КУЛЬТУРА


Новая драма о вечном

Муниципальный театр "Русский стиль" последним из орловских театров завершил свой очередной сезон показом спектакля "Ревность" по пьесе современного драматурга А. Слаповского.



Обращаясь к зрителям, художественный руководитель театра Валерий Иванович Симоненко напомнил о том, каким был этот сезон. Насыщенным, экспериментальным, творческим. Театр перестал быть театром одного режиссёра; со своими работами знакомили зрителей разные постановщики - Наталья Жукова ("Сказки Пушкина"), Ирина Михеичева ("Псевдолирическая комедия").
Одной из характерных и самых главных черт прошедшего сезона стало то, что он взял курс на так называемую новую драму. Слава богу, прошли те времена, когда против заявления, что сейчас нет талантливой современной драматургии, нечего было возразить. Появились яркие, достойные имена - И. Вырыпаев, Е. Гришковец.
Приятно сознавать, что вспыхивают на небосклоне современной драматургии и имена орловцев. Я сейчас имею в виду нашу талантливую землячку - бывшую актрису тургеневского театра Ирину Михеичеву, которая выпустила в Москве книгу своих пьес и стихов и одну из пьес - "Псевдолирическая комедия" - поставила на сцене "Русского стиля". Премьера нас ожидает в ноябре, однако публике уже был представлен практически готовый вариант спектакля.
Это вроде бы обычная, но весьма интересная история взаимоотношений людей трёх поколений, эдаких "отцов и детей" нынешнего времени. И самое привлекательное и интригующее в сей истории то, что она на современном материале. В ней ощущаются нерв и ритм нынешнего времени, мы видим типажи - знакомые, узнаваемые.
Порой возникает ощущение, что ты находишься не в зрительном зале, а среди знакомых или соседей, просто твоих современников, особенно когда они начинают говорить на привычном, увы, далёком от высокого литературного стиля языке. Иногда этот язык груб, но всё же искренен, естествен и меток. От некоторых откровений и откровенностей вдруг становится не по себе. Но ведь это наша жизнь, на которую режиссёр и драматург просто направила честное зеркало. И что уж тут пенять на отражения! Разве не мы смирились с тем, что у нас на глазах выросло поколение молодых и циничных хищников?
После спектакля одна из моих знакомых вздохнула: "Это про меня". Не это ли главный комплимент современного зрителя? Зрители идут в театр по разным причинам: одному просто перепало даровое приглашение, другой захотел "отдохнуть", третий - на любимого актёра посмотреть (здорово, что не рвётся эта вечная связка "таланты - поклонники"), четвёртые, пятые... Но подсознательно все мы ищем ответы на сидящие в нас вопросы - вечные, неизменные, не зависимые от того, какое тысячелетие на календаре, в каком государстве живём и на каком уровне технического прогресса находимся. Но всё же у каждого времени свой неповторимый стиль и дух, и, наверное, свежий экстракт мудрых выводов-подсказок иногда более действен и полезен, нежели "проверенные веками" прописные истины.
Кто-нибудь, возможно, скептически отнесётся к этой - воспитательной - роли театра. Что ж, каждому - по вере его. Но факты вещь упрямая, а они говорят, что зрители всё больше интересуются спектаклями, которые заставляют задумываться, остановиться в стремительном потоке жизни и оглядеться.
К числу таких относится весь "набор" постановок по пьесам Слаповского. Одна из них - "Ревность". Спектакль, поставленный в "Русском стиле", получился очень стильным: современный, динамичный, с музыкальными, клиповыми вкраплениями, яркими костюмами. Оригинально оформлена сцена - всё будто бы происходит в салоне большого автомобиля. Это вообще история "из жизни машин", но она о людях, о странном, абсурдном мире, в котором человек и машина словно проникают друг в друга. В результате чего механизмы всё более совершенствуются и очеловечиваются, а люди теряют свою главную способность - чувствовать душу, боль и радость другого человека.
Современная драма часто использует как приём фантастическую канву. Но сквозь неё ещё отчётливее видна реальность. Так, душевный "стриптиз" в автосалоне чопорного Мерседеса, раритетной "Волги", заезженной "копейки" и других авто весьма жёстко обнажает пороки их далеко не "белых-пушистых" хозяев. Но в том-то и сила искусства, что, отхлестав наши несовершенные души, заставив, как выразился классик, над вымыслом слезами облиться, оно даёт нам шанс стать лучше.

Анжела САЗОНОВА.


02.08.2007 08:28

Похожие новости

Совсем недавно в орловском издательстве "Вешние воды" вышла книга "Расстояния" - сборник избранных стихотворений и поэм Дмитрия Блынского (1932-1965) - замечательного поэта-лирика, нашего земляка, символа поэтической Орловщины.  
Недавно в издательстве "Вешние воды" вышла в свет новая книга известного орловского прозаика, автора восьми книг Юрия Оноприенко. Он член Союза писателей России, победитель всероссийского конкурса короткого рассказа "Светлые души" имени Шукшина за 1998 год, лауреат Всероссийской литературной премии имени Бунина за 2004 год.  
Его книжки переведены на 25 языков мира, по многим из них сняты мультфильмы. Детвора с удовольствием цитирует кота Матроскина и почтальона Печкина, Чебурашку и Шапокляк. А кто из нас не подпевал мультяшным героям: "Голубой вагон бежит, качается..." или "Кабы не было зимы"?  
Мценская земля обильно полита кровью предков - защитников Родины - и в далёких веках, и в не столь отдалённые времена. Жестокие битвы на пути врагов к Москве покрыли славой русское воинство, сложившее свои головы на ратных полях в окрестностях Мценска - одного из древнейших городов России. Потомки воинов и хлебопашцев свято хранят заветы отцов и дедов и преумножают их славу своими сегодняшними делами.  
детские писателиЭту встречу детвора ждала с нетерпением. Ещё бы: в библиотеку имени Пришвина вместе с молодыми детскими писателями должен был приехать сам Эдуард Николаевич Успенский! - Его книги любят и взрослые, и дети. Они у нас зачитаны до дыр, - улыбаются библиотекари. - Мы все в предвкушении встречи.