ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


На страже государственной казны

Перед налоговой службой сегодня стоят сложные и ответственные задачи, от успешного решения которых во многом зависят стабильность России, её социально-экономическое развитие. Накануне профессионального праздника мы встретились с руководителем Управления Федеральной налоговой службы России по Орловской области государственным советником Российской Федерации III класса В.В. КОЛЕСНИКОВЫМ.



- Владимир Васильевич, что сегодня налоговики считают главным в своей работе?
- Любое государство немыслимо без бюджета. Ведь бюджет - это социальные и пенсионные выплаты, различные пособия и субсидии, строительство жилья и дорог, школ, больниц, городских коммуникаций. Налоговые органы - одно из центральных звеньев в механизме пополнения бюджета, а значит, наш труд - залог экономического развития страны, осуществления социальных гарантий и достижения благополучия россиян. Судите сами: за 9 месяцев налоговики области пополнили бюджетную систему поступлениями налогов и сборов в размере 16,5 млрд. рублей. Это на 32,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из общего объёма платежей, собранных на территории нашего региона, в областной и муниципальные бюджеты перечислено 8,5 млрд. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в январе-сентябре 2007 года; платежи в государственные внебюджетные фонды возросли в 1,3 раза.
В структуре поступлений 51% (8,5 млрд. руб.) занимает консолидированный бюджет субъекта, 25% (4,1 млрд. рублей) - платежи во внебюджетные фонды, 24% (3,9 млрд. рублей) - федеральный бюджет.
Сложившиеся темпы, по нашим прогнозам, сохранятся до конца текущего года. И в целом за 2008 год бюджетная система получит порядка 23 млрд. рублей, что в 1,3 раза больше, чем в 2007 году.
- Налоговые платежи растут, а какова ситуация с задолженностью?
- Благодаря целенаправленной работе объём задолженности по налоговым платежам постоянно снижается. Так, за 9 месяцев текущего года по сравнению с началом года она снизилась на 200 млн. рублей. Выполнено в целом требование Минфина по сокращению задолженности по сравнению с базовым периодом -
1 января 2005 года: она снижена более чем на треть, или на 2,25 млрд. рублей. Эффективность погашения задолженности на всех стадиях взыскания на 1 октября 2008 года составила 45,74% - на 13,3% выше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Не нужно забывать, что больше половины всей суммы задолженности приходится на предприятия, находящиеся в процедурах банкротства - сейчас их 290, с суммой задолженности 2,3
млрд. рублей. В четвёртом квартале будут завершены процедуры банкротства и списано задолженности на сумму не менее 500 млн. рублей.
- Сегодня в прессе широко освещается тема финансового кризиса. Считаете ли вы, что неплатежи будут расти?
- Мы заранее предпринимаем меры, чтобы не допустить потерь бюджета. В управлении создан ситуационный центр - координационный орган, в состав которого вошли опытные сотрудники - для повышения эффективности деятельности налоговых инспекций, принятия оперативных решений при возникновении ситуаций, имеющих значительные последствия для исполнения доходной части бюджета и влияющих на финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Сейчас ведутся усиленный контроль и ежедневный мониторинг перечислений в бюджет банками, что позволяет оперативно выявить "зависшие" платежи. Осуществляются проверки кредитных организаций по своевременности перечисления ими налоговых платежей, а также контроль в случаях, когда денежные средства с расчетного счёта списаны, но не перечислены на счета по учёту доходов бюджета. Налоговыми органами уделяется особое внимание уточненным декларациям по налогам, в которых плательщики уменьшают свои налоговые обязательства.
- В прошлом году ФНС России опубликовала 11 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые налоговики используют для проведения выездных проверок. Сейчас опубликован новый, двенадцатый, критерий. Расскажите о нём.
- В дополнение к уже используемым критериям Федеральная налоговая служба создает механизм открытого информирования налогоплательщиков о рисках применения отдельных схем ведения финансово-хозяйственной деятельности. Новый критерий так и называется: "Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском". Налогоплательщик получил возможность самостоятельно проанализировать результаты хозяйственной деятельности, оценить налоговые риски и предпринять меры для выхода из зоны налогового контроля.
Федеральная налоговая служба продолжает политику открытого диалога с налогоплательщиками, направленную на предупреждение налогового нарушения, а не на применение фискальных мер. Именно для этого и были созданы критерии. Налоговая служба целенаправленно и достаточно долго шла к тому, чтобы отказаться от тотальных проверок в пользу контроля в зонах риска.Наша цель - побудить плательщика добровольно отказаться от сокрытия налоговой базы и минимизации налога на прибыль, добровольно уточнить налоговые обязательства. В противном случае налогоплательщик рискует попасть в список объектов выездной налоговой проверки, а тогда уже ему придётся кроме налогов заплатить ещё и суммы штрафных санкций и пени. У налоговых органов имеется достаточный потенциал методов и механизмов, позволяющих выявить все схемы минимизации налоговых платежей.
- Организация или предприниматель, ознакомившись со списком схем, обнаружили, что работают по схожей схеме. Что они могут предпринять?
- Таким налогоплательщикам мы предлагаем представить уточнённые декларации, приложив к ним пояснения. Они нужны для того, чтобы налоговый орган получил возможность учесть предпринятые налогоплательщиком меры по снижению налоговых рисков и, например, исключить его из плана проверок. То есть такая декларация будет свидетельствовать о том, что налого­плательщик, возможно, усмотрел в своих действиях признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды или какие-то недоработки при документальном оформлении осуществлённых операций и предпочёл добровольно исключить налоговые риски таких операций.
Кроме того, с целью побуждения налогоплательщиков к уплате всех причитающихся налогов проводятся мероприятия по легализации объектов налогообложения. Специально созданные комиссии проводят разъяснительную деятельность, добиваясь, чтобы работодатель добровольно показал реальные доходы и вывел заработную плату из тени. Почти 80% убыточных предприятий, заслушанных на комиссиях в 2008 году, свои финансовые результаты исправили добровольно: 40% от количества заслушанных отразили прибыль в декларациях, 20% снизили убытки за 2007 и 2008 годы. Удельный вес убыточных организаций по итогам первого полугодия 2008 года сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти на 5% и составил 16,8%. Но и эта цифра значительна. Вот где кроются наши резервы, и эту работу мы будем совершенствовать. Тем более что, как показывает многолетняя практика и зарубежный опыт, в условиях надвигающегося кризиса многие захотят использовать такую ситуацию для ухода от налогообложения. Под пристальным контролем будут находиться налогоплательщики, не уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в течение четвёртого квартала 2008 года и первого квартала 2009-го.
Можно уверенно констатировать, что большинство плательщиков, ранее заявлявших убытки, делают выбор в пользу прозрачных методов осуществления деятельности. За 9 месяцев 2008 года представлено почти в два раза больше уточнённых деклараций, чем в 2007 году, а сумма скорректированных в сторону увеличения налоговых обязательств возросла почти в 5 раз. И как результат - налог на прибыль продолжает укреплять свое лидирующее положение по темпам роста. Его поступление в консолидированный бюджет составило порядка 3,2 млрд. рублей, в 1,6 раза превысив показатели аналогичного периода прошлого года.
В результате выявления и пресечения "конвертных" схем ухода от налогообложения с начала 2008 года более 76% работодателей, из заслушанных на комиссиях, увеличили налоговую базу за счёт повышения заработной платы до среднего уровня по отрасли. Ещё 133 плательщика в результате проведенной с ними разъяснительной работы задекларировали рост налоговой базы с фонда оплаты труда без приглашения на комиссию. По нашей оценке, дополнительные поступления "зарплатных" налогов по итогам работы комиссии за 9 месяцев 2008 года превысили 135 млн. рублей, что положительно сказывается на динамике поступлений единого социального налога. Темп поступления ЕСН в федеральный бюджет и внебюджетные фонды превысил рост фонда оплаты труда и составил 132,6%. Высокая динамика наблюдается и по налогу на доходы физических лиц. Его платежи в 1,4 раза превысили уровень аналогичного периода 2007 года и составили около 3,7 млрд. рублей, что почти на 6% превышает темпы по России. По сравнению с темпами роста фонда оплаты труда и среднемесячной заработной платы опережение по НДФЛ составляет соответственно 11,7 и 10,2%.
- Владимир Васильевич, деятельность вашей службы оценивается ещё и по результатам проведенных проверок. Каковы показатели за 9 месяцев 2008 года?
- Из года в год повышается эффективность контрольной работы. За 9 месяцев этого года нам удалось доначислить по результатам проверок более 1,3
млрд. рублей, это почти на четверть больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Доначисления по выездным налоговым проверкам возросли в 1,9 раза. При этом мы держим на контроле ход взыскания доначисленных сумм, результаты рассмотрения и принятия мер в соответствии с действующим законодательством органами внутренних дел в отношении налогоплательщиков, нарушивших налоговое законодательство.
- Если раньше налогоплательщики могли обратиться со своей проблемой в суд, то с 1 января 2009 года налоговые споры обязательно должны рассматриваться в досудебном порядке вышестоящим налоговым органом. Готовы ли к этому налоговики?
- Действительно, с 1 января 2009 года вступает в силу норма Федерального закона № 137 от 27.07.2006 года, в соответствии с которой предусматривается обязательный порядок досудебного обжалования в вышестоящем налоговом органе решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение такого правонарушения.
За 9 месяцев 2008 года нашим управлением было рассмотрено 167 жалоб и заявлений физических и юридических лиц, из которых 54 жалобы были полностью или частично удовлетворены.
Количество исков налогоплательщиков в суды, связанных с применением налогового законодательства, за 9 месяцев 2008 года в целом по области снизилось на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля налогоплательщиков, обратившихся в суд с обжалованием материалов проверок после прохождения досудебного порядка рассмотрения налоговых споров, снизилась на 6,5%. Также можно отметить, что в этом году по сравнению с аналогичным периодом 2007 года удельный вес споров, рассмотренных судом в пользу налогоплательщиков, снизился почти на 14%, или на сумму 83 млн. рублей.
- В последние годы несколько раз менялась структура налоговых органов. Какова ситуация с обеспеченностью техникой и подготовкой специалистов, чтобы идти в ногу со временем?
- Да, структура налоговых органов постоянно оптимизировалась, укрупнялись инспекции, организована работа по функциональному признаку. Сегодня у нас в области семь межрайонных инспекций и две районные в городе Орле, всего девять, а восемь лет назад их было 29.
Особое внимание уделялось проведению мероприятий по модернизации налоговых органов области, эффективности налогового администрирования и обслуживания налогоплательщиков, которые достигались за счет использования новых технологий и качества предоставляемых услуг.
За последние два года скорость передачи информации увеличилась в 2 раза, появились дополнительные спутниковые каналы. Связь между инспекциями по городу Орлу осуществляется по оптоволоконным линиям. С 2006 года обновлен качественный состав серверов, а обеспеченность компьютерной техникой на базе не ниже Pentium-4 к фактической численности работников составила 100%.
В целях повышения эффективности аналитической работы по соблюдению плательщиками налогового законодательства и совершенствования процедур налогового контроля специалисты налоговых органов используют федеральные информационные ресурсы ФНС России.
Кроме того, во всех инспекциях с 2004 года внедрен новый программный комплекс электронной обработки данных - "ЭОД-местного уровня", который позволил на порядок улучшить и систематизировать обработку данных в инспекциях, увеличить скорость ввода и обработки информации.
В электронном виде по каналам связи осуществляются переписка и обмен информацией между нашим управлением и ФНС России, а также управлением и инспекциями. К системе телекоммуникационной службы полностью подключены все территориально обособленные рабочие места (ТОРМ) межрайонных налоговых инспекций, которые находятся в районах, где нет налоговых инспекций. В связи с этим были изменены функциональные обязанности сотрудников, работающих на ТОРМах. Теперь они посредством удаленного доступа к базам данных инспекций в реальном времени выполняют те же функции по регистрации документов и вводу данных, что и сотрудники центрального офиса инспекций.
Кроме того, в рамках действующего законодательства заключены соглашения и осуществляется информационный обмен в электронном виде с различными государственными учреждениями и организациями, в том числе с федеральными службами: таможенной, регистрационной, статистической, управлением ГИБДД; государственными фондами: пенсионным, социального страхования, медицинского страхования, областными и местными органами власти.
В ближайшее время будет внедрена единая служба каталогов, система управления и мониторинга, единое хранилище данных, которые позволят владеть полной информацией о работе всех налоговых органов России.
Значительными темпами развивается система представления налогоплательщиками налоговой и бухгалтерской отчётности в налоговые органы области в электронном виде. На 1 октября 2008 года в налоговые органы представляли отчётность в электронном виде 94,4% организаций, в том числе 55,4% - по телекоммуникационным каналам связи, и 97% индивидуальных предпринимателей, в том числе по каналам связи - 60,3%. Число организаций, представляющих отчётность по каналам связи, по сравнению с соответствующим периодом 2007 года увеличилось в 2,3 раза, индивидуальных предпринимателей - в 4,2 раза. Соответственно расширяется сфера предоставления налогоплательщикам электронных сервисов. По сравнению с тем же периодом 2007 года число информационных услуг, предоставленных налогоплательщикам в электронном виде, увеличилось почти в 3 раза.
С каждым годом возрастает квалификация работников налоговых органов. Ежегодно у нас не менее трети общего состава государственных служащих проходит обучение, причём с использованием новых технологий - Интернета, ведомственной ТВ-сети и дистанционного обучения.
Думаю, именно благодаря такому интенсивному подходу к организации работы налоговых органов мы можем добиваться ежегодного роста поступлений на 20 - 30%.
- Владимир Васильевич, что бы вы хотели пожелать своим коллегам накануне профессионального праздника?
- Служба в налоговых органах была и остаётся сложной, она требует терпения и профессионализма. Семнадцать лет мы стремимся воспитывать добросовестных налогоплательщиков, обладающих чувством гражданской ответственности. Мы не наивные мечтатели и знаем, что ещё немало будет желающих поживиться за счёт государственной казны, минимизировать налоги неправедным путём. Но постепенно большинство граждан осознает, что, только уплатив налоги, они могут рассчитывать на поддержку государства. Нам с вами предстоит долгая и кропотливая информационная, разъяснительная, контрольная работа. Пусть она приносит только удовлетворение и желание достигать новых вершин.
Накануне праздника хочется пожелать всем сотрудникам налоговых органов высокого профессионализма и выполнения поставленных задач. Пусть сбывается всё задуманное, а проблемные ситуации благополучно разрешаются, пусть в ваших коллективах царит атмосфера сплоченности и взаимопонимания. Здоровья вам и благополучия в семьях!
Беседу вела
Ирина САПРОНОВА.


18.11.2008 07:17

Похожие новости

У Контрольно-счетной палаты Орловской области - знаменательная дата. Вот уже в течение десяти лет она стоит на страже интересов областного бюджета. О становлении Контрольно-счетной палаты, ее месте в системе контрольных органов нашего региона, о сути работы мы попросили рассказать ее председателя В.Ф. Курганникова.  
Всероссийский день призывника установлен Распоряжением Президента РФ от 12 ноября 1992 года "в целях повышения общегосударственной значимости и престижа воинской службы, улучшения военно-патриотического воспитания молодежи". Этот праздник отмечается ежегодно 15 ноября и по традиции совпадает с осенним призывом в ряды Вооруженных сил. В этот день военкоматы проводят специальные консультации для родителей призывников, организуют встречи молодежи с ветеранами, посещения воинских частей.  
Иерсиния ... Красивое слово. Наверное, так могли звать древнегреческую богиню или экзотический цветок, а может быть, звезду на небосклоне. Но ситуация оказывается гораздо прозаичнее: под мелодичной оболочкой слова скрывается серьёзное кишечное инфекционное заболевание, которым страдают и человек, и животные. Причем если по всей Орловской области отмечено общее снижение заболеваемости кишечными инфекциями, то коварный иерсиниоз составляет неприятное исключение. И в Орле, и в области зафиксирован рост этой инфекции.  
Как уже сообщалось в нашей газете, в течение двух дней в области работала выездная коллегия Министерства сельского хозяйства РФ. В работе коллегии принимали участие министр сельского хозяйства РФ А.В. Гордеев, губернатор Орловской области Е.С. Строев, представители Минфина и Минэкономразвития РФ, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представители Россельхозакадемии, заместители губернаторов и руководители аграрных департаментов 20 регионов РФ, а также руководители крупнейших свиноводческих предприятий страны.  
Песня с такими словами не раз звучала в зрительном зале орловского ТЮЗа, где праздновалось 150-летие автомагистрали Москва-Харьков. И даже получасовая задержка начала торжества из-за отсутствия света не омрачила замечательного настроения дорожников, собравшихся здесь со всей Центральной России - из Москвы и Тулы, Белгорода и Орла, Курска и Железногорска, Горшечного и Плавска.