ОБО ВСЁМ


Лесков и Чехов

Во всей Европе 2004 год объявлен годом Чехова. Лучшие актеры каждый день читают по "Радио России" произведения Антона Павловича. В эфире звучит "Антология рассказов А.П. Чехова".



Старшим современником Антона Павловича был наш земляк Н.С. Лесков. Лесков полюбил Чехова с первых его произведений, появившихся в печати в 1880-е годы, когда молодой прозаик печатался еще под псевдонимом Чехонте в "Стрекозе", "Будильнике", "Зрителе", "Москве", "Осколках"... Заинтересовался им. А приехав в Москву, поспешил познакомиться.
В октябре 1883 года Антон Павлович сообщал брату Александру: "С Лейкиным приезжал мой любимый писака, известный Н.С. Лесков. Последний бывал у нас, ходил со мной в Salon, в Соболевские вертепы... Дал мне свои сочинения с факсимиле...".
Между ними сразу и навсегда установилось взаимопонимание, и даже мы не ошибемся, если скажем, что это были дружески-нежные отношения старшего с младшим, который в письме к брату рассказывал: "Еду с ним однажды ночью. Обращается ко мне полупьяный и спрашивает: "Знаешь, кто я такой?" - "Знаю". - "Нет, не знаешь... Я мистик..." - "И это знаю...". Таращит на меня свои старческие глаза и пророчествует: "Ты умрешь ранее брата". - "Может быть". - "Помазую тебя елеем, как Самуил помазал Давида... Пиши!" Этот человек похож на изящного француза и в то же время на попа-расстригу. Человечище, стоящий внимания. В Питере живучи, погощу у него. Разъехались приятелями".
Они часто встречались в редакции журнала "Новое время", у Якова Петровича Полонского. Особенно в 1890-е годы в Петербурге. Антон Павлович на квартире автора "Соборян" бывал не только как писатель у писателя, но и как врач.
Николай Семенович сам давал себе характеристику как человеку "нетерпячего" характера, но с Антоном Павловичем он всегда был внимателен, лacкoво-нeжeн, всячески старался его поддержать. О приезде к ним в Москву рассказывала Мария Павловна: "Своим ласковым, мягким обращением Лесков произвел на нас трогательное впечатление".
М. Горький утверждал, что влияние Лескова на Чехова было огромно, что сам Чехов "говорил, что очень ему многим обязан".
Лесков сказал Антону Павловичу: "Вы - молодой человек, а я уже старый. Пишите одно только хорошее, честное и доброе, чтобы Вам не пришлось в старости раскаиваться...". Для Чехова эти слова были завещанием. В доме Чеховых Лескова часто читали вслух. Особенно всем пришлись по душе "Соборяне", "Запечатленный ангел". А о "Легендарных характерах" Чехов говорил: "Божественно и пикантно!"
Лесков внимательно следил за растущим дарованием молодого друга. В 1887 году прочитал новую драму Антона Павловича - "Иванов" и, отметив своеобразие чеховской драматургии, дал ей высокую оценку: "Учительная пьеса. И все хорошо, и замысел, и типы, и язык - у всех свой, живой, и самое название обобщающее, самое родовое... Умная пьеса! Большое драматургическое дарование!"
Характеризуя свой творческий почерк последних лет жизни, Лесков утверждал, что не хочет "нравиться публике": "Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки/.../ Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает/.../ Я хочу бичевать ее и мучить. Роман становится обвинительным актом над жизнью".
В 1892 году в печати появился рассказ Чехова "Палата № 6", в котором очень колоритно отразилась жизнь России: реакция, голод, народное страдание... Рассказ произвел огромное впечатление на читателя. Лесков взволнованно писал автору: "В "Палате № 6" в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду - палата № 6. Это Россия".
У Лескова скверно на душе: цензура запретила 6-й том собрания его сочинений с "Мелочами архиерейской жизни". Все чаще повторяются сердечные приступы. В 1892 году на вопрос о состоянии здоровья нашего земляка Чехов-врач ответил: "Да, жить ему осталось не больше года...". Ошибся он не намного... Лесков прожил еще около трех лет. В письме к
А.С. Суворину Антон Павлович сказал: "И напрасно он в завещании своем писал, что доктора не знали, что делается у него с сердцем. Доктора отлично знали, но скрывали от него".
После похорон Н.С. Лескова друзья Чехова не один раз слышали от него грустные слова: "Как-то странно, что мы уже никогда не увидим Лескова...".
А.П. Чехов всю свою жизнь стремился сохранять творческое наследие старшего друга, передавать его читателям, последователям. В сохранившемся "Списке книг", посылаемых им в публичную библиотеку г. Таганрога, значатся и сочинения Лескова. Долго хранил он у себя запрещенный цензурой шестой том Лескова, но и его передал все-таки в библиотеку.
В музее А.П. Чехова в Таганроге и сейчас посетитель может увидеть подаренные ему книги Лескова с дарственными надписями: "Благополучному доктору Антонио от автора", "Антону Павловичу Чехову. Н. Лесков.
12 октября 83 г.".

Раиса АЛЕКСИНА.
Заслуженный работник культуры РФ.


04.12.2004 12:31

Похожие новости

Наступивший декабрь насыщен музыкальными событиями. В Орловской государственной филармонии состоится целый ряд концертов с участием местных и гастролирующих музыкантов.  

Каждому из нас понятно, что советская доктрина распалась, созданная по ее каналам историческая общность оказалась нежизнеспособной в новых реалиях. Случайность это или закономерность - еще долго будет предметом дискуссий ученых, политиков, политических сообществ, простых смертных, но ясно одно: "процесс", что называется, зашел уже далеко, а история обратного хода не знает. Что и говорить, наша жизнь оказалась чрезвычайно сложной, и суть ее состоит в переходе от одной цивилизации к другой, от одной общественной формации к другой. И эта тенденция носит далеко не национальный, а, как показывает опыт, характер всеобщего развития. В традиционалистическом обществе, к которому движемся и мы, человек воспринимает свое общество как данное, как среду своего обитания, ему свойственно позитивное восприятие истории предшествующих поколений.  

Началась эта история давно, когда в огромных лесных массивах ныне уже не существующей страны приключилось большое брожение в умах, порой доходившее до драк и кровавых конфликтов. Особенно страшно было жить на окраинах, которые потом и отделились от русского леса. В одном из таких окраинных лесов на берегах Днестра или какой другой речки жили наши герои - храбрые зайцы.  

В театре "Свободное пространство" состоялась премьера спектакля по пьесе Э. Шмитта "Оскар и Розовая Дама" (режиссер Александр Михайлов).  

В минувшую пятницу в Москве прошел региональный конгресс "Инвестиционный климат регионов: девять лет борьбы за потепление".