ОФИЦИАЛЬНО


Работа над бюджетом еще не закончена

В областном Совете народных депутатов продолжается работа над проектом закона "Об областном бюджете на 2005 год". Он принят пока в первом чтении, второе, и окончательное, чтение планируется на конец декабря. За оставшееся время депутаты совместно с коллегией администрации области должны доработать законопроект, внести необходимые изменения и поправки. О том, как идет работа над бюджетом, мы беседуем с председателем комитета по бюджету, налогам и экономической реформе Л.В. УДАЛОВОЙ:



- Говоря об областном бюджете на 2005 год, следует прежде всего отметить, что он, равно как и консолидированный бюджет области, сформирован в соответствии с новыми положениями Бюджетного и Налогового кодексов РФ, новой бюджетной классификацией доходов и расходов бюджетов, требованиями федеральных законов от 4 июля 2003 года №95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 22 августа 2004 года №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также с основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и Орловской области на 2005 год и на период до 2007 года, вследствие чего он кардинально отличается от бюджета текущего года как по структуре, так и по объемным показателям.
После рассмотрения законопроекта в первом чтении областной бюджет определен по доходам в сумме 5 млрд. 839,7 млн. рублей, или 120,5 процента к уточненному плану и 107,7 процента к ожидаемому исполнению текущего года. Из общей суммы доходов 1 млрд. 401,5 млн. рублей составляют безвозмездные поступления из федерального бюджета, из которых:
- 1 млрд. 5,9 млн. рублей - дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (953,5 млн. рублей) и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ (52,4 млн. рублей);
- 154,2 млн. рублей - субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг по федеральным категориям граждан (128,6 млн. рублей), на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния (12,9 млн. рублей) и на обеспечение социальной поддержки лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" (12,7 млн. рублей);
- 241,4 млн. рублей - субсидии на финансирование дорожного хозяйства (110 млн. рублей) и на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению льгот ветеранам труда и труженикам тыла (96,5 млн. рублей) и по государственным пособиям гражданам, имеющим детей (около 34,9 млн. рублей).
Исходя из указанных доходов и необходимости реализации закрепленных за областью бюджетных полномочий расходы планируется осуществить в объеме 6 млрд. 381,6 млн. рублей, или 128 процентов к плановым расходам текущего года и 126,5 процента к их ожидаемому исполнению. Другими словами, проект бюджета составлен с дефицитом в объеме около 542 млн. рублей, или 12,2 процента собственных доходов областного бюджета при допустимых 15 процентах. Источниками погашения дефицита определены кредиты и уменьшение остатков средств бюджетов, потому как получения в течение 2005 года других каких-либо существенных внеплановых источников доходов, к сожалению, пока не предвидится.
Доходная часть бюджета сформирована в новой бюджетной классификации, поэтому большая часть доходов первоначально концентрируется в областном бюджете, а затем передается местным бюджетам на исполнение их полномочий в виде дотаций, а на исполнение региональных (областных) и федеральных полномочий - в виде субвенций, чего не было в таких объемах в бюджете текущего 2004 года.
В то же время в 2005 году область теряет 1,5 процента налога на прибыль, водный налог и налог на рекламу - платежи ушли в федеральный бюджет. Местные бюджеты теряют около половины собственных доходов.
- Как формируется расходная часть бюджета?
- Отличительной особенностью расходной части как областного, так и консолидированного бюджетов области на 2005 год является то, что расходы предусмотрены с учетом произошедших изменений в разграничении расходных полномочий между бюджетами разных уровней в связи с принятием Федерального закона №122-ФЗ, а также поправками к Бюджетному и Налоговому кодексам.
К расходным бюджетным полномочиям области как к субъекту РФ отнесены социальная политика и общее образование в части выплаты заработной платы, обеспечение учебных расходов, платежи за неработающее население в ТФОМС, детские пособия и выплаты ветеранам, субсидирование граждан на оплату содержания жилья и коммунальных услуг. При этом поступления из федерального бюджета, так называемые трансферты или дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, ожидаются даже на 24 млн. рублей меньше, чем в текущем году.
Предусмотренные расходы позволяют сохранить и оптимизировать действующую сеть бюджетных учреждений, обеспечить ее функционирование, осуществить выполнение других мероприятий социальной направленности.
В расходах бюджета учтены:
- увеличение заработной платы работникам организаций бюджетной сферы на 20 процентов, оплата которых устанавливается по Единой тарифной сетке с сохранением повышенных на 25 процентов окладов, а также льгот по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам, работающим и проживающим на селе;
- размер ежемесячного пособия на опекаемых детей, детей-сирот в сумме 1952 рубля;
- монетизация льгот ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, выплаты пособий гражданам, имеющим детей;
- передача финансирования из местных бюджетов на областной бюджет учреждений среднего специального образования;
- расходы на оплату коммунальных услуг на уровне натуральных лимитов по договорам с индексацией тарифов: по газу - в 1,23 раза, электроэнергии - в 1,52 раза, водоснабжению - в 1,1 раза, теплоэнергии - в 1,16 раза.
- Какие основные функциональные разделы бюджета можно выделить?
- Все расходы бюджета 2005 года разделены по 11 крупным функциональным разделам против 19 разделов в бюджете текущего года. Сокращение и укрупнение разделов связаны с новой бюджетной классификацией и четкой привязкой их к основным функциям и сферам деятельности государства. При этом бюджет сохраняет свою социальную направленность.
По разделу "Образование" расходы областного бюджета составят свыше 599 млн. рублей, в том числе около 402 млн. рублей - по управлению общего и профессионального образования. Рост к расходам бюджета 2004 года - более чем на 80 процентов.
В консолидированном бюджете расходы на образование составят в целом 2 млрд. 345 млн. рублей, из них только 872 млн. рублей местные бюджеты обеспечат собственными средствами: это полностью дошкольное образование, содержание школ и опека.
На заработную плату работникам образования и учебные расходы, методическую литературу местные бюджеты получат в соответствии с Федеральным законом №95-ФЗ субвенцию из областного бюджета в сумме 1,1 млрд. рублей.
Свыше 138 млн. рублей против 115,6 млн. рублей, ожидаемых в текущем году, планируется направить по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации".
Расходы по разделу "Здравоохранение и спорт" составят около 985 млн. рублей, в том числе по подразделу "Здравоохранение" - 904,8 млн. рублей (в консолидированном бюджете - 1,2 млрд. рублей), из которых 496 млн. рублей - платежи из областного бюджета на неработающее население ТФОМСу, также относящиеся к бюджетным полномочиям области.
Расходы по разделу "Социальная политика" возрастают в следующем году до 991 млн. рублей против 570 млн. рублей, ожидаемых в текущем году, или на 75 процентов.
- 471,3 млн. рублей составят расходы бюджета по компенсации льгот и оплате коммунальных услуг ветеранам войны и труженикам тыла, из них только 96,5 млн. рублей (20,5 процента) компенсируется в виде субвенций бюджету области из федерального бюджета. Расходы по данной статье бюджета возрастают против аналогичных расходов в 2004 году более чем в 5,5 раза. Это очень существенно и накладно для бюджета, учитывая монетизацию этих и других льгот гражданам;
- 65,2 млн. рублей планируется направить на выплаты и пособия гражданам в соответствии с Законом Орловской области "О статусе многодетной семьи и мерах ее социальной поддержки" против 47 млн. рублей в текущем году;
- 101,6 млн. рублей потребуется расходов из областного бюджета на выплату ежемесячных пособий на ребенка гражданам, имеющим детей, с частичным возмещением этих расходов (34,9 млн. рублей, или 34 процента) из федерального бюджета;
- 11,1 млн. рублей составят субсидии на предоставление мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
Кроме этого, в бюджете предусматривается около 128,6 млн. рублей на оплату жилищно-коммунальных услуг по федеральным категориям граждан и 12,7 млн. рублей - на обеспечение социальной поддержки лиц, награжденных знаком "Почетный донор России", с возмещением этих расходов из федерального бюджета.
Финансирование социальных программ, а их в бюджете 13, в силу ограниченности финансовых ресурсов предусмотрено неполное, на уровне текущего года в общей сумме 21,5 млн. рублей.
В целом по социальному блоку расходов совокупная доля расходов бюджета 2005 года по сравнению с ожидаемым исполнением бюджета текущего года возрастет с 39,1 процента до 56,7 процента и составит 3 млрд. 617,8 млн. рублей против 1 млрд. 974,7 млн. рублей расходов, ожидаемых в текущем году.
Всего же расходы на социально-культурную сферу в консолидированном бюджете области должны составить порядка
4 млрд. 935 млн. рублей, или 63 процента всех расходов.
- Каким складывается соотношение областного бюджета и бюджетов муниципальных образований?
- Межбюджетные трансферты, или финансовая помощь бюджетам муниципальных образований, планируются в объеме
1 млрд. 886,2 млн. рублей, или с ростом почти на 50 процентов против ожидаемых расходов по данному разделу в текущем году.
Межбюджетные отношения в 2005 году между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований будут строиться на принципиально новой основе с учетом новых положений, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ в области регулирования межбюджетных отношений, с сохранением отдельных элементов их традиционного регулирования, а также с учетом требований 95-го,
131-го и 122-го федеральных законов.
В целом складывающаяся система межбюджетных отношений направлена главным образом на обеспечение социальной защищенности и равного доступа населения области к бюджетным услугам и социальным гарантиям, на оптимальное использование налогового и ресурсного потенциалов муниципальных образований и обеспечение их устойчивого экономического развития.
Взаимоотношения между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований будут формироваться на основе распределения регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований в виде финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, сформированного в объеме 427,5 млн. рублей, и целевых субвенций из регионального фонда компенсаций, сформированного в объеме 1 млрд. 458,7 млн. рублей, с целевым направлением средств на:
- финансовое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего образования области в сумме 1 млрд. 106,8 млн. рублей, или почти 76 процентов расходов фонда;
- предоставление населению адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 164 млн. рублей;
- на содержание учреждений социальной защиты населения и социальную помощь малоимущим гражданам в сумме 151,1 млн. рублей;
- на содержание органов местного самоуправления по вопросам социальной защиты населения и на осуществление федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния соответственно в суммах 28,3 млн. рублей и 8,6 млн. рублей.
Естественно, чтобы сохранить и обеспечить эффективное функционирование всей социально-культурной сферы области и органов местного самоуправления, потребовалось жестко ограничить расходы по другим расходам бюджета.
Меньше, чем в текущем году, запланированы расходы на государственную власть и органы местного самоуправления.
В связи со снижением ставок по банковским кредитам не планируется выделение средств фонду поддержки малого предпринимательства и Ассоциации фермерских (крестьянских) хозяйств.
Только 12 млн. рублей оставлено на поддержку транспорта, работающего по госзаказу на убыточных маршрутах на пригородных перевозках пассажиров.
Субсидии на финансирование сельского хозяйства составят всего лишь около 140 млн. рублей, или 71 процент от плановых объемов на эти цели в текущем году.
Расходы на капитальные вложения за счет средств областного бюджета планируются на уровне 162 млн. рублей, что ниже ожидаемого исполнения за 2004 год. Мы хорошо понимаем, что решить все проблемы на должном уровне данным бюджетом очень сложно, поэтому коллегия администрации области совместно с депутатским корпусом постоянно работают над вопросом привлечения в область новых инвесторов с целью создания новых производств и увеличения на этой основе доходной базы бюджетов, которая позволит более успешно решать стоящие перед областью социально-экономические задачи.
С учетом предложений депутатов и профильных комитетов областного Совета народных депутатов отдельные показатели проекта бюджета могут быть уточнены, но в целом надо отметить, что для бюджетных учреждений, для всех работающих в бюджетной сфере, пользующихся поддержкой малообеспеченных граждан бюджет более социально ориентирован, чем бюджет текущего года.

Интервью вел Сергей ГОГОТОВ.


18.12.2004 09:05

Похожие новости

Губернатору области вручен почетный знак Совета Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма" 10 декабря в Москве в ходе 141-го заседания Совета Федерации Федерального собрания РФ, накануне празднования Дня Конституции России, состоялась первая торжественная церемония награждения почетным знаком Совета Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма".  

11.12.2004 10:13

депутатов Орловского областного Совета народных депутатов к Президенту Российской Федерации, Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о необходимости ограничения роста цен на горюче-смазочные материалы на внутреннем рынке  

Пожалуй, ни одна из тем последнего времени не вызывает такого социального резонанса, как проблема льгот. Точнее, их замены денежными выплатами. За ответами на возникающие у представителей старшего поколения вопросы мы обратились к управляющему отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области Николаю Михайловичу Баранчикову.  

В минувшую пятницу под председательством Н.А. Володина состоялось тридцать третье заседание областного Совета народных депутатов. Центральным на нем стало обсуждение блока социальных законопроектов. Вопрос этот касается материального обеспечения льгот, которые по федеральному законодательству должны финансироваться в регионах.  

Вчера состоялось заседание коллегии администрации области, которое провел губернатор Орловской области Е.С. Строев.