ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Десять составляющих успеха

В наследство от первой постсоветской пятилетки нам достались неверие во всякого рода перестроечные программы да ещё нехитрая наука - жить днём сегодняшним. Тогда думать дальше чем на год-два вперёд было попросту страшно. А вот сегодня не просчитывать ситуацию на ближайшие пять-десять лет - попросту глупо. Времена изменились. Крепнет доверие к властям. Разработаны и реализуются приоритетные проекты - реальные программы, уже дающие результаты.



О реализации на Орловщине одного из национальных проектов - "Образование" - шла речь на недавней коллегии администрации области. С докладом выступил начальник управления образования и молодёжной политики В.В. Агибалов:
- За последние пятнадцать лет образовательная система России не единожды подвергалась различным изменениям и реорганизациям. Это и переход на одиннадцатилетнее общее образование, и передача полномочий по начальному и среднему профтехобразованию на уровень субъектов РФ, и введение двухуровневой системы высшей школы, и ещё много других позиций. Все они нашли своё отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Однако впервые за столь долгий период реформ лишь в 2005 году Президентом России В.В. Путиным было определено два стратегических направления развития российской образовательной системы: доступность и качество предоставляемых знаний для всех слоёв населения. Достижение этих целей невозможно без системы взаимодополняющих и взаимосвязанных программ, объединённых общим названием - национальный проект "Образование". Сегодня связь между современным качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперёд - это и есть первоочередная задача национального проекта, - отметил Владимир Викторович.
Прошло два года, как Орловская область участвует в нацпроекте "Образование". На сегодня в полной мере сформирована законодательная база, которая позволяет осуществлять полномочия по проекту на областном и муниципальном уровнях. Заключены соответствующие соглашения между коллегией области и федеральными органами власти. Областным бюджетом предусмотрены средства для выполнения программ софинансирования. Все десять направлений нацпроекта успешно реализуются.

Первое и одно из самых важных направлений - "Дополнительное ежемесячное вознаграждение за классное руководство". Цель этой подпрограммы - развитие системы воспитательной работы в школе. В 2007 году установленную дифференцированную надбавку в Орловской области получали 5944 педагога. Суммы вознаграждений различны. Они выплачиваются ежемесячно и зависят от наполняемости классов. Всего же в прошлом году по данной программе из федерального бюджета было привлечено 58,5 миллиона рублей, из областного бюджета было выделено 28,9 миллиона.
Не менее значимое направление нацпроекта - "Поощрение лучших учителей". Начиная с 2005 года в рамках программы были награждены 156 орловских педагогов.
Ежегодно по результатам открытого конкурса, основанного на общественной экспертизе, отбираются 58 лучших учителей, настоящих мастеров своего дела. Победители получают денежные вознаграждения - президентские гранты в размере 100 тысяч рублей каждый. Кроме того, в нашей области была установлена премия губернатора для лучших педагогов. И уже по сложившейся традиции на большом августов­ском педсовете помимо лауреатов президентских грантов чествуют и 20 обладателей премии губернатора. Они получают по 50 тысяч рублей.
В нашей области были сохранены стимулирующие выплаты для молодых специалистов, работающих на селе. Это и повышение на два квалификационных разряда, и 25-процентная доплата к зарплате. Плюс 15 процентов учителям, подготовившим победителей всероссийских и региональных олимпиад по различным предметам.
Ежегодно по итогам открытого конкурса определяется и 17 лучших общеобразовательных учреждений, которые получают государственную поддержку из федерального бюджета в форме гранта (1 миллион рублей). И это третье направление нац­проекта "Образование" - "Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы". Сегодня в области уже 34 школы-миллионера. Важно отметить, что на Орловщине также установлена премия губернатора. По 200 тысяч рублей ежегодно получают 20 учреждений дошкольного, дополнительного и начального и среднего профессионального образования. Средства, полученные по грантам, расходуются на укрепление материально-технической базы, обновление библиотек, комплектацию методическим материалом.
Программа национального проекта "Информатизация образования" нацелена на создание единого образовательного пространства как на территории нашей области, так и в России в целом. Сегодня эту составляющую проекта можно считать выполненной: все 547 общеобразовательных учреждений области имеют прямой доступ к сети Интернет. При этом оборудовано 403 компьютерных класса и более 2000 педагогов - преподавателей информатики - за время реализации проекта прошли переобучение на курсах повышения квалификации. Следует отметить, что на сегодняшний день, исходя из общего количества учеников в регионе, на одно рабочее компьютерное место приходится 20 детей. По России этот показатель составляет 38 человек.
Но наши школы пополнились не только хорошей компьютерной техникой. Набирает обороты оснащение школ учебно-наглядным оборудованием.
В рамках соглашения с Федеральным агентством по образованию в область поставляются комплекты кабинетов физики, химии, биологии, географии, интерактивные доски. Образовательные учреждения уже получили 103 комплекта кабинетов. В 2007 году Федеральное агентство сделало подарок в связи с тем, что год был объявлен Годом русского языка, - в школы районов области завезли 14 кабинетов русского языка, укомплектованных по последнему слову техники, с мультимедийным оборудованием и самым современным методическим содержанием. За счёт средств областного бюджета приобретено 32 комплекта аналогичного оборудования.

Другое значимое для нашей области направление национального проекта - "Школьный автобус". Уже получено 20 специально оборудованных автобусов за счёт федеральных средств. В 2006 году область закупила семь машин. Сейчас решается вопрос о приобретении такого же количества автобусов в счёт выполнения обязательств по 2007 году. Полученный транспорт распределён по муниципальным образованиям, которые испытывают острую по­требность в организации подвоза детей.
Говоря о поддержке школ, улучшении их материально-технической базы, нельзя не сказать и о программе поддержки учреждений образования высшего звена "Стимулирование вузов, внедряющих инновационные образовательные программы".
В нашей области впервые была применена практика создания непрерывных образовательных комплексов. Подобные комплексы созданы на базе ОрёлГТУ и ОрёлГАУ. Эти университеты по праву вошли в число 57 российских инновационных вузов, получающих поддержку из федерального бюджета. Всего же в регионе работает восемь вузов, которые обучают более 40 тысяч студентов по 226 специальностям.
Очень важным с точки зрения преемственности, формирования молодого кадрового потенциала, а значит, и развития экономики региона является поддержка талантливой молодёжи. Этому вопросу в нашей области всегда уделялось большое внимание. Следует только подчеркнуть, что ко всем стимулирующим грантам и премиям для школьников, студентов и молодых учёных, учреждённым губернатором, добавилось 12 грантов президента, которые вручаются талантливой молодёжи, добившейся успехов по пяти номинациям.
Как подтверждение того, что приоритетные национальные проекты развиваются и меняются во времени, причем меняются поэтапно, с учетом проделанной работы и полученных результатов, появление в национальном проекте "Образование" программы организации школьного питания. Буквально месяц назад было опубликовано соответствующее постановление Правительства РФ, и программа школьного питания была признана составной частью нацпроекта. Её реализация позволит увеличить за счёт субсидий из федерального бюджета размеры затрат на питание вдвое. Сейчас эти затраты в области составляют от 7 до 14 рублей на одного ребёнка. Кроме того, планируется упорядочить систему организации питания и обновить оборудование столовых и кухонь.

Самый важный и самый сложный эле­мент национального проекта - программа модернизации образования, которая включает введение новой системы оценок, эксперимент по ЕГЭ, оптимизацию сети образовательных учреждений, переход на нормативно-подушевое финансирование учреждений образования и как следствие - рост заработной платы учителя. В прошлом году Орловщина впервые приняла участие в эксперименте по ЕГЭ. Состоялся переход на новую систему качества оценки знаний. Не так быстро, как хотелось бы, но внимательно и качественно решаются в нашей области вопросы по оптимизации сети образовательных учреждений, а по сути проблемы малокомплектных школ. Сегодня работа по тем образовательным учреждениям, которые можно было объединить, проведена. Средняя заработная плата в сети образовательных учреждений составила 7 тысяч 100 рублей. Это на две тысячи больше показателей прошлого года, но, к сожалению, на 3 тысячи рублей меньше среднеобластного показателя.

Подводя итоги реализации нац­проекта "Образование", Владимир Викторович отметил, что проект позволил привлечь более 450 миллионов рублей: "Но, на наш взгляд, важно не столько его материальное воплощение, сколько создание стимулирующих условий для труда самого педагога. Приведу простой пример: в марте 2008 года заканчивается срок подачи заявок на участие в федеральных конкурсах на звания "Лучший учитель", "Лучшее образовательное учреждение". Так вот, первые заявки поступили уже в ноябре прошлого года. Педагоги понимают, что их труд замечен и востребован, что есть возможность самореализоваться, получить серьёзную материальную поддержку, помочь своему учебному заведению. Не случайно декабрьские выборы в Государственную думу показали возросшую общественную активность, и педагогов в том числе".
Губернатор Е.С. Строев дал положительную оценку работе по реализации нацпроекта "Образование" и обозначил ряд нерешённых проблем, которым следует уделить особое внимание. В первую очередь, это оплата труда учителей и работников дошкольного образования. "Линию на повышение зарплаты мы поведём решительно", - подчеркнул губернатор.
Егор Семёнович отметил необходимость и сложность работы по оптимизации сети учебных заведений, расширению технологии подвоза детей в школы. Для безопасности детей должно быть налажено техническое обслуживание школьных автобусов автотранспортными предприятиями, необходимо привести в надлежащее состояние дороги, грамотно составить маршруты.
Проблем в системе образования действительно накопилось много, но в том, что сегодня она идёт на поправку, не сомневаются даже самые пессимистично настроенные россияне. И верится, что успешная реализация наиболее важных десяти программ национального проекта даст мощный стимул не только для развития образовательной системы, но и для оздо­ровления российского общества в целом.
Ольга ЧАНОВА.


01.02.2008 07:40

Похожие новости

С чего начинается утро большинства горожан? С поездки на работу. Многие пассажиры выбирают для этой цели муниципальный транспорт - в тесные "ГАЗели" можно и не влезть, да и есть риск прождать их долго на остановке. Насчет же трамваев и троллейбусов волноваться нечего - ходят почти как часы. Если, конечно, не возникает форс-мажорной ситуации: например, нарушения электроснабжения или ДТП.  
Со времени реорганизации бывший госплемзавод "Власть труда" Корсаковского района сменил не одну вывеску. "Усилия" появлявшихся здесь руководителей, как это, к несчастью, иногда бывает, свели на нет остатки эффективного в былые времена производства. Весна вновь обнажит следы бесхозяйственности. А быть может, принесет и добрые перемены. Пока же поля сельхозпредприятия спрятаны под снежным одеялом, скрывающим от посторонних глаз отсутствие всякой заботы о земле.  
30.01.2008 07:28
Чуден Цон при тихой погоде. Плавно несёт он свои мелкие воды мимо утопающих в цветущих яблонях, да вишнях, да грушах дачных наделов добропорядочных орловцев. Нет ничего удивительного в том, что и дачное некоммерческое товарищество (ДНТ), раскинувшееся по крутому берегу реки, тоже называется "Цон". Редкий бывший в употреблении диван, или стул, или какая другая ненужная утварь долетит до середины реки Цон. Обычно дачники складируют всё своё "на тебе, боже, что нам негоже" в густых прибрежных зарослях, где оно и кончает свой век. Здесь же, на берегу, они моют своих железных коней, украшая речку радужными бензиновыми и масляными пятнами.  
Ситуация вокруг банно-прачечного комбината не раз становилась поводом для горячих споров на сессиях Орловского городского Совета народных депутатов. Вернуться к ней на совместном заседании двух комитетов горсовета (по ЖКХ и по социальной политике), состоявшемся на прошлой неделе, депутатов заставили поступившие письма от совсем небогатых горожан.  
25 января состоялось 12-е заседание областного Совета народных депутатов, в ходе которого было рассмотрено около двадцати вопросов. В третьем чтении и окончательной редакции был рассмотрен законопроект "О символике в Орловской области". Им определяются порядок, условия разработки и утверждения официальных символов, знаков отличия, знаков различия в Орловской области.