо еще 25 миллионов. И тут уже всем, кто внимательно следил за городской жизнью, наверное, захотелось спросить:
"А сколько же всего намерена поглотить эта гидра реконструкции?"
Когда весной в горсовете обсуждали заимствование, предполагалось, что на мост пойдет 51 млн. рублей и к 5 августа пешеходное движение будет открыто. Движение не открыли, а первый зам. мэра В.В. Еремин заявил в интервью городской газете, что нужно еще "полстолька". Но о 76 миллионах весной речи не было! Не в курсе и депутаты горсовета. Вот фраза из выступления депутата М.В. Вдовина на последней сессии: "На мост уже больше 50 миллионов потратили, а где результат?". Значит, ждал Михаил Васильевич результата после освоения той суммы, которая обсуждалась весной. Волей-неволей приходит предположение, что депутатов водили за нос, недоговаривая им всего. Но знали ли сами чиновники в мэрии, во что они втягивают город? "Знали! - отвечает генеральный директор организации, производящей работы ("Мостострой-66"), В.М. Ставцев. - 50 млн. - это цифра, рассчитанная по проекту 2002 года. Тогда и цены на материалы, и стоимость услуг московских организаций, которых мы привлекаем к работам, были другие. Весной мы от мэрии ничего не скрывали".
Во сколько же обойдется городу это декоративное сооружение? "Точную цифру нельзя назвать, - продолжает Виктор Митрофанович. - Мы уже зафиксировали тревожный симптом: по ранее заключенным договорам наши партнеры не спешат поставлять материалы. Такое обычно бывает перед скачком цен. Но ориентироваться надо на цифру 150 млн. рублей. Это близко к реальности".

НАШ ГОРОД РАЗОРЁН?
Вот это да! 150 миллионов! Да еще "близко к реальности", а не конечная сумма. Интересно, что бы сказали депутаты весной, если бы тогда на сессии им предложили такой расклад? Можно только догадываться. Скорее всего, А. Касьянов наткнулся бы на непробиваемую стену непонимания, а город не ступил бы одной ногой в долговую трясину.
Сильно сказано про трясину? Думаю, что нет. Ведь просил же совсем недавно Касьянов горсовет о разрешении на еще одно заимствование. 4 млн. в предполагаемой сумме займа должны были пойти на погашение процентов по кредиту. То есть рассчитываться по кредиту мэрия намерена с помощью других кредитов? Разве не так попадают в "долговую яму"? А так ли необходим мост городу, чтобы ставить на карту муниципальные активы, которые предыдущим властям удалось сохранить? Неужели нет других болевых точек в городском хозяйстве? Есть, и всего не перечесть.
Вот мнение жителей ул. Федотова (в районе Карачевки) З.С. Рогачевой, Т.Н. Тарасовой. Женщины в один голос заявляют, что были возмущены, когда узнали о 50 миллионах, выделяемых на строительство какого-то пешеходного моста. Ведь в их двухэтажках "жить невозможно, крысы кругом, через щели в стенах за руку с соседом здороваться можно, а зимой температура опускается до 6-8оС". Что скажут жители улицы Федотова, когда узнают, что мост обойдется городу в 150 миллионов? Да разве мало у нас в городе аварийного жилья, которое нужно срочно ремонтировать либо сносить? И кто из жильцов таких трущоб проголосует за миллионные вложения в архитектурное сооружение с плавучими фонтанами, когда из страха, что ветхие домики обрушатся, многие спать боятся? А ведь на 150 миллионов можно построить почти триста однокомнатных квартир для муниципальных очередников!
А взять те же мосты. Только не декоративные, а по которым ездят тысячи единиц автотранспорта, в том числе и пассажирского. По словам В.М. Ставцева, все орловские мосты нуждаются в ремонте, но особую тревогу вызывают перегруженный транспортным потоком Лужковский мост и мост (давший трещину) через Орлик на ул. Колхозной в районе Веселой слободы. Мост на Веселой можно было бы уже закрыть и ремонтировать, ведь рядом стоит уже готовый новый мост. Нужно только проложить чуть больше двух километров дороги. На это нужно примерно 10 млн. рублей. Направь мэрия эти средства сюда, уже был бы готов и прямой выезд из Советского района на Карачевское шоссе, что избавило бы город от лишних пробок. Многие бы спасибо сказали.
А сами дороги. За 150 миллионов все городские дороги можно было бы "вылизать". Ведь их всего-то 220 км. Для сравнения: на обслуживание 4000 км дорог, подведомственных региональным службам, из областного бюджета в этом году будет потрачено 350 млн. рублей. А на ремонт одного километра городских дорог затраты составляют от 2 до 5 млн. рублей.
Однако 150 млн. - цифра пока виртуальная. Столько нужно, но где взять недостающие 90 миллионов? Очень похоже, что у Касьянова с этим большие проблемы. По словам гендиректора "Мостостроя-66", мэрия проплатила пока около 60 миллионов. Несмотря на то, что выполнено почти 85% работ, часть выполненной работы чиновники не принимают, акты не подписывают, а значит, и рассчитываться со строителями не спешат. Генеральный директор "Мостостроя" сам вынужден был взять кредит в банке, чтобы выплатить зарплату рабочим за август. Кредит взят под гарантии мэрии. Снова в деле о мосте выплывает слово "кредит". А чем может гарантировать банкам выплаты А. Касьянов, чем обеспечены, выражаясь на языке банкиров, долговые обязательства мэрии (в банках, как известно, альтруисты не работают, банкиры свое возьмут в любом случае)? Конечно же, городским имуществом и недвижимостью. А это школы, детсады, здания учреждений дополнительного образования (домов творчества и спорта), библиотеки, административные здания, имущество муниципальных предприятий и, конечно, земля. Все это может достаться новым хозяевам за долги, которые уже взяла мэрия.

"НА КОГО СПИСАТЬ ПРОВАЛ?"
Или "Где взять деньги, чтобы выкрутиться из щепетильной ситуации?" Похоже, эти вопросы для Касьянова сейчас главные. Горсовет разрешения на дополнительные кредиты не дает, а "стройка века" может замерзнуть вместе с водой в Орлике. И тогда всем станет ясно, что политика нового градоначальника потерпела полный провал (и года после выборов не прошло, а город в долгах, мост недостроен, муниципальные предприятия банкротятся одно за другим). При развитии событий в таком ключе еще два-три месяца, и не исключено, что можно будет ставить крест на карьере Касьянова. А это не только для градоначальника, но и для людей, продвигавших его в мэрское кресло, будет, пожалуй, страшнее, чем поражение шведов под Полтавой. Забвение и презрение избирателей к тем, кто делал себе предвыборные рейтинги на площадях, итог - политическая смерть.
Однако "мыслители" с Пролетарской горы не скисли и придумали очередной ход - найти крайнего. Как? Да очень просто. Попросить 90 миллионов рублей у администрации области: 40 миллионов - на мост, 50 миллионов - беспроцентный кредит на благоустройство. Хитро! Дадут - мост будет достроен. Тогда Касьянов "весь в шоколаде" и на белом коне. А не дадут - раструбить: не помогли, не поняли, не поддержали хорошее начинание. Пиар-кампания о том, что Касьянову не дают работать, уже вовсю раскручивается. Таким образом в общественное сознание закладывается идея, что умному, доброму, честному, смелому градоначальнику ставят палки в колеса и, естественно, у него что-то и не получается. Наивный, избитый прием.

АХ, КАКОЙ У МЭРА АППЕТИТ!
Однако приемы приемами, а все-таки необходимо пояснить, что такое для администрации области 90 млн. рублей и каковы реальные возможности областного бюджета.
Областные власти в отличие от мэрии Орла дефицит бюджета успешно ликвидируют. И еще находят возможности, чтобы выделять дополнительные средства администрациям районов области и поселений. Всего такой помощи уже выделено 125 млн. рублей. Эти деньги распределили на всю область - везде ведь свои проблемы и неотложные дела. В Орле за счет областных средств (22 млн. рублей) отремонтированы улицы Васильевская, Грузовая, Старо-Московская, Болховское шоссе. 10 млн. выделено на строительство школы в Лужках, 15 - на больницу им. Семашко. Городу грех обижаться на область. Уместны ли в такой ситуации аппетиты Касьянова? Ответ очевиден. Ведь такие солидные средства могли бы, например, решить все бюджетные проблемы целого Залегощенского района.
В народе говорят, что цыплят по осени считают. На дворе - октябрь. И что мы видим в Орле?
Начало года не предвещало финансовых коллизий. 4,5% дефицита, с которым был принят городской бюджет, не трагедия. Профессиональная команда управленцев легко могла бы справиться с проблемой. Однако из мэрии с самой весны только и слышно: кредит, помощь, опять кредит. Создается впечатление какой-то беспомощности. Ведь если проанализировать политику Касьянова, то можно сделать вывод, что мэр работает по принципу: "Дайте денег, а как потратить их, я буду решать сам". Но ведь профессионализм хозяйственника заключается не только в том, чтобы расходовать деньги миллионами, но и уметь эффективно пополнять бюджет. Без этого городское самоуправление похоже на обычное самоуправство. Как и уже провалившаяся затея с "лихой" реконструкцией Александровского моста, ставшей черной дырой для городского бюджета.
Андрей ПОМЕЛЬНИКОВ.


06.10.2006 07:34

Похожие новости

Любовь Николаевна посмотрела на мои лунатические каракули в блокноте и уверенно сказала: - Вы наверняка леворукий. - Да, - поразился я, - как вы догадались? Чистописание было самым ненавистным уроком для меня. - Это потому, что вас переучивали писать правой.  
Этот учитель не раз слышал убежденные высказывания родителей о том, что в школьные годы они были совершенно несмышлеными в точных науках, а значит, и дети повторят их судьбу. Но на его уроках ученики сразу усваивают главное: если человек понимает физику, то он может объяснить все процессы, происходящие в мире, с точки зрения этой сложнейшей науки. А освоить и полюбить ее поможет учитель.  
Каждый житель Орла хорошо знает: по квитку, ежемесячно выуживаемому из почтового ящика, нужно платить. Регулярно и сполна. Во избежание неприятностей. По новому Жилищному кодексу - весьма серьезных. Даже драматических, когда, например, сумма накопленных неплатежей тянет на выселение должника из родного угла. Российская практика уже знает такие бытовые ЧП.  
Закладка крупных животноводческих комплексов в рамках национального проекта "Развитие АПК" - особенно в течение двух последних недель сентября - на Орловщине "поставлена на поток": 22 сентября наш губернатор Е.С. Строев участвовал в закладке первого камня в строительство свиноводческого комплекса "АМС-АГРО" в Свердловском районе, в этот же день в Болховском районе - молочного комплекса ООО "Юпитер", 26 сентября - двух свиноводческих комплексов ЗАО "Моссельпром" во Мценском и Болховском районах. Все перечисленные проекты реализуются у нас московскими инвесторами. А в минувшую пятницу, 29 сентября, "героем дня" стал наш, орловский, инвестор - речь идет о компании, бренд которой давно стал визитной карточкой орловского АПК: ОАО "Орловская Нива".  
В прошедшую пятницу на заседании облсовета все включенные в повестку дня законопроекты принимались быстро, почти без обсуждения. Верный признак того, что документы были хорошо проработаны в комитетах, прошли серьезную правовую экспертизу и тщательно изучены депутатами. Председательствовал на заседании Н.А. Володин, присутствовал наш губернатор Е.С. Строев. Казалось, сессия так и пройдет продуктивно, по-деловому, в хорошем темпе. Однако без ложки дегтя не обошлось.