ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Транспортный узел

Транспортный узел не возник из ничего, на пустом месте. Он затягивался на протяжении многих лет. Затягивался, когда всеми делами и помыслами безраздельно владели идеи ажиотажной приватизации. Он становился всё туже и безнадежнее, когда на арене городских пассажирских перевозок сначала робко, с оглядкой появился частник. И совсем скоро индивидуальный извоз, как цунами, мешая и сбивая годами обкатанные схемы движения, нормы и правила корпоративного поведения, накрыл муниципальную систему пассажирских перевозок.



К чему мы таким образом "приехали", известно: пугающе изношенный парк муниципальных автопредприятий (в МУ ПАТП-1, например, этот показатель составляет порядка 80%!) и при этом отсутствие возможности (ни сегодня, ни в перспективе) заработать на новые автобусы. Во-первых, сегодня это невероятно дорогое удовольствие, а во-вторых, практически вся прибыль уходит на ремонты, покупку ГСМ и зарплату. Все транспортники сегодня с нетерпением и нескрываемым интересом ждут нового года, когда вступит в силу закон о монетизации льгот. Есть надежда, что с 1 января 2005 года муниципальный транспорт перестанет быть эдакой "социальной богадельней": многочисленных, как федеральных, так и региональных, льготников автопредприятиям приходится возить за свой счет, ибо выпадающие доходы компенсируются крайне неаккуратно.
По-своему в затягивании транспортного узла участвует и частный извоз. Подробно эта болезненная тема обсуждалась участниками состоявшего в редакции нашей газеты "круглого стола" ("ОП" от 11.11.2004 г.). Практически все выступавшие отмечали, что принявший массовый характер частный извоз - в Орле, например, уже "бегает более 450 принадлежащих индивидуальным предпринимателям автомобилей" - сопряжен с целым ворохом проблем. Многие частники носятся по городским маршрутам без лицензии, дающей право на перевозку пассажиров. Техническое состояние значительного количества индивидуальных "железных коней" не выдерживает никакой критики. Отсюда - реальная опасность роста ДТП. Частный извоз не признает таксометров, а значит, в отличие от "прозрачных" муниципальных автоперевозчиков или вовсе не делится своими доходами с госказной, или отделывается чисто символическими суммами.
Не сегодня и не нами замечено, что проблемы начинаются там, где их не хотят или, что одно и то же, не умеют решать. Невнятная транспортная политика горвласти Воронежа, например, привела к абсолютной вольнице частных перевозчиков на улицах этого города-миллионера. Только закупка большой партии новых машин и организация движения так называемых "народных автобусов" (бесплатных для всех пассажиров) спасла муниципальный автотранспорт от плачевной участи.
Весьма любопытный и поучительный пример (из-за ограниченности газетной площади он оказался за рамками отчета) на нашем "круглом столе" привел генеральный директор ОАО "Автоколонна № 1545" А.А. Самойлов. Перед тем как дать "добро" на частные перевозки в Ливнах, администрация города изучала как отечественный, так и зарубежный опыт организации такой работы. В свое время власти города Сантьяго (столица Чили) дали, что называется, полный карт-бланш индивидуальным перевозчикам. Прошло два года. В многомиллионном городе при увеличении количества частников в геометрической прогрессии в таком же темпе нарастали и проблемы перевозок: неизбывные автомобильные пробки, нежелание хозяев таксомоторов ехать на окраины, вечный густой смог. К счастью жителей Сантьяго, его правители не стали ждать транспортного коллапса: частные перевозки были введены в русло жесткого регулирования.
Чего, к сожалению, никак не скажешь о нашем городе. В Орле, по словам заместителя губернатора области Е.Н. Вельковского, частные перевозчики работают в режиме "свободного плавания". Едут куда и когда хотят. Никак, похоже, не регулируется и количество новых частных извозчиков. И всё это, заметьте, под демагогическую болтовню о якобы целенаправленном создании условий для конкуренции частных и муниципальных перевозчиков. Но ведь ею и не пахнет. Как может жестко привязанный к схеме и графику движения муниципал состязаться с хозяином "Газели", который в любую минуту волен съехать со своего (кстати, обусловленного договором с мэрией) маршрута и оказаться на главном "хлебном" направлении - на отрезке улиц между двумя городскими вокзалами? В совершенно разных отношениях они и с мытарями: одни платят четкий фиксированный налог и живут безбедно, других обдирают как липку... Не утруждают себя частники ни техосмотрами, ни предрейсовыми медицинскими проверками... Разумеется, не все частники ведут себя столь разухабисто и бездумно. И председатель ассоциации частных перевозчиков Н.В. Парамошкин за "круглым столом" приводил немало примеров совсем иного отношения к делу.
Значительная нехватка бюджетных средств. Изношенность подвижного состава и технологического оборудования. Низкий уровень зарплаты, находящийся в резком противоречии со сложными условиями труда. Всё это в конечном счете ставит транспорт общего пользования на грань выживания. Кстати, аналогичная ситуация характерна для подавляющего большинства российских автопредприятий. По словам председателя обкома профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства, члена ЦК отраслевого профсоюза В.А. Андреева, на состоявшемся недавно пленуме ЦК, рассматривавшем ситуацию в автомобильном транспорте и дорожном хозяйстве, отмечалось, что "большинство организаций автомобильного и городского наземного электрического транспорта находится в тяжелом положении".
- Попытка решения проблемы перевозок населения только с помощью частника - эта идея очень активно "пробивается" некоторыми заинтересованными СМИ - большое заблуждение, - считает Вячеслав Андреевич. - Это лишь видимость насыщения рынка пассажирских перевозок. Не освобождает это власти и от обузы дотированных перевозок населения. Не будем обманываться.
По словам Андреева, никакой речи не может быть и о честной конкуренции между частниками и муниципалами. "Почему, - задает он риторические вопросы, - для одних льготная категория пассажиров, как и положено по закону, бесплатна, а для других нет? Почему частные автоперевозчики обслуживают самые выгодные пассажиропотоки города? Неужели кому-то неясно, что таким образом "рубится" транспорт общего пользования?"
Ещё как рубится. По самым скромным подсчетам, только автобусный парк Орла ежемесячно теряет из-за этого более полутора миллионов рублей. Этих денег вполне хватило бы на новый большегрузный автобус. Но, похоже, кому-то "интереснее", чтобы муниципальные автопредприятия жили впроголодь...
Транспортный узел в нашем регионе пока ещё не затянут настолько, что единственный выход - рубить. Нет, ведь именно в Орловской области в свое время был принят Закон "О маршрутных автотранспортных пассажирских перевозках", ставший на долгие годы основным регламентирующим документом. Кстати, он вполне жизнеспособен и сегодня. Благодаря поддержке областной администрации решен самый проблемный вопрос - обновления автобусного парка. Открытая администрацией кредитная линия позволила по заводской цене приобрести 178 новеньких ПАЗов. Порядка 10 млн. рублей было выделено на организацию производства капитального ремонта автобусов на автопредприятиях Орла и Ливен. Роскошный подарок получило к 70-летию МУ ПАТП-1 - 16 новеньких автобусов! Несомненно, спасительным шагом была и недавняя реорганизация автотранспортной отрасли - создание ОАО "Пассажирская транспортная компания", собравшего под свое крыло полуразвалившиеся районные автопредприятия.
На наш взгляд, дальнейшее послабление транспортного узла напрямую связано с обузданием частноизвозной стихии. "Железная рука рынка", увы, иллюзия без четко выверенной позиции власти, озабоченной социальными проблемами и надеждами населения. Совершенно очевидно, что в рыночное время возлагать на предприятие неподъемные социальные обязательства - значит подрубать под корень его экономику. Компенсация пассажирским предприятиям выпадающих доходов не должна напоминать обдирание липки, всё только по-честному - с учетом инфляции, роста цен на ГСМ и т.д.
А почему так важно если не развязать - для этого необходимы огромные средства и масса времени, то хотя бы ослабить транспортный узел, наверное, понятно. Ведь чем туже стягивает этот узел автопредприятия, осуществляющие пассажирские перевозки, тем труднее дышится тем, для кого некоммерческий автобус - самый надежный, а порой и единственно доступный вид транспорта.
Николай СОЛОПЕНКО.


24.11.2004 08:17

Похожие новости

На базе муниципального лечебного учреждения станции скорой медицинской помощи (МЛУ ССМП) прошел конкурс молодых фельдшеров "Новые надежды".  

В минувшую пятницу актовый зал ПАТП-1 - старейшего предприятия Орла, осуществляющего пассажирские автобусные перевозки, празднично шумел. Здесь собрались водители, специалисты, помогающие жителям и гостям областного центра быстро добраться на автобусах в любую точку города. На собрание в честь 70-летия предприятия приехал губернатор области Е.С. Строев. Он побывал в мастерских ПАТП-1, где старенькие автобусы проходят через умелые руки мастеров капитального ремонта, возвращаясь в рабочий строй, осмотрел другие цехи.  

Незаконные постройки в Советском районе в последние годы приняли невиданный размах. Строят все: гаражи, офисы, жилые и нежилые помещения. Строят те, у кого есть деньги. Наша газета не раз поднимала эти актуальные вопросы. Однако все они тонули в кулуарах власти. Газета так и не получила ответа на публикацию "Миражи власти", в которой рассказывалось о странном гараже в помещении бывшей газораспределительной станции во дворе дома №76, что на улице Приборостроительной. В этом же самом материале рассказывалось и о "ноу-хау" самостроевцев, которые додумались пристроить почти в центре города к гаражу вольер, куда запустили огромного кобеля. До сих пор и гараж на месте, и кобель при нем. Не получила редакция ответа и на публикацию "Без головы", в которой говорилось о строительстве гаражей на месте детского корта во дворе дома №78 на улице Пожарной.  

Они впервые стали победителями. Зал рукоплескал им и искренне радовался за них. Они - начальник фирменного поезда № 603/604 Орёл-Москва В.В. Агибалов и его верные помощники-проводники - стали лучшей поездной бригадой этого года на Московской железной дороге (МЖД). Во Дворце культуры железнодорожников в Орле состоялся пятый по счёту конкурс поездных бригад.  

25 лет назад гостеприимно распахнула свои двери для сотен ребятишек средняя общеобразовательная школа № 13.