КУЛЬТУРА


Когда тебя ждут в закулисье

Журналистика и драматургия - понятия, как мне кажется, не очень далеко стоящие друг от друга. Тот, кто работает в этих сферах деятельности, должен пропускать через сердце каждую строку. Но что сделает журналист, который написал пьесу и ее принял для постановки театр? Конечно, он расскажет читателям газеты о своих новых впечатлениях. Ведь нередко журналисты в соответствии с редакционным заданием примеряют на себя различные профессиональные роли. А тут... как-то само собой получилось.



[color=blue]ПОД ОПЫТНЫМ ВЗОРОМ МАСТЕРА[/color]
Когда художественный руководитель Орловского областного театра кукол Владимир Сергейчев предложил мне написать пьесу в стихах по мотивам словацкой народной сказки о двенадцати месяцах, я была счастлива. Он - личность неординарная. Один только факт - ему довелось учиться у великого, признанного во всем мире кукольника С.В. Образцова - говорит о многом. Именно Сергейчев стал первым читателем моего либретто к опере "Золушка" и одобрил его (премьера "Золушки" - автор музыки композитор Ирина Хрисаниди - состоялась в 2002 году в Орловской музыкальной школе имени Калинникова).
Пьесу "Корзина с фиалками" художественный руководитель утвердил во втором варианте. И начались читки. Присутствуя на них, я старалась сделать пьесу более мелодичной, убрать не замеченные ранее погрешности. Когда произведение звучит в ролевой вариации профессионалов, сразу видишь, где и что нужно откорректировать. По просьбе Сергейчева, режиссера-постановщика будущего спектакля, дописывала реплики своим героям. Я училась: репетиции стали для меня настоящей театральной мастерской.
Когда Владимир Сергеевич входил в азарт, становился похожим на многоруко-многоногое существо, вовсю жестикулировал, подбегал к артистам, говорил быстро. Внимая ему, актеры то замирали, то от души смеялись над мгновенно создаваемыми
худруком забавными образами, то делали пометки возле строк текста.
"Кошка у нас - существо практичное, деловое, жизнь повидавшее. Меньше кошачьих ужимок! Играть нужно не животное, а человека!" - говорил Сергейчев.
Окинула взглядом два состава артистов - двенадцать человек. Вот актрисы, которым досталась роль Машеньки, - Зоя Серова и Галина Самойлова. Совершенно разные. Одна помоложе, другая постарше. И голоса их звучат по-разному. Главная героиня, сохраняя основной стержень, унаследует от каждой из "мам" что-то особенное. И не будет на спектаклях одинаковой. Такая же судьба ожидает большинство других персонажей. Над кошкой Мурлыкой "шефствуют" Любовь Чекмарeва и Марина Груздева; Мачеха - под крылышком у Татьяны Легкобит и Галины Сидоровой; Фекле покровительствуют Раиса Овсянникова и Светлана Комарова; воспитанием Купца и Марта поочередно занимаются Владимир Козлов и Дмитрий Филев... Лишь у Января и Февраля по одному наставнику. Это Владимир Смирнов и Владислав Востриков.
- Уже почти все куклы готовы! Скоро будем работать с ними! - на этой радостной ноте закончилась очередная читка.

[color=blue]МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА[/color]
Когда я узнала, что писать музыку к спектаклю будет композитор Евгений Дербенко, очень обрадовалась: ведь мы сотрудничаем более трех лет, и наши песни слышали орловцы.
Он прочел стихи "Зима", сочиненные мной для финала спектакля, и принес на диске музыку. Здорово! Но... в песне появился припев. "Здесь припев не был задуман", - сказала я осторожно. "Какая песня без припева", - хитро улыбнулся композитор. Сочинила шесть необходимых строк. Композитор одобрил. И тут же пошел в наступление: мол, в первом куплете "величали Зимой" нужно заменить на "называли Зимой" - так слушается проще. Натиску не поддалась. Слово отстояла. "Мерзлым хлебом с прозрачной ладони угощала Зима снегирей..." - словно четки, перебирал Дербенко слова. - Лучше - "теплым хлебом". - "Теплым" - нельзя!" - "Почему?" - "Потому что - Зима!" - "Мерзлым" - плохо поется!" - "Тогда... "свежим хлебом". - "Хорошо".
- Утверждена финальная песня, - объявил на следующей репетиции Сергейчев. - Она, на мой взгляд, удалась.

[color=blue]ВОЛШЕБНИЦА[/color]
У главной "феи", иначе - главного художника театра кукол Любови Жмакиной, широко распахнутые миру глаза. За дверью ее кабинета проводят свои первые дни "новорожденные" герои сказок. Это она, являясь художником-постановщиком "Корзины с фиалками", придумала, какая будет прическа у Мачехи, какую модель костюма выбрать для Купца... Больше всего меня очаровала Фекла. Руки сразу же потянулись к рыжеволосой девчонке с задорно вздернутыми вверх косичками. Я, конечно, помнила, что немало страданий эта героиня принесет Машеньке, но знала и то, что в конце сказки она станет доброй. Машеньке Жмакина подарила синий платочек. А ещё - косу золотую. Взяла в руки Мурлыку. Ее изумрудный взгляд был внимателен. И вдруг зрачки вспыхнули красным светом! По пьесе они должны были загораться, когда Мурлыка злится. Но все произошло так неожиданно, что я вздрогнула. На что это я нажала? А, вот переключатель! Тронула его снова. Кошка успокоилась...
Любовь Евгеньевна рассказала, что деревья задумано подвесить на нитях, что придаст им некоторую подвижность, как и должно быть в природе. Еще предполагается снегопад. И - новый ход: фон на сцене планируется менять при помощи разноцветных жалюзи. Ожидаются и другие сюрпризы.

[color=blue]ПОСЛЕСЛОВИЕ[/color]
До премьеры осталось совсем немного! Завтра ждем юных зрителей в театре кукол.
Тамара НЕСТЕРОВА.


22.12.2004 08:27

Похожие новости

В Орловском областном музее изобразительных искусств открылась выставка живописи Ольги Душечкиной. В экспозиции представлено более двадцати морских пейзажей, выполненных художницей в этом сезоне.  

Делом своей жизни народный мастер России Т.А. Маслова считает создание кружев, обучение молодежи этому народному промыслу. ...Вьется тонкая нить, издают нежный мелодичный перестук деревянные палочки-коклюшки. Уследить за ними и уловить какую-то систему в мелькании пальцев Татьяны Александровны не могу. Да это и неудивительно, ведь плетение кружев - ремесло непростое, ему обучаться надо не один год.