КУЛЬТУРА


Спорное искусство

Если вы театрал и вам интересно узнать что-то о новой драматургии, ее апологетах, истоках и бурном развитии - обязательно посетите театр "Русский стиль". Каждая из уже поставленных на его сцене "комедий из жизни человеков" - а всего их в цикле новой драмы на сцене театра будет семь - может удивить, испугать, привлечь и одновременно оттолкнуть, обрадовать полным соответствием вашему сегодняшнему внутреннему состоянию или, наоборот, шокировать несоответствием привитым с детства представлениям о морали.



А если вы плюс к вашим театральным пристрастиям еще и журналист - можете смело вступать в пресс-клуб, открывшийся в театре в конце прошлой недели: обсудите каждый спектакль, найдите сторонников - и громите противников по мировоззрению (не забывая, впрочем, об элементарной вежливости) в ожидании нового представления. Только будьте осторожны - очень уж она многогранна, изменчива, эта драматургия "Новой волны": как бы на следующей встрече вам самому не оказаться в меньшинстве.
В тот вечер в "Русском стиле" шла "Ревность" по пьесе Слаповского, хотя вряд ли можно назвать это пьесой в нашем понимании: скорее, это текст, предназначенный самим автором для декламации. В этом как раз и состоит одна из сложностей постановки, и если у режиссера не хватит таланта для гармоничного соавторства, если он не сможет сценическими находками и детальной образной проработкой исходного материала грамотно восполнить драматургические пробелы пьес "Новой волны" - говорить о состоявшемся спектакле не придется вовсе. Но главное достоинство "Ревности" в "Русском стиле", на мой взгляд, как раз и состоит в том, что когда ее смотришь, совсем не думаешь о сложности задачи, стоящей перед режиссером, актерами, музыкальными оформителями и декораторами. Просто целиком погружаешься в действо, происходящее на сцене маленького театра, следишь, как оно разворачивается, расцветает все новыми деталями, и не можешь оторваться...
После спектакля художественный руководитель театра - заслуженный артист России Валерий Иванович Симоненко и заведующая литературной частью Людмила Федоровна Васильева собрали журналистов в зрительном зале, где и был открыт пресс-клуб. Спокойный, повествовательный тон встречи выдержать не удалось, да и, по-моему, после "Ревности" он был бы просто неуместен. С места в карьер начались споры: о целесообразности матерной лексики в спектакле (ох уж это "живое русское слово" - и в театре от него не спрячешься!), о том, хватит ли у орловского зрителя внимания, терпения, что ли, желания последовательно проследить весь цикл, задуманный режиссером, для того чтобы показать всю человеческую жизнь - от утробы до гробовой доски - на фоне сегодняшнего дня.
Последним, итоговым спектаклем цикла станет "Бытие II" Ивана Воропаева. И цикл этот, как ни странно, должен открыть дорогу постановке классических произведений Тургенева, Островского... По замыслу Валерия Ивановича, все наработанные на семи спектаклях "Новой волны" приемы можно перенести и на классику. Авторский литературный текст, конечно, трогать ни в коем случае нельзя, считает постановщик, а вот способ существования - нерв, конфликт - в эти планируемые постановки надо внести сегодняшний.
Заседание бурно продолжалось. Много говорили о путях формирования концепции режиссера-постановщика и способах донести ее до зрителя; о том, какая система работы с актерами на театральной сцене плодотворнее - авторитарная или демократическая; о возможности мирного сосуществования традиционной театральной эстетики и эпатажа...
Театр уже давно начал практиковать встречи зрителей и журналистов с актерами и режиссерами, церемонии прощания со спектаклями; теперь такой же традицией могут стать заседания пресс-клуба.
Юлия АСТРАХАН.


29.11.2007 08:03

Похожие новости

Истинно крепко и цивилизованно то общество, в котором к культуре относятся как к духовной основе, той силе, что хранит в нас, людях, самое лучшее, доброе, светлое, что не даёт забыть о своих корнях и помогает двигаться вперёд. Не случайно сейчас всё чаще говорится о том, что очередным национальным проектом должен стать проект "Культура".  
В минувшие выходные в молодежном центре "Полет" прошел рок-фестиваль "Осенний марафон", на котором выступили самые известные рок-группы Орла. Это мероприятие проходило под эгидой молодежного движения "Патриоты Орловщины". Перед концертом ваш корреспондент задал несколько вопросов лидеру движения О.П. Кошелеву.  
Орловский областной выставочный центр награждён дипломом конкурса социальных проектов "Наши родители", организованного общероссийской общественной организацией "Союз пенсионеров России", Всероссийским советом местного самоуправления, РОО "Культура и право". Идея проведения конкурса принадлежит Всероссийской политической партии "Единая Россия". И вручал диплом в Москве директору Орловского областного выставочного центра В. П. Лаврушину председатель партии "Единая Россия" Б.В. Грызлов.  
Пышный, яркий, загадочный, волнующий мир театра... Шуршащий занавес и медленно гаснущая перед началом спектакля люстра, бархатные кресла и яркие софиты - все эти неотъемлемые атрибуты театра всегда создают ощущение праздника, радости и тепла. Артисты на сцене заставляют зрителя то плакать, то смеяться, то задумываться, то расслабляться. Зал аплодирует актерам, режиссеру... Но мало кто из рядовых зрителей отмечает в спектакле работу незаметных тружеников театра - художника-бутафора, художника-декоратора и т. д.  
Чувства людей великих, наделенных талантом облекать в гармоничную словесную форму то, что волнует не только их сердца, но сердца всех людей на земле, всегда казались "простым смертным" чем-то загадочным и недоступным. Премьера Орловского академического театра "Прощальный свет. Драматическая поэма о Федоре Тютчеве" (режиссер-постановщик - заслуженная артистка России Татьяна Попова) оживила и приблизила к нам трех людей XIX века, мучавшихся любовью, тревогами и сомнениями, понятными во все времена, - самого Федора Ивановича Тютчева, его вторую супругу Эрнестину Федоровну и возлюбленную Елену Денисьеву.