ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Без хорошей дороги в будущее не въедешь

Гоголевские слова о двух российских бедах оказались какими-то заколдованными для бескрайних наших просторов. Русь-тройка уже второе столетие без Николай Василича несётся - и всё по ямам да ухабам... Доколе?! Когда уж мы захотим как лучше и всё у нас получится? Когда отступит вторая беда?



Ответ очевиден: когда первая чуток поослабнет.
Ведь это ж, простите, чем надо думать и как заботиться о судьбе своей страны, о благе своего народа, чтобы перекрыть кислород сразу двум важнейшим составляющим в жизни любого государства - прекратить бюджетное финансирование агропромышленного комплекса и дорожной отрасли? Уму непостижимо: в аграрной стране, протянувшейся на тысячи километров с запада на восток...
К счастью, сегодня мы живём в другой России. Но, мягко говоря, нелогичность решений высшей власти до сих пор не даёт покоя уму и сердцу. Вот и губернатор области Е.С. Строев, проводивший в минувший понедельник совещание по вопросам состояния и перспективам развития дорожного комплекса Орловщины, не удержался - вспомнил всё. Его охотно поддержал в этом и приехавший в Орёл руководитель Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации О.В. Белозеров.
С некоторой ностальгией Егор Семёнович вспомнил, как он сказал, "наиболее яркий отрезок в дорожном строительстве" - когда работала программа "Дороги Нечерноземья". Шутка ли - тогда удалось выйти на прокладку 600 км автодорог в год. Уже замахивались и на 1000! Появились многокилометровые бетонные трассы (они, к слову, до сих пор надёжно служат людям). Тогда же были созданы мощные строительные организации, укомплектованные хорошо подготовленными кадрами.
В общем, всё шло вполне успешно. Возможно, шло бы оно так и дальше. Но тут государство радикально залихорадило, и случившийся обвал экономики многое перечеркнул. Всё выживало только благодаря стожильному напряжению регионов. На финансовую поддержку из федерального центра рассчитывать не приходилось. И не рассчитывали. Сами упирались. Сегодня все дорожники единодушны в мнении: тогда ситуацию спас Егор Семёнович Строев, именно благодаря его усилиям в нашей области удалось сохранить дорожный фонд, а значит - сберечь финансовую подпитку дорожной отрасли.
А сегодня актуальность вечной дорожной темы оценена и "наверху". Да как! "Благоприятные изменения, произошедшие в стране в последние годы, позволяют говорить о серьезной перемене в настроениях правительства - дорожное строительство пошло в гору. Время затмения прошло", - констатирует Е.С. Строев.
Ещё более оптимистичен в оценках и прогнозах руководитель Федерального дорожного агентства О.В. Белозеров. Два последних года для дорожной отрасли были переломными, считает Олег Валентинович. Именно в это время принят ряд нормативных актов, юридически гарантирующих строительство в нашей стране достойных, "дотягивающих" до европейских стандартов дорог. А буквально две недели назад подписан Закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, в августе правительство приняло постановление о необходимости нормативного содержания дорог. Человеку непосвященному это мало о чём говорит. Зато дорожникам - ласкает слух. Ведь теперь такой дороги, какой была трасса Москва - Орёл до 2005 года, быть уже не должно и не может в принципе. В соответствии с упомянутым постановлением все необходимые регламентные работы на дороге должны быть выполнены в срок. Положено, например, делать поверхностную обработку полотна раз в четыре года, значит, на это в бюджет будут заложены необходимые средства. По закону.
С чего всё начиналось? Как водится, с инициативы.
- Хочу поблагодарить Егора Семёновича, - сказал О.В. Белозеров и вспомнил, как три года назад он, молодой руководитель Федерального дорожного агентства, приехал в первую свою командировку как раз в Орёл, рассказал об амбициозных планах по подъему дорожной отрасли и попросил нашего губернатора, переговорив с руководителями регионов, поддержать замыслы агентства и походатайствовать о том перед президентом. - Егор Семенович нам помог, тогда были приняты основополагающие решения по возрождению дорожной отрасли.
Глава дорожного агентства привел несколько цифр. В 2006 году из федерального бюджета на дорожное хозяйство было выделено 136 миллиардов. рублей, в этом - 223 миллиарда, а на следующий запланировано 330 миллиардов!
-Такой поддержки, которая сегодня есть у дорожников, у нас никогда не было, - перешел О.В. Белозеров на "прямой текст". - Как только нас ни ругали, что только о нас ни говорили, но за последнее время - очевидно для всех - ситуация кардинально изменилась. Недавно на президиуме Госсовета министр транспорта докладывал президенту страны о программе развития транспортной инфраструктуры на 2010 - 2015 годы. Вдумайтесь в цифру: 19 трлн. рублей - столько предложено заложить в эту программу на шесть лет. Программа составлялась как раз с учётом тех потребностей, которые мы совместно с регионами обговорили и свели в общую сумму. На Орловскую область за эти шесть лет предполагается направить больше 26 млрд. рублей.
Весьма амбициозная программа. Особенно, если брать во внимание тот факт, что бюджет не резиновый. Но сегодня это не абстрактные цифры и суммы - это строчки конкретной программы - программы, поддержанной президентом. Он поручил до 1 мая 2008 года эту программу "оснастить" конкретным пообъектным перечнем. Тогда совершенно чётко можно будет представить российскую дорожную сеть 2015 года.
На традиционный вопрос, когда же в России будут нормальные дороги, глава Федерального дорожного агентства уже привычно отвечает, что к обозначенной программой дате и будут.
А что в этом отношении уже в ближайшие годы ждёт конкретно наш регион? На этот интересный вопрос на совещании отвечали многие. Каждый по-своему. И в общем - обнадёживающе.
Но сначала - общая характеристика дорожной сети нашего региона. По информации первого заместителя губернатора области Ю.В. Коростелкина, дороги Орловщины сегодня - это 4,3 тыс. км автодорог общего пользования, из которых 3,8 тысячи - региональные автодороги и 468 километров - федеральные. Все дороги общего пользования - с твёрдым покрытием, то есть к райцентрам, центральным усадьбам сельхозпредприятий можно спокойно доехать в любое время года. Чего не скажешь о четырёх тысячах километров внутрихозяйственных и поселковых дорог (из более 6 тыс.) - в распутицу они безнадёжны.
Надо поднимать дороги - эти связующие жизнеобеспечивающие сосуды. Благо, несмотря на экономический раздрай 1990-х, нашей области удалось сохранить крепкий дорожно-строительный комплекс. Сегодня в нём занято более 3500 человек, действуют крупные дорожные фирмы, в том числе ОГУ "Орёлгосзаказчик", ОАО "Орёлдорстрой", ОАО "Орёлавтодор", ОАО "Мостострой-66" и другие. В условиях дефицита средств (в связи с отменой налога на пользователей автодорог и ликвидацией федерального дорожного фонда) их усилия были сконцентрированы на обеспечении бесперебойного движения на дорогах общего пользования. Но кое-что и строилось. Так, за последние годы введены в эксплуатацию обходы райцентров Кромы, Змиевка, Покровское, Ливны, капитально отремонтированы участки основной автомагистрали области "Крым-2", построены крупные искусственные сооружения (мост через реку Сосну в Ливенском районе, путепровод у посёлка Домнино и др.).
По инициативе губернатора области в этом году принята и реализуется программа "Дороги поселений". Как определяет её цель Е.С. Строев - дорога с твёрдым покрытием должна подходить к каждому крестьянскому дому. Сложнейшая по масштабам и финансовым вложениям задача - ведь речь идёт о доведении "до ума" не одной тысячи километров сельских автодорог, улично-дорожной сети городов и сельских поселений. Только в нынешнем году на реализацию этой программы выделено порядка 200 млн. рублей из областного бюджета. Привлекались, конечно, местные материальные ресурсы и средства муниципальных образований и сельских поселений.
И все же усилий одного региона недостаточно. "Поднять" самостоятельно, без бюджетной подпитки федерального центра сотни километров автодорог, построенных в середине прошлого века с применением местных малопрочных стройматериалов, при всём желании не удастся. Ведь, как отметил Ю.В. Коростелкин, "несмотря на сохранение целевой направленности бюджета территориального дорожного фонда в составе консолидированного бюджета области и принятие ставок транспортного налога по Орловской области выше средних федеральных ставок, расходная часть фонда едва покрывает 30% объема дорожных работ от минимальной необходимости". Короче, нужна помощь извне. В первую очередь - на развитие региональных автодорог, обеспечивающих устойчивое транспортное сообщение с районами области.
Стоили серьезного внимания руководителя Федерального дорожного агентства предложения о необходимости усиления внимания к имеющим стратегическое значение федеральной автодороге Смоленск - Брянск - Орел - Воронеж (эта транспортная коммуникация связывает западные и центральные регионы с югом России) и участкам федеральной автодороги Орел - Ливны - Елец - Воронеж. До сих пор не решен вопрос об окончании строительства федеральной автодороги Орел - Брянск на обходе райцентра Нарышкино. Работы здесь начались ещё в 1992 году и в целом находятся в высокой степени готовности. Для окончания строительства необходимы инвестиции из федерального бюджета в объеме около 160 млн. рублей.
Упомянул Ю.В. Коростелкин ещё об одной болевой точке - строительстве западного обхода (53 км) города Орла. Его актуальность обусловлена перегруженностью улиц областного центра транзитным транспортом, следующим с западных регионов на юг России и Украину. Обход соединил бы федеральную автодорогу Орёл - Брянск с автомагистралью "Крым". Инвестиционное обоснование строительства одобрено Росавтодором. Необходимы средства на изготовление проектно-сметной документации.
- Уважаемый Олег Валентинович, - обратился к О.В. Белозерову Ю.В. Коростелкин, - в недавнем интервью вы сказали, что в ближайшее время в России будет построено дорог больше, чем за последние 50 лет. Это вполне отвечает Посланию Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию. А мы надеемся, что все изложенные нами предложения по совершенствованию и развитию автодорог Орловской области будут поддержаны Федеральным дорожным агентством и совместными усилиями реализованы.
О впечатляющих подвижках в дорожном строительстве последних лет говорили на совещании и начальник областного государственного учреждения "Орёлгосзаказчик" Л.Г. Монина, и начальник управления автомагистрали Москва - Харьков С.Л. Недялков.
И все же куда большее внимание было уделено существующим проблемам. И очень хотелось всем участникам совещания узнать, как на их предложения отреагирует высокий гость из Москвы.
Руководитель Федерального дорожного агентства не обманул ожиданий.
- Практически все объекты, о которых здесь говорилось, стоят в программе, - сразу же сказал О.В. Белозеров. - Ни один объект не будет забыт. Разделяем мы ваше мнение и по поводу включения некоторых региональных дорог в перечень дорог федерального значения. Нужно в кратчайшие сроки представить весь комплект документов для соответствующего анализа.
Теперь что касается транзитных потоков. Мы однозначно поддерживаем позицию, что они должны выводиться на федеральный уровень. Мы знаем большую проблему малых городов, когда колоссальные транзитные потоки разрушают улично-городскую сеть. Однако ещё в прошлом году мы не имели права направлять средства на решение этой важной проблемы. Теперь она потихоньку снимается.
Олег Валентинович ещё раз подчеркнул, что такого отношения к дорожникам, какое сложилось в последнее время, не было в стране. И его нельзя потерять, нельзя сдавать то, "что достигнуто всеми нами вместе". Нужно сохранить преемственность нынешнего курса.
Без хороших дорог нет нормальной экономики, нет социального благополучия и в конечном счёте нет будущего у страны. Пора снять с России колдовское проклятие её гения - покончить хоть с одной бедой.

Николай СОЛОПЕНКО.


28.11.2007 07:52

Похожие новости

В минувшую субботу в Орловском государственном аграрном университете прошла встреча губернатора области Е.С. Строева с руководителями предприятий и организаций региона - теми людьми, от мудрости и профессионализма которых сегодня напрямую зависят благополучие жителей Орловщины, наше с вами общее будущее. Этот областной актив за считанные дни, оставшиеся до выборов в Государственную Думу России, получил возможность сверить часы - определиться во взгляде на то, какой после обновления государственной власти нам хочется видеть свою страну.  
Заявление Президиума Генерального Совета Партии "Единая Россия" Уважаемые избиратели! Дорогие друзья! В последнее время участились провокации, направленные против нашей партии. Рассылаются и публикуются в прессе фальшивые письма, якобы подписанные руководителями "Единой России". В ряде регионов неизвестные лица от имени партии обходят дома и школы, составляют так называемые "реестры избирателей". Мнимые агитаторы раздают материалы, ничего общего не имеющие с позицией нашей партии.  
В минувшую пятницу губернатор области Егор Семёнович Строев побывал с визитом в Орловском государственном университете. Актовый зал ведущего вуза Орловщины был полон. На встречу пришли студенты, аспиранты, преподаватели, чтобы рассказать о работе университета, его планах и задачах на будущее, каким видится оно сквозь призму дня сегодняшнего, что волнует научную общественность именно сейчас, когда Россия стоит на пороге выбора пути дальнейшего развития.  
Желание помочь обездоленным детям вылилось в акцию, которую задумали и провели активисты молодежных движений Орла. На новеньких детских игровых площадках во всех районах города они развесили объявления, призывающие неравнодушных людей собрать вещи и игрушки для нуждающихся малышей. В назначенный день и час молодые люди вышли на площадки.  
В минувший четверг состоялась встреча губернатора Е.С. Строева с представителями студенческой молодёжи Орловщины. В Круглый зал областной администрации были приглашены свыше 340 гостей: выпускники президентской программы подготовки управленческих кадров, стипендиаты губернатора области в 2007 году, победители регионального конкурса молодых учёных.