КУЛЬТУРА


Актёр и его душа

Актёр театра "Свободное пространство" Сергей Горбачёв - один из самых обожаемых орловской публикой. У него целая армия поклонников. Девчонки, словно бабочки на огонь, летят на его романтический образ. Ещё бы: чёрные локоны, карие глаза!



Однако красивых много , а вот интересны из них далеко не все. Сразу скажу: Сергей Горбачёв - человек необычный, тонкий, глубокий. Потому так хорошо ему удаются роли, где нужно погружение в глубину, где характер героя сложен, а образ неоднозначен.
Помню своё потрясение от роли слепого парня Дональда (спектакль "Эти свободные бабочки"), которую Серёжа сыграл, будучи студентом актёрского курса ОГИИК. Я верила ему, видела перед собой в самом деле лишённого зрения человека - ранимого, одинокого, но сильного и гордого.
- Я целую неделю общался с незрячими, - говорит Сергей, - специально ездил к ним, наблюдал. Я учился слепоте, замечал, как обостренно эти люди воспринимают звуки, запахи, какие чуткие у них руки.
Он сам дома подолгу сидел с закрытыми глазами и слушал улицу: вот проехала машина, вот к окну прилетела птица...
- Любая роль чему-то учит, что-то оставляет в душе. Чему научил тебя Дональд?
- Ценить то, что тебе дано. Терпеть не могу нытиков, которым всегда всего мало, у которых всегда "всё плохо". Вот кто по-настоящему и слеп, и глух, и глуп.
А может быть, они просто никогда не знали настоящей боли, не стояли на краю пропасти по имени Одиночество? Как, например, мальчишка из спектакля "Лови удачу, Жеспер!" У Сергея Горбачёва так натурально получается роль маленького, заброшенного всеми ребёнка.
Кстати, актёр ни в одной своей роли не допускает напыщенности и кривляний. Напыщенность и кривлянья - удел середнячков. А Горбачёв выше этого.
Не боюсь переборщить с комплиментами, поскольку знаю, что герой моего материала придирчив к себе. Может быть, даже слишком придирчив.
Есть люди, для которых высшей жизненной целью является овладение мудростью, достижение гармонии, познание устройства мира. Кажется, Сергей Горбачёв именно из таких. Он спокойно относится к деньгам, в меру честолюбив. Неприятности, которые встречаются ему на пути, старается воспринимать как уроки, как опыт, а не как наказание.
Судьба уже успела попробовать его на зуб. Выстоял. Не спрятался в тёплый и тёмный кокон. Может быть, только стал осторожней и строже... Артисту нельзя становиться толстокожим, он по сути своей - существо вообще без кожи. И у него есть чуткая, восприимчивая душа, которую надо умудряться одновременно и беречь, и тратить.
- Профессия актёра вообще парадоксальная, - говорит Горбачёв и добавляет мудреную фразу: - Когда всё есть, и в то же время ничего нет.
- А ты об этой профессии мечтал с детства?
- Нет, хотя порой развлекал друзей и даже выходил на сцену в составе КВН-команды. А театр... Видимо, это судьба. Сам по сей день не могу понять, но помню тот момент, когда словно повело в его сторону. К тому времени я уже освоил совершенно другую, далёкую от театра, профессию.
Сергей ушёл из школы, закончив девять классов, и поступил в 16-е профессиональное училище (специальность - мастер отделочных работ).
- И что, в Орле есть места, в которых ты успел поработать как мастер-отделочник?
- Конечно. Например, морг. Я там плитку укладывал.
- И видел мертвецов?
- Видел. Поначалу было страшно и очень грустно. Потом привык. Видимо, человек со временем ко многому привыкает.
- А к чему привыкнуть нельзя?
- К подлости, к глупости. Это всякий раз удивляет.
А вот что удивляет в самом Горбачёве, так это причудливое сочетание в нем уличного хулигана и благородного рыцаря. Всё это проявляется в манерах, в речи. Его благородство столь неожиданно для нашего времени, в котором так много воинствующего плебейства.
В нем живёт не показное, не отработанное, а, по всей видимости, врождённое эстетство, которое заметно в каждой роли. Характерен в этом смысле его Белый Клык в одноимённом спектакле. Восхищает психологичность и пластичность, с которыми Сергей играет волка.

Волки - это вообще эталон пластичности, выносливости, сочетания грации и силы. Волк у многих народов мира - существо не только харизматичное, но даже мистическое.
Это, наконец, символ человека смелого, но ... глубоко одинокого, гонимого толпой. Он - другой, отвергнутый, непонятый, отвечающий на ненависть беспощадностью.
Всё это актёр смог передать одной лишь только пластикой и мимикой. А от волка и не надо ждать каких-то слов, им надо просто любоваться.
В самом Сергее тоже порой чувствуется что-то волчье (и на груди на шнурке у него висит волчий клык), но по энергетике он - существо светлое. Хотя, говорят, характер у него довольно сложный.
Он и роли любит, чтобы у героев судьба была понеправильней, а образ посложнее. Особенно нравилось работать актёру над ролью Петра в "Последних", сэра Эндрю в "Двенадцатой ночи", Чёрта в "Хапуне".
Его "хапунский" Чёрт - конечно, зло и тьма. Но там, в этой тьме, порой мелькает маленький огонёк человечности.
Одно из любимых произведений Сергея - "Фауст" Гёте.
- Ну и кто тебе более интересен, Фауст или Мефистофель? - спрашиваю.
- То, что происходит между ними, - отвечает он.
Сейчас Сергей Горбачёв работает над новой (главной) ролью. Режиссёр
А.А. Михайлов ставит спектакль "Рыбак и его Душа" (по О. Уайльду).
- Сергей - актёр с сильным лирико-драматическим началом, - говорит Александр Алексеевич, - он очень наблюдателен и серьёзно относится к тому, что делает.
Произведения Уайльда всегда таинственные, многопластовые. В "Рыбаке..." есть пласт религиозный, философский, психологический. И всё, конечно, крутится вокруг любви. С одной стороны, драматическое пиршество для актёра, с другой - чрезвычайно серьёзная задача.
Думаю, Сергей Горбачёв с этой задачей справится. Он - упрямый. Он - талантливый.
Анжела САЗОНОВА.


14.01.2005 08:30

Похожие новости

Журналистика и драматургия - понятия, как мне кажется, не очень далеко стоящие друг от друга. Тот, кто работает в этих сферах деятельности, должен пропускать через сердце каждую строку. Но что сделает журналист, который написал пьесу и ее принял для постановки театр? Конечно, он расскажет читателям газеты о своих новых впечатлениях. Ведь нередко журналисты в соответствии с редакционным заданием примеряют на себя различные профессиональные роли. А тут... как-то само собой получилось.  

В Орловском областном музее изобразительных искусств открылась выставка живописи Ольги Душечкиной. В экспозиции представлено более двадцати морских пейзажей, выполненных художницей в этом сезоне.  

Делом своей жизни народный мастер России Т.А. Маслова считает создание кружев, обучение молодежи этому народному промыслу. ...Вьется тонкая нить, издают нежный мелодичный перестук деревянные палочки-коклюшки. Уследить за ними и уловить какую-то систему в мелькании пальцев Татьяны Александровны не могу. Да это и неудивительно, ведь плетение кружев - ремесло непростое, ему обучаться надо не один год.