В СТРАНЕ И МИРЕ


Кострома даст провинции ума?

В конце прошлого года Президент России В.В. Путин подписал Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления", который вступит в силу 1 января 2006 года. Теперь на карте страны появятся тысячи муниципальных образований, имеющих границы и обособленные бюджеты. Нововведения уже сегодня требуют большой подготовительной работы.



Проблемы освещения региональными средствами массовой информации вопросов реформирования местного самоуправления обсуждались на семинаре-совещании руководителей СМИ ЦФО, который прошел на днях в Костроме.
Перед участниками совещания выступили заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО А.Ю. Федоров, глава администрации Костромской области В.А. Шершунов, советник Президента РФ по вопросам федеративных отношений и реформы местного самоуправления С.Н. Самойлов, руководители столичных СМИ, специалисты в сфере управления, финансов, информационной политики. Состоялся ряд заседаний тематических "круглых столов".

[color=blue]МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ[/color]
Центральным на семинаре было, конечно же, выступление советника президента. В Костроме он весьма частый гость - по сути дела, возглавляет здесь штаб реформы местной власти, постоянно приезжает для участия в областных совещаниях, подсказывает местной власти, что делать.
Как считает С.Н. Самойлов, расплывчатые формулировки закона о местном самоуправлении 1995 года позволили органам власти 26 регионов России лишить все поселения на своей территории статуса муниципальных образований, что прямо противоречит Конституции России. С 1 января 2006 года на карте страны будет 27 тысяч вместо сегодняшних 11 тысяч муниципалитетов, обладающих собственными полномочиями.
Какие еще претензии были предъявлены доживающему последний год старому закону? По мнению выступавших на семинаре, в стране никто ни за что не отвечает, зато все что-нибудь кому-нибудь должны. Местная власть должна решать любые вопросы - и по зарплате, и по ЖКХ, и по дорогам, и по медицине... При этом налоги, которые собирает местная власть, она должна отправлять "наверх". А "сверху" деньги - по идее - должны возвращаться назад, местной власти, в виде дотаций. Но то ли эти деньги к кому-то по пути "прилипают", то ли что-то не ладится в бюрократической машине... Одним словом, денег нет. Ни на местные учебные заведения, ни на местные больницы, ни на местные дороги. Что делать?
Муниципальная власть оказывается между молотом и наковальней. "Молотом" работает губернатор, "наковальней" - население, которому надо лечиться, детей учить, получать зарплату. Одним словом, население хочет жить. Вот незадача!
Муниципальная власть начинает донимать губернатора: "Дай миллион! Дай миллион!". И правильно: кроме как от губернатора, муниципальная власть ни от кого денег получить не может. По закону (по старому).
А губернатор ведь тоже находится между молотом и наковальней. Теперь "молотом" работает президент, а "наковальней" - муниципальные власти. Муниципальные власти требуют денег, президент требует реальных дел. Но для реальных дел опять же нужны деньги. Которых нет. Что остается губернатору? Правильно: искать деньги у президента, у правительства. А на все вопросы муниципалов отвечать: президент денег не дал, а я ни в чем не виноват. Муниципалы то же самое отвечают населению: нам губернатор денег не дал, а ему не дал президент. А мы ни в чем не виноваты.
Но население-то, люди - они в чем виноваты? Только в том, что хотят жить. Получается, однако, так, что без непосредственной помощи президента люди жить не могут. Дорогу размыло, школа сгорела, крыша протекла, мыши завелись - на решение всех проблем приходится просить денег непосредственно у президента (коллеги рассказали: в Смоленске недавно был случай - население поселка написало челобитную президенту помочь им перенести общественный туалет на 20 метров в сторону).
Неразбериха не только в вопросе о деньгах, но и в вопросе о полномочиях. На что губернатор имеет право, а на что не имеет?
Молодые люди не хотят жениться и заводить детей, потому что жить негде. Медицина не справляется с болезнями, потому что в больницах нет оборудования, а врачам не платят зарплаты.
А куда может пожаловаться простой человек на местную власть, если она не справляется со своими обязанностями? Некоторые ответят: "Президенту". И будут в корне не правы. Президент не может уволить того, кто занимает выборную должность. Может только пальцем погрозить.
- Обращаться надо в суд.
На этот счет существует несколько старых русских пословиц: "С сильным не дерись, с богатым не судись", "Не плюй против ветра - сам же и утрешься".

[color=blue]ПОВЕСТКА НА ЗАВТРА[/color]
Да, о новом законе говорится немало негативного, тревожного. Но есть и однозначно положительные моменты. Он нацелен на то, чтобы разбудить активность населения. В России всегда так или иначе тянулись к общине, хотя ныне уже изрядно подзабыли многое из нашего прошлого, в том числе и социалистического. Принцип социальной справедливости, веками существовавший в общине, тот самый принцип, который "младореформаторы" пытались похоронить, теперь пытаются возродить реформаторы путинского призыва. В законе можно увидеть попытку начать возрождение России снизу.
Самим людям под их ответственность дается право по их усмотрению обустраивать свою жизнь. И все начинается с низового звена. Владея землей, объектами, природными ресурсами (ферма, пекарня, пилорама и т.д.), народ должен самоорганизовываться и пытаться улучшить свою жизнь.
Законом прописано, что к собственным доходам местных бюджетов относятся: средства самообложения граждан; доходы от местных налогов и сборов; доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от региональных налогов и сборов в соответствии с бюджетным кодексом и т.д.
Люди сами будут должны смотреть, как они могут приумножить свою казну. Увеличивать самообложение, вводить местные сборы, расширять производство, предпринимать что-то еще - словом, быть хозяином на своей территории.
Местным главам надо заранее знать свою доходную и расходную базы, чтобы суметь обеспечить выполнение тех функций, которые возлагаются на сельские поселения. А функций на них возложено предостаточно: организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, содержание и строительство автодорог, строительство жилья, уборка мусора и многое другое - всего 22 пункта. Чтобы обеспечивать все это материально, надо уже сейчас думать, на чем зарабатывать деньги, какую деятельность поддерживать и стимулировать. В дальнейшем вопрос может стоять так: если пройдет год, а администрация поселения не справляется с возложенными на нее обязанностями, ее придется признавать банкротом со всеми вытекающими последствиями.
По новому закону жаловаться на власть мы можем исключительно через суд. Но, как говорится, есть нюансы. Во-первых, новый закон об общих принципах организации местного самоуправления содержит четкий список полномочий. Точнее, обязанностей. Станет наконец известно, за что отвечает губернатор, за что - мэр, за что - руководитель муниципального образования. Все узнают, кто виноват, если размыло двадцать метров федеральной трассы, а кто - если протекла крыша в сельской больнице. Во-вторых, закон определяет, откуда брать деньги. Какие налоги остаются в муниципальном образовании, какие - в области, какие уходят на самый верх. И опять же становится ясно, сколько денег и на что можно потратить.
И самый главный нюанс. Теперь власть не будет непосредственно заниматься хозяйственными вопросами. Предполагается нанимать специального управленца, "завхоза", который и будет отвечать за все проблемы, непосредственно связанные с жизнью людей. Такой "завхоз" появится и при любом мэре, и при любом другом муниципальном руководителе. И вот его - ежели он не справляется - можно уволить или оштрафовать. С ним не надо судиться: на него можно просто пожаловаться - муниципальному начальнику или мэру.
Закон предусматривает наличие в каждом муниципальном образовании контрольного органа. Образуется он в целях контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью. Формируется этот орган на муниципальных выборах или представительным органом.

[color=blue]БУДЕТ ДЕРЕВНЯ ГЛАВНЕЕ РАЙЦЕНТРА?[/color]
Уже есть конфликты при распределении собственности и даже полномочий. Ни Москва, ни Петербург (и другие окружные центры), ни федеральные ведомства еще не готовы на практике отдать полномочия. Особенно не хотят делиться деньгами. Все боятся, что страна увязнет в конфликтах.
В той же Костромской области, богатой лесами (потенциальная валюта!), 80 процентов территорий должно отойти к федеральной собственности. На 10 процентов могут рассчитывать муниципальные образования и только на 1 процент - сама область (оставшиеся 9 - частные владения). На определение статуса земельного участка уходит от 7 месяцев до года. Всего по Костромской области в утверждении нуждаются более 3 тысяч участков. Для проведения их кадастра необходимо 230 миллионов рублей, а ежегодно выделяется всего 5 - 6 миллионов (совместно из областного и федерального бюджетов)...
Принятый год назад закон уже порождает совершенно неожиданные коллизии. К примеру, есть в столице Коми, 230-тысячном Сыктывкаре, микрорайон - поселок леспромкомбината - самого крупного в республике предприятия. Соответственно и поселок имеет отличную инфраструктуру. Руководители комбината предложили местным жителям... обособиться от столицы, мэрии и отныне тратить доходы только на самих себя, а не перечислять миллионы рублей на латание ветхого жилья в старой части города. Местные СМИ поддержали "сепаратистов", даже Госсовет республики разрешил провести в анклаве референдум по вопросу о выходе из состава города. Федеральные власти сей "плебисцит" категорически запретили, напомнив, что по закону голосование должно проходить с участием всех жителей города. Тогда "комбинатовцы" выступили с новой идеей: "Мы не претендуем на звание города, мы просто отделяемся от Сыктывкара, присоединяем к себе ближайшие деревни и села - получается новый сельский район, Сыктывкарский". Чем закончится эта интрига, почву для которой создал новый закон, неизвестно.
Камчатский город Елизово (39 тысяч жителей) и прилегающий район (несколько небольших поселков) всегда были единым муниципальным образованием. По новому закону в городе теперь нужно создать самостоятельную администрацию. Северные же поселки остаются один на один со своими проблемами. На недавних выборах главы района один из кандидатов шел с лозунгом, который, похоже, в переводе с русского был бы непонятен западным политологам: "А город нам не нужен". С этим лозунгом и победил.
Естественно, участники семинара из Липецка тут же провели аналогию: а если Новолипецкий металлургический комбинат захочет отделить свой микрорайон от города? Пропагандистские возможности для такой кампании немалые: комбинату принадлежат две телекомпании, еженедельная газета объемом 32 страницы, многие журналисты живут за счет "гонораров" за положительные статьи о комбинате.
По убеждению разработчиков закона, он коснется в первую очередь селян. Развитие самоуправления в мегаполисах и крупных городах станет следующим этапом - для этого, видимо, придется разрабатывать специальный закон.

[color=blue]КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ[/color]
Журналист воронежской областной газеты "Молодой коммунар" Инга Щурова задала вопрос: где взять столько грамотных и энергичных чиновников, если число муниципальных образований практически в одночасье возрастет в 2,5 раза?
Кажется, у нас в Орле давно нашли весьма практичный ответ: уже десять лет работает региональная академия государственной службы. По убеждению разработчиков нового закона о самоуправлении, аналогичные образовательные структуры (институты, академии, факультеты и т.д.) должны быть открыты во всех областях.
Но кадровая проблема в этой ситуации не сводится к чисто вузовской. Страшнее другое: по мнению аналитиков, в тех регионах, где не добывают газ и нефть, практически нет желающих возглавлять местную администрацию. Почему в нефтеносных районах выстраивается очередь, объяснять не надо: бюджет ханты-мансийского города Сургута (274 тысячи жителей) вдвое выше, чем у Костромской области (797 тысяч жителей).
Мой коллега из одной черноземной губернии рассказал такую историю. Глава района - бывший председатель колхоза - неутомимо "воюет" за лучшую жизнь. Ежедневно в 5 утра он уже на работе: объезжает район, берет на заметку все недочеты, а в 8 утра на районной планерке сразу нацеливает руководителей на конкретные дела. Скоро выборы, и журналист, побывавший в районе, порадовавшийся за добрые дела, искренне сказал на прощание: "Желаю вам победы!". Глава усмехнулся: "Нет, на выборах мне ничего не светит. Наши уже подобрали другую кандидатуру - выберут его, чтобы хоть несколько лет пожить полегче, поспокойнее".
С.Н. Самойлов подчеркнул, что новая процедура избрания губернаторов породила поток обращений руководителей субъектов Федерации к В.В. Путину, в федеральные органы власти с просьбой дать им возможность напрямую влиять на избрание руководителей органов местного самоуправления, вплоть до возможности их назначения. Однако президент не поддержал эту идею.

[color=blue]ПРОПАГАНДА СТОИТ ДЕНЕГ[/color]
Для внедрения нового закона почему-то не создано на федеральном уровне информационно-пропагандистской системы. В центральных газетах и журналах (из-за малых тиражей и высокой стоимости подписки они практически недоступны массовому читателю) нет циклов соответствующих статей, репортажей, советов. Нет брошюр с ответами на вопросы, разъяснениями. Нет соответствующих передач на центральных телеканалах - в основном кривлянье "юмористов" и бесконечная эстрада.
Было бы куда дельнее провести эксперимент в нескольких районах и на основе первых выводов дать рекомендации остальной России. Почему это не сделано - неизвестно.
Министр печати Московской области С.Н. Моисеев жестко поставил вопрос: районные газеты с 1 января будущего года лишают федеральных дотаций, КРУ Минфина грозит санкциями и за финансовую помощь районкам из бюджета областного.
Кто же будет пропагандировать новый закон, кто будет опорой муниципальной власти? Пока, похоже, побеждают те законодатели, что убеждены: пресса должна быть абсолютно независима от государства. А в сельском районе, по их мнению, хватит и информационного листка, где публикуются только официальные постановления и распоряжения.

[color=blue]ШУТКИ ПОЛИТТЕХНОЛОГОВ[/color]
Конечно, были на семинаре и довольно "комичные" заявления. К примеру, один из социологов, явно уставший от участия в бесконечных избирательных кампаниях в регионах, обронил фразу: "Села там небольшие - по 3 - 4 тысячи жителей". "Страшно далеки" от народа иные теоретики, если за мелочь считают такие веси, весьма населенные по среднерусским меркам.
Был поднят вопрос и о том, почему закон не учитывает региональную специфику, на что С.Н. Самойлов гордо заявил: "Мы не можем писать законы под каждую область". Вообще-то, у нас страна огромная, отличия территорий колоссальные, да и государство, согласно Конституции, федеративное. Очевидно, что учет региональной специфики уже скоро станет поводом для первоочередных поправок к закону.
При случае С.Н. Самойлов упомянул целую гору зарубежных законов, положенных в основу нашего нового, российского. Скроенность по западным меркам частенько просвечивает сквозь его замысловатые строки. К примеру, бичуя наших соотечественников за иждивенчество, один из политконсультантов в президиуме "круглого стола" в запале брякнул:
- В Америке общины сами обустраивали свою жизнь столетия назад. Они даже храмы себе сами строили и пользуются ими по 250 лет.
Когда слышишь такое, не знаешь: смеяться или плакать? Бедную матушку-Русь уже упрекают в том, что церкви не могли строить ее общины. Какая клевета! Но всё это звучит на официальных мероприятиях, в присутствии руководителей СМИ двух десятков областей Центральной России. Какой же тогда бред несут прозападные политтехнологи в своем кругу, когда их приглашают за обильный стол щедрые дяди из-за бугра? Нет на них управы, нет современного Ивана Сусанина (кстати, костромича), который завел бы в болото эту говорливую рать да там и оставил.

[color=blue]ХОДИМ ПО КРУГУ[/color]
Конечно, понятно стремление перенасытившейся нефтедолларами Москвы переложить на плечи провинциалов наши вечные проблемы с текущими крышами, "нетекущими" водопроводами. Модно стало говорить: вы в доме живете, вы его и ремонтируйте. Если для городского жителя это более или менее понятно, то где деревне наскрести денег на водопровод (а они по всей России ныне бесхозные), на дороги, на все прочее?
Министр печати Московской области С.Н. Моисеев, прослушав несколько выступлений, усмехнулся:
- Вы говорите о демократии. А неужели не знаете, что она начинает работать только там, где средняя зарплата не ниже 600 долларов в месяц?
Московские политологи тут же бросились в спор:
- В Европе демократия сложилась несколько веков назад, когда уровень жизни был куда ниже, чем у нас в России сейчас.
Началась бурная дискуссия (вспомнили почему-то голодные бунты в Европе прошлых веков). В итоге пришли к более или менее единому мнению: если граждане не будут участвовать в управлении, не будет никакой надежды на рост доходов. Решать проблему бедности и вовлечения людей в управление надо одновременно.
Участник семинара из Липецка с тревогой поделился своими впечатлениями о состоявшейся в Костроме встрече:
- У меня такое ощущение, что мы ходим по кругу. Десять лет назад я участвовал во всероссийском совещании по местному самоуправлению. Оно проходило в Кремле, выступали Ельцин, Солженицын. Пафоса было много, идей - море. Все мечтали благодаря новым законам вывести Россию на столбовую дорогу. Да, в 1995 году был принят закон о самоуправлении. Почему сейчас все кому не лень говорят, что он был никчемный и не работал? Мы в Липецкой области все обустроили в соответствии с ним (помните статью Солженицына "Как нам обустроить Россию"?). А теперь сменилась команда политиков, и новые делают вид, что начинают все с чистого листа. Нас опять заставляют ломать то, что есть. Надо хоть иногда вспоминать свою недавнюю историю. Иначе мы обречены блуждать по кругу.
(Голос из зала: "Это просто новый виток развития по спирали".) Да, живуч он, зуд реформаторства. Кому не хочется войти в историю спасителем Отечества?! Это особенно режет глаз в Костроме, городе, стоявшем у истоков русской государственности, городе монастырей, купечества, льняной промышленности. Опять отбрасываем старое, опять спешим, опять объявляем революцию с 1 января...
Но есть и другая крайность: стремление ничего не менять, выжидать, надеяться на авось. Лучше пойти по среднему пути: читать новый закон с карандашом в руке, думать, считать, готовиться к его внедрению. Иначе, как остроумно заметил начальник управления по связям с муниципальными образованиями Костромской обладминистрации Сергей Гайкалов, "нынешняя управленческая элита проснется 1 января 2006 года никому не нужной".
Конечно, костромской чиновник имел в виду прежде всего своих земляков. Но учиться, действительно, лучше всего на чужих, а не на своих ошибках.
Алексей КОНДРАТЕНКО.
Кострома - Орел.
Декабрь 2004 г.


08.12.2004 08:35

Похожие новости

В Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А. Шолохова состоялась презентация книги "Фольклор земли Орловской" профессора Валентина Костина и его учеников Ольги Бережной, Ирины Бутримовой, Эльвиры Сальниковой.  

Сегодня на память приходят события конца 80-х прошлого века. Разгар перестройки. Ленинград. Собчак и его команда. Бесконечные митинги возле каждой станции метро, на площадях, в очередях и везде, где только есть скопление людей... И, конечно, СМИ. Это "600 секунд" Александра Невзорова, газета "Смена" и океан демократических малотиражек. Крик, скорее даже ор. Все клянут власть, все друг друга обвиняют во всех смертных грехах и... ненавидят.  

Анна не пыталась врать, изворачиваться, выдумывать версии. Через знакомых она узнала, в какую туристическую фирму лучше обратиться, и сразу к ним: "Мне нужна путевка, чтобы остаться за границей. Помогите устроить".  

В Санкт-Петербурге раз в два месяца выходит журнал Союза писателей России "Невский альманах". Главный редактор журнала Владимир Скворцов в мае был делегатом проходившего в Орле писательского съезда. Отражением орловских творческих встреч стал третий (шестнадцатый) номер "Невского альманаха". На его обложке - фото нашего памятника Тургеневу, на страницах - выступления на писательском съезде губернатора Орловщины Е.С. Строева, председателя СП России В.Н. Ганичева, секретаря питерской писательской организации Ивана Сабило.  

С 13 по 15 октября в г. Болхове проходил научно-практический семинар, посвященный новым формам и методам работы с населением, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В работе семинара приняли участие представители МЧС России, администраций Орловской, Брянской, Тульской, Калужской областей, общественных организаций и научно-исследовательских учреждений, занимающихся проблемами, связанными с этой крупнейшей в истории человечества техногенной катастрофой. Мероприятие проходило на базе Болховского центра социально-психологической реабилитации населения. Место проведения семинара выбрано не случайно, ведь в 1986 году около 80% территории Болховского района оказалось в зоне радиоактивного заражения.