КУЛЬТУРА


Триумфальное начало

Орловская государственная филармония открыла 68-й сезон программой из произведений П.И. Чайковского. В зале Дворца культуры железнодорожников прозвучал Концерт для скрипки с оркестром. Дирижировал заслуженный артист России Михаил Репка. Солировала 19-летняя скрипачка из Санкт-Петербурга, лауреат международных конкурсов Марианна Васильева.



...Тоненькая белокурая девушка (будто бы из небесно-прозрачных нитей сотканная) извлекает из скрипки звуки необыкновенной красоты. В её руках скрипка плачет, смеётся, поёт, обращается к слушателям с исповедью. Строгое и вдохновенное лицо юной скрипачки напоминает лики древних икон. Она погружена в волшебный мир, зашифрованный Петром Ильичом в нотных знаках. Этот мир полноценно раскрывается в звуках, покоряясь таланту не по возрасту зрелой исполнительницы. В Орле Марианна Васильева играла оригинальный авторский вариант партитуры П.И. Чайковского, сложнейший не только для начинающих, но и для опытных скрипачей. Этот нотный текст подвергался редактуре рядом великих музыкантов прошлого. Как правило, его исполняют в более удобной для музыкантов редакции Леопольда Ауэра, основоположника Петербургской русской скрипичной школы.
Широта звучания, напевность, виртуозная техника... - Марианна Васильева вобрала в себя все лучшие традиции именно этой школы. Здесь корни красоты и силы, которые продемонстрировала нам петербургская скрипачка. А может быть, это юный Ангел скрипки спустился к нам с небес? Ведь в любом большом таланте заложена божественная основа. Когда девочке исполнилось четыре года, её начал учить отец, скрипач Борис Васильев. В семь лет Марианна поступила в лицей при Петербургской консерватории, откуда перешла в это, одно из лучших в России, высшее музыкальное учебное заведение. И тогда, и сейчас с ней работает профессор Владимир Овчарек, корифей музыкальной педагогики.
В десять лет Марианна начала свою концертную деятельность как солистка. Она сотрудничает с такими великими музыкантами, как Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Владимир Ашкенази. Юному петербургскому дарованию аплодируют любители музыки в США, Канаде, странах Европы, в России. Жюри международных конкурсов - "Виртуозы-2000" в С.-Петербурге, имени Паганини в Москве, имени Шпора и Шостаковича в Германии - удостаивали Марианну Васильеву лауреатских званий. Фонды - Герберта фон Карояна и Владимира Спивакова, "Русское скрипичное искусство" и "Русское исполнительское искусство" - поощрили петербургскую музыкальную "звёздочку" стипендиями. Ей вручен в долговременное пользование коллекционный инструмент - скрипка выдающегося французского мастера девятнадцатого века Вильома. Подобные - бесценные! - струнные инструменты получают на безвозмездной основе лишь самые продвинутые и одаренные исполнители мира. Это признание особых заслуг музыканта. В числе таких немногих избранных и Марианна Васильева.
...Не только талант и замечательная школа, но и сила воли, целеустремленность, умение сосредоточиваться помогают Марианне и вести за собой коллег-музыкантов, и завораживать людей, пришедших в концертные залы. Орловский губернаторский симфонический оркестр, аккомпанировавший в тот вечер М. Васильевой, звучал по-особому вдохновенно, чисто и возвышенно, на качественно новом художественном уровне.
Как очутилось это волшебное дарование в Орле? Главный дирижёр Орловского симфонического Михаил Николаевич Репка в прошлом году узнал о Марианне от своих московских друзей, позвонил ей в Петербург и пригласил в Орел открывать Концертом для скрипки с оркестром Г. Венявского филармонический сезон-2005. Нынче Марианна Васильева приехала к нам не только с оркестровой, но и с замечательной камерной программой, которой порадовала орловских меломанов 27 сентября в Малом зале филармонии, в ансамбле со своей мамой - пианисткой, лауреатом международного конкурса Алиной Комарьковой. Слышали бы вы, как свежо и молодо звучала великая "Весенняя соната" Л. Бетховена, как легко преодолевала молодая исполнительница архисложные пассажи "Чаконы" И. Баха, как звала скрипка "Цыганскими напевами" П. Сарасате в романтические дали степных таборов, с кострами и кибитками, где торжествуют страстные чувства. Тремолы, трели и флажолетты рассыпались по залу тонким звуковым бисером в "Паганиниаде" великого скрипача прошлого века Натана Мильштейна, фейерверком чувств вспыхивали огненные ритмы "Испанского танца" де Фальи. Скрипка Марианны заполняла пространство зала озоновой аурой. Не случайно на ее концертах крики слушателей "Браво!" смешиваются со слезами радости на просветленных лицах. Подобные взрывы симпатий публики за последнюю четверть века я встречал лишь на скрипичных концертах народного артиста России Виктора Третьякова, первой российской скрипки наших дней.
Спасибо Михаилу Репке и администрации областной филармонии - отыскали и привезли к нам молодую скрипачку, уже признанную во всём музыкальном мире, но не очень хорошо известную среди широких слушательских масс Отчизны. Невозможно в музыкальных программах центральных телеканалов отыскать записи ее концертов, хотя у Марианны Васильевой уже издан тиражный компактный диск. Ведущие телестудии России отдали эфир на откуп многочисленным "попсовым" проектам эстрады, игнорируя появление в отечественной культуре таких музыкальных феноменов, как Марианна Васильева. Молодёжь, посвятившая себя музыкальной классике и достигающая на этом поприще творческих высот, не особенно в чести у масс-медийных магнатов.
А вот у Орловского симфонического, вступившего в седьмой год своей творческой жизни, появилась "своя" великолепная солистка. Наш музыкальный ангел-хранитель, обещавший регулярно приезжать с концертами в Орёл, несмотря на сумасшедшие занятость и ритм жизни, Марианна помимо второго курса Петербургской консерватории учится также в Высшей музыкальной школе немецкого города Кёльна, где берет уроки у профессора Захара Брона, воспитавшего в 80-е годы в Новосибирске скрипача-вундеркинда Вадима Репина и других высокоодаренных скрипачей.
Занятия в классах, индивидуальные многочасовые упражнения, репетиции, концерты, гастрольные поездки... Как рано легла на хрупкие девичьи плечи тяжелейшая (и сладкая одновременно) ноша её призвания - нести в мир гармонию и радость! Вот и у нас в Орле седьмой творческий сезон губернаторского оркестра благодаря Марианне начался триумфально. Незабываемым моментом открытия традиционной музыкальной осени в Орле стало в этом концерте в ДК железнодорожников исполнение симфоническим оркестром, сводным хором коллективов Дмитрия Коваленко и Раисы Анохиной, солистами Юлией Гарбуз и Александром Митиным знаменитой кантаты П.И. Чайковского "Москва". Раскинула в тот вечер свои музыкальные крылья и увертюра-фантазия Петра Ильича "Ромео и Джульетта". Верится в счастливое продолжение подобных праздников музыки.
Виктор ЕВГРАФОВ.
Заслуженный работник культуры РФ.


07.10.2006 07:55

Похожие новости

Такого не было ещё ни разу за всю историю существования отделения народных инструментов в Орловском музыкальном училище - в этом учебном году нет ни одного первокурсника в классе баяна. И не потому, что были слишком высокие требования к абитуриентам на вступительных экзаменах, а потому, что желающих стать баянистами-профессионалами вообще не оказалось.  
Репертуар на октябрь 13 пт. А. Слаповский. Премьера. ДЕВОЧКИ! КТО ХОЧЕТ 250 ТЫСЯЧ? Комедия. Начало в 19 час. 14 сб. А. Слаповский. Премьера. ДЕВОЧКИ! КТО ХОЧЕТ 250 ТЫСЯЧ? Комедия. Начало в 18 час. 15 вс. ЧУДНЫЙ ТЕРЕМ. Myзыкальная скоморошина. Начало в 11 час.  
6 октября Орловский государственный академический театр им. Тургенева открывает свой 192-й сезон. Накануне открытия мы встретились с художественным руководителем театра Б. Н. Голубицким и попросили рассказать о планах Тургеневского дома, как уже давно называют орловский академический.  
Вчера в Орловском городском центре культуры прошел конкурс "Орловская сударыня", посвященный Дню пожилого человека. Восемь очаровательных женщин "золотого" возраста представляли четыре района Орла. Самой младшей конкурсантке исполнилось 65 лет. Но скидок на возраст никаких.  
29 сентября в зале областной филармонии пройдет концерт камерной вокальной музыки, посвященный 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. В исполнении солистов филармонии Ирины Монаховой, Татьяны Поляковой, Юлии Гарбуз, заслуженного артиста России Александра Алексеева прозвучат вокальные циклы и романсы композитора. Струнный квартет представит вниманию слушателей Седьмой квартет Дмитрия Шостаковича. О. ЮРЬЕВ.