КУЛЬТУРА


Молитва о любви

Чувства людей великих, наделенных талантом облекать в гармоничную словесную форму то, что волнует не только их сердца, но сердца всех людей на земле, всегда казались "простым смертным" чем-то загадочным и недоступным. Премьера Орловского академического театра "Прощальный свет. Драматическая поэма о Федоре Тютчеве" (режиссер-постановщик - заслуженная артистка России Татьяна Попова) оживила и приблизила к нам трех людей XIX века, мучавшихся любовью, тревогами и сомнениями, понятными во все времена, - самого Федора Ивановича Тютчева, его вторую супругу Эрнестину Федоровну и возлюбленную Елену Денисьеву.



Пьеса Павла Павловского о том, что нельзя остановить угасания любви: как из тиканья часов рождается серебристый звон колокольчика, раскрывается глубинными, вибрирующими звуками виолончели и... снова возвращается к мертвенному тиканью. Иными словами, это надежда на спасительную силу новой любви, краткий расцвет чувства и убийственно ясное сознание того, что и оно "изноет":
Все, что сберечь мне удалось
Надежды, веры и любви,
В одну молитву все слилось:
Переживи, переживи!
Все мы в свое время узнавали Тютчева по школьному учебнику литературы: великий русский поэт, дипломат, любовная лирика, гражданская лирика, философская лирика, давно уже ставшие хрестоматийными цитаты... Таким было и мое первое знакомство с поэтом. Второе, через некоторое время, - поездка в Овстуг, недавно восстановленное имение семьи Тютчевых: прогулка по осеннему парку, чудный рассказ экскурсовода, а в самом доме со стен смотрят портреты трех женщин: Элеоноры Петерсон, Эрнестины
Дернберг и Елены Денисьевой. Лица у всех разные, только чем-то схоже выражение глаз. И вот - третья встреча в музейном театре графа Каменского.
...Сидя в кресле в своем уютном кабинете, укутанный в теплый плед и залитый мягким, золотисто-розовым светом, Тютчев (заслуженный артист России Михаил Корнилов) обреченно и одновременно с какой-то детской обидой жалуется на вечно настигающую его пустоту в сердце, на неумолимый ход времени, на неослабевающее чувство вины перед женщинами, которым не может дать ничего равноценного той любви, которую они питают к нему. Именно жалуется - такую же кающуюся интонацию сохраняет он и в письмах-разговорах с женой Эрнестиной Федоровной (заслуженная артистка России Татьяна Попова), когда горят в бронзовых подсвечниках свечи и нет рядом никого, кроме этого лица, этого голоса... Бесконечно терпеливая, готовая выносить любовные и любые иные безумства мужа, склонного объяснять все волей Провидения, она являет собой полную противоположность Федору Ивановичу. Тот, лишь на время оживленный, вдохновленный внезапным наплывом чувства, вечно готов погрузиться обратно в бездну равнодушия. Она же любит долго, самоотреченно при кажущихся внешних сдержанности и даже строгости: каким тоном она говорит, какими глазами смотрит на своего великого мужа! Сразу чувствуешь: он будто где-то заблудился, потерялся, а она... Она дождется, выведет, успокоит.
"Дорогая, любимая, я так боюсь, я так виноват, я не могу Тебя уловить..." Это не о жене и не о Елене Денисьевой - юной возлюбленной поэта, почти девочке, подруге его дочери... Это вообще о любви.
Елена (Юлия Некрасова) - трепетная, где-то даже истовая, ни с кем не желающая делить своего любимого. Ее символы, ее атрибуты на сцене - темная от времени икона в золотом окладе, к которой ей так часто приходится обращаться как к единственному прибежищу, и букет васильков, букет из сна, букет жизни и смерти; в то время как образы Эрнестины Федоровны - письмо и свеча, ожидание и огонь... Любовь из таинства превращается в грех, который стыдно, невозможно выносить на люди. Жалкое, фальшивое положение Елены Александровны, обремененной заботами о детях и вынужденной вечно просить у любимого каких-то духовных гарантий, которых он не может да и не хочет ей дать... Она угасает на его глазах, как перед алтарем, а он... будто и не пытается ничего сделать, поглощенный своей "философской" покорностью судьбе.
Бедные, бедные!.. "Не могу Тебя уловить..." Так обращаться можно только к Той, чей образ постоянно ускользает за неизбежными бытовыми заботами. Жена, любовь, творчество, дети, присутствие при дворе, служебные обязанности... "Простого" человека давно бы уже заклеймили как мягкотелого, безответственного, но человек великий, человек искусства - совсем другое дело. Так ли? Все - люди. Все просят у богов снисхождения, все трепещут перед краткостью очарования и жаждут, пусть временного, умиротворения. Ясно одно: кому дано много, с того и спросится по высшей мере...
"Самое правильное, моя милая кисанька, это дать времени делать свое дело: оно все унесет и все устроит..." (из письма поэта Эрнестине Федоровне Тютчевой от 9 сентября 1855 года).
Юлия АСТРАХАН.


15.11.2007 07:34

Похожие новости

В Орле прошел ХII Международный фестиваль "Джазовая провинция-2007". Это ежегодное событие проходит под эгидой Российского фонда культуры. Впервые он стартовал в Курске в 1997 году при личной поддержке вице-президента Д.А. Пиорунского и президента фонда Н.С. Михалкова.  
1 ноября в музее И.С. Тургенева в Орле весь день царила праздничная атмосфера, напоминающая бал. Красивые девушки в лёгких нарядных платьях, галантные кавалеры, приглашающие смущённых красавиц на вальс, одетые в строгие костюмы с тёмными "бабочками" на белых накрахмаленных воротничках, возвышенная музыка, изысканные манеры, правильная русская речь вперемешку с чужестранной.... И на всё это - строго взирающие со старинных портретов хозяева богатого орловского дома. Казалось, что XIX век пожаловал собственной персоной засвидетельствовать своё почтение тем, кто решил попытаться вернуть к жизни его, некогда бывшие нормой, а сегодня катастрофически исчезающие из нашей суматошной, наполненной жёсткими ритмами действительности, нравственные и духовные ценности.  
В начале недели в зале театра им. И.С. Тургенева состоялось закрытие пятого музыкального фестиваля "Орловская музыкальная осень". Этот осенний музыкальный праздник, ставший традиционным для Орла, в этот раз продлился чуть более месяца. Звучала музыка разных направлений и стилей в исполнении известных столичных и орловских музыкантов. Нужно сказать, что проведение такого масштабного фестиваля без поддержки департамента социальной политики области было бы невозможно. А художественный руководитель Орловской государственной филармонии Д.О. Коваленко сделал все возможное, чтобы в ходе фестиваля орловские меломаны имели возможность услышать самых лучших музыкантов России.  
Недавно в мэрии были награждены победители молодёжного фотоконкурса "Единственная Россия-2007", организованного Орловским городским Советом народных депутатов, областной молодёжной газетой "Орловский комсомолец" и Орловской областной организацией Союза фотохудожников России. Это третий по счёту ежегодный фотоконкурс и самый массовый из трёх. В нём приняли участие почти пять десятков человек, представивших в общей сложности более пятисот работ.  
Настоящий звёздный дождь обрушился на орловцев в минувшие выходные. 4 ноября, в День народного единства, на сцене Орловского академического театра им. Тургенева состоялся VIII международный фестиваль эстрадных исполнителей "Славянская звезда".