ОБО ВСЁМ


Преемственность нашей истории

Каждому из нас понятно, что советская доктрина распалась, созданная по ее каналам историческая общность оказалась нежизнеспособной в новых реалиях. Случайность это или закономерность - еще долго будет предметом дискуссий ученых, политиков, политических сообществ, простых смертных, но ясно одно: "процесс", что называется, зашел уже далеко, а история обратного хода не знает. Что и говорить, наша жизнь оказалась чрезвычайно сложной, и суть ее состоит в переходе от одной цивилизации к другой, от одной общественной формации к другой. И эта тенденция носит далеко не национальный, а, как показывает опыт, характер всеобщего развития. В традиционалистическом обществе, к которому движемся и мы, человек воспринимает свое общество как данное, как среду своего обитания, ему свойственно позитивное восприятие истории предшествующих поколений.



Сейчас нам и по делу, и просто так часто ставят в пример западные цивилизации - там история, особенно традиции, священна. И где, кстати, никому в голову не приходит переделать, подделать историю под новое руководство государства, президента или генсека, изменить и переделать исторические даты, традиции. Историческая преемственность от рабовладельчества до развитого капитализма признана и уважаема в любом обществе. Пора и нам признать, что в нашей истории также нет и не было плохих и не правых общественных формаций, как и не было безупречных или не правых исторических поколений. Каждые на определенном этапе, как могли, верили и строили именно свой мир, именно свое общество, свою жизнь. Ведь они, не обманываясь, верили в дело, которое защищали, приумножали в итоге для новых поколений. А разве не то же самое происходит в нашем сегодня и будет происходить завтра и послезавтра... Если мы поймем необходимость исторической преемственности, это и будет необходимая составная часть так нужной нам общенациональной идеи примирения, согласия и стабильности.
Ведь нельзя же, с одной стороны, показывать многосерийный прекрасный и чистый фильм "Бедная Настя" с ужасающими картинами крепостного права, тяжелейшим положением народа, шиком и блеском дворян и всякого святейшества, а, с другой стороны, тут же фильмы "Московская сага" и "Дети Арбата", где показаны семьи, как правило, обеспеченные материально, получающие от государства все, в том числе бесплатное образование, медицинскую помощь, жилье и работу, возможность любить и растить детей, заниматься искусством, спортом и т.д., но вся жизнь концентрируется только на одном - культе Сталина. Да, ужасно, да, это было. Но ведь рядом были и другие семьи, другая страна.
Люди ведь знают, помнят и другой фильм, другую сагу - "Семья Журбиных". Его герои - от мала до велика - прекрасно и вдохновенно трудились и жили, между прочим, в то самое ужасное время. И из страны с сохой и лопатой они сделали великую державу, с которой стал считаться весь мир, и от ее мнения зависела судьба всего мира!
А почему же не показать в тех же "Московской саге" и "Детях Арбата" простых детей колхозников, рабочих, которых то же ужасное государство растило и лелеяло, давая бесплатно, что могло: возможность учиться, лечиться, заменить потерянную семью, получить любую профессию, заниматься спортом, быть защитником Родины.
Автор этих строк благодаря "прежней истории" из большой многодетной семьи, не имея ни средств, ни "волосатой руки", ни богатых родственников за бугром, закончил школу, вуз, аспирантуру, докторантуру, стал профессором. Да, в той же истории были непростые проблемы, были жертвы. А на каком этапе истории этого не было!
Конечно, мы хотели лучшего, а потому с огромным интересом и желанием начали перестройку, реформу, начали переустраивать свою страну, регион, самих себя.
Мне кажется, что мы, ученые, в большом долгу оказались перед политиками наших регионов. Наш губернатор Е.С. Строев в новых конкретно-исторических условиях одним из первых ввел, что называется, в научный оборот три "С" (согласие, справедливость, созидание) и практически целое десятилетие призывает своих граждан в своих работах, выступлениях к общественному согласию, стабильности, справедливости, как к крайне необходимому условию нашего выживания, становления и дальнейшего развития.
Конечно, многие пытались сами понять эти непростые категории нашего реформирования, довести их до сведения семьи, коллектива. Но нельзя не признать, что мы не уделяли должного внимания разъяснению и развитию этого исключительно сложного и, как выяснилось, мучительного процесса. Отказались от системы воспитания повсеместно - и особенно среди молодежи, студенчества. В учебных программах есть специальный региональный аспект, где позволительно изучать и обсуждать региональные проблемы. А какие возможности открывают рефераты, контрольные и курсовые работы, семинары и дискуссии, где можно не только поднимать, но и снимать проблемы нашего роста! Разумеется, многое можно восполнить, формируя у молодежи мировоззренческую значимость модернизации, общественного согласия, государственной стабилизации, личного участия в созидании.
Многие еще не до конца осознали, сколько энергии, интеллекта потребовалось нашему губернатору Е.С. Строеву, чтобы вызвать у людей доверие к новой власти, новым рыночным методам хозяйствования, новым реалиям жизни, пусть не лучшим, но с надеждой на будущее. Как прямой вклад в согласие, стабильность нашей малой родины он старался показать нам Орел как родину Тургенева, Тютчева, Бунина и других великих людей, строителей, военачальников, государственных деятелей, которые вносили вклад в историю страны. Поднимая с колен православную церковь, восстанавливая старые и строя новые церкви, создавая поистине народное Полесье, исторические памятники, он вносит неоценимый вклад в воспитание исторического сознания молодежи, ее ответственности за модернизацию страны. А разве не вклад в согласие и стабильность - забота о ветеранах войны и труда, учителях, детях, нуждающихся в помощи?! Как могли, объединяли наш народ благоустройство своего города, движение за славянские корни, сохранение и развитие русского языка, культуры.
Понятно, что в этот процесс утверждения национального согласия, стабильности, созидания должны вносить свой вклад каждый субъект Федерации, региональная элита. Но, согласитесь, это проблема, прежде всего, общероссийская.
На этом пути мне глубоко симпатичны инициативы нашего президента. Вспомните дискуссии, ожесточенные споры, угрозы так называемых демократов по поводу гимна России. Каких только не было идей, проектов, предложений - от "Боже, царя храни" до тривиальных песен любителей.
До сих пор удивляюсь своему президенту В.В. Путину, когда он поддержал прежний гимн, который звучал в XX веке и вошел в век XXI. Он величаво звучал в советское время и, освободившись от идеологических аспектов, звучит в условиях реформирования. Это пример исторической преемственности развития ценностей государства. Многие шумели, возмущались, но утихли, а обновленный государственный символ признали в стране и во всем мире!
Но сумел же президент убедить, наконец, настоять на сохранении великой музыки композитора Александрова и обновить текст и тем самым привести весь российский народ к согласию, в известной степени, к справедливости и преемственности истории российской.
Надо отметить, что президент страны по примеру своего американского коллеги 1930-х годов Ф. Рузвельта (когда США были в глубочайшем кризисе) и французского президента Ш. де Голля (когда французское общество было в кризисе) делает и многое другое в крайне неблагоприятных для него исторических условиях по поднятию социального оптимизма, развитию исторической преемственности нашей страны. В своих выступлениях он неоднократно подчеркивал, что надо, не стесняясь, брать все хорошее, все полезное из нашей истории, нашего исторического опыта, широко использовать в наши дни. В частности, это касается подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, улучшения социальной работы с ветеранами, освоения природных богатств, общероссийских ценностей, защиты завоеваний Отечества, повышения престижа спорта, отечественной культуры на мировой арене и т.д.
Во всей его деятельности мы видим стремление поднять дух нации, вернуть миллионам россиян веру в общероссийские ценности, в свои силы, в будущее, вывести их из состояния подавленности и апатии, поддержать программу укрепления государственности, восстановить величие России.
Но это удивительно тонкая материя - деликатно, тактично укреплять во всех гражданах дух согласия, сплочения, созидания, справедливости. Это труднейшая работа для всех - от президента до любого члена общества, особенно представителей власти, интеллигенции, СМИ и т.д. Может быть, эта работа должна специально изучаться, анализироваться под эгидой одного из общественных центров, к примеру, при Президенте РФ. При президентах республик, губернаторах областей есть сотни общественных комиссий, но никто из них почему-то не занимается этой проблемой. А жаль! Ну а кто же должен подсказать людям творчества не увлекаться даже за сверхгонорары, щедро обещанные им дома и за рубежом, "созидать" черными красками нашу историю и героическое старшее поколение. Созданными советским народом благами все мы пользуемся, а некоторые как на дрожжах обогатились, приватизируя, "прихватизируя" общенародное достояние. Разве этого не видят, не понимают представители народных учителей, крестьян, рабочих, чиновников, оказавшихся в одночасье за чертой бедности?
Ну а кто же должен подсказать оголтелым "инициаторам" изменения народных праздников, перезахоронения праха плеяды народных авторитетов и общегосударственных героев (за некоторым исключением чиновников), покоящихся в стене Красной площади? Ведь это история целого XX века. И кто посмеет в XXI веке считать себя умнее, мудрее, справедливее тех, кто вершил дела государственные в конкретно-исторических условиях далеко не простого XX века? Не лучше ли, хотя бы пока, считать и это явление историей других поколений и считаться с ней, как это делают народы Востока и Запада. Это будет тем самым вкладом в наши терпимость, согласие, созидание и справедливость. Возможно, история к этому еще вернется, но не сейчас, чтобы не расколоть наше общество, не навредить общему делу переустройства новой России.
Неоправданная поспешность, просто зуд какой-то отдельных наших политиков по поводу пьедесталов, памятников, перезахоронений. Недавно под благовидным предлогом начали втягивать нашу элиту - разведчиков и контрразведчиков, чекистов - в бесплодную дискуссию: заменить им отечественные исторические символы на нового национального героя разведки - пока еще сомнительную личность адъютанта, выдворенного из России еще до революции, заметьте, не большевиками, а временным буржуазным правительством.
Меняя, заменяя героев XX века, гробокопательствуя дома и за рубежом, пересматривая и переделывая историю страны, региона, района, семьи, мы разрушаем, коверкаем нашу историю, святая святых - историческую преемственность нашей большой и малой родины, раним старшее поколение, вносим сумбур и безразличие в души детей, молодежи. Вот уж поистине растим иванов, не помнящих своего родства!
Парадоксально, но факт: по нашему законодательству все политические партии, общественные движения, верующие православные и мусульмане, баптисты и другие сообщества могут и имеют свою идеологию. А вот государство не может иметь единой идеологии, но мы вправе вырабатывать для себя региональные аспекты государственной идеологии, в основе которой опираться на все лучшее, что есть в нашей многовековой истории. Мы просто обречены осмысливать и перерабатывать это в нашем сознании и в нашей памяти, в семейных преданиях, художественной литературе, средствах массовой информации, в нашей учебной и воспитательной работе. В новейшей истории нельзя думать о правоте только одной части населения и тем более идти у нее на поводу. Надо думать о единстве всей нации - и старой, и молодой - так необходимом обществу!
Наши поборники единства, сплоченности, согласия и созидания в повседневной суете пока еще не задумались, что заряжена, не знаю кем, огромная машина, которая, обладая огромными ресурсами и потенциалом, в прекрасном обществе изо дня в день выдает жестокость и насилие, выпячивая изо всех сил темные стороны нашей истории в многочисленных художественных и документальных многочасовых фильмах об истории нашей страны и исторических личностях прошлого, изо дня в день вдалбливает в сознание молодежи, что история нашей страны XX века была черной и потерянной. Нигде, кстати, не говорится, что, во-первых, страницы истории, связанные с проявлением культа личности, осуждены прежней политической системой, обществом. И новейшая история сделала из этого позитивные выводы и извлекла урок.
Во вторых, никто не призывает к запрету этой темы в литературе и искусстве, образовательном процессе. Но есть же неписа-
ный закон у медиков: не навреди своему пациенту. Так и мы давайте не вредить своей истории, выбирая из нее только шипы и занозы и забывая, как миллионы и миллионы граждан одной шестой части суши жили дружно большой и полноценной жизнью, строили новые города, новые отрасли промышленности, первыми штурмовали Северный полюс и космос, стали мировой державой, защитили себя и весь мир от фашизма, восстановили страну. Да, строя новое общество, допустили массу ошибок, пытались перестроиться, ускориться, модернизироваться - словом, хотели как лучше, но получилось как всегда; и не без помощи наших друзей и доброжелателей до основания все разрушили и начали все сначала.
На этом этапе становления и развития нового общества нам надо понять, что такое опасное, мягко говоря, субъективное отношение к своей истории, к ее преемственности формирует у молодежи такое же отношение к новейшей истории, сегодняшней власти, ее институтам, демократическим ценностям. Не надо бросать камни в прошлое, ибо они могут вернуться к нам пушечным выстрелом, а может быть, оружием и помощнее - таким, которым взорвали Югославию, Албанию, Грузию, Ирак, а теперь Украину.
А ведь не секрет, что сценаристы и постановщики этого мощного оружия исключительно целомудренно относятся к становлению и воспитанию своей молодежи, оберегая ее от жестокости и насилия, целенаправленно воспитывают на незыблемом принципе: хороша или плоха история моей страны, но это моя альма-матер и я ее буду любить и никому не дам в обиду.
Ю. ВАСЮТИН.
Доктор исторических наук, профессор, академик Академии политических наук.


04.12.2004 09:48

Похожие новости

Началась эта история давно, когда в огромных лесных массивах ныне уже не существующей страны приключилось большое брожение в умах, порой доходившее до драк и кровавых конфликтов. Особенно страшно было жить на окраинах, которые потом и отделились от русского леса. В одном из таких окраинных лесов на берегах Днестра или какой другой речки жили наши герои - храбрые зайцы.  

В театре "Свободное пространство" состоялась премьера спектакля по пьесе Э. Шмитта "Оскар и Розовая Дама" (режиссер Александр Михайлов).  

В минувшую пятницу в Москве прошел региональный конгресс "Инвестиционный климат регионов: девять лет борьбы за потепление".  

Сейчас нет, наверное, более актуальной, затрагивающей огромные слои населения нашей страны темы, чем предстоящая с 1 января 2005 года замена льгот денежными выплатами. О монетизации говорят и спорят везде - от Москвы до самых до окраин. Времени осталось в обрез. И чем ближе срок вступления в силу Федерального закона о замене льгот, тем больше возникает вопросов.  

Ежегодно на полигон для складирования твёрдых бытовых отходов (ТБО) и промышленных отходов (ПО), который расположен в двух километрах юго-восточнее орловской объездной дороги, вывозится до 600 тысяч кубометров отходов.