26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Наша газета недавно рассказывала о замечательной крестьянской семье Рыданских из Хотынецкого района. Анатолий Михайлович всю жизнь отпахал механизатором, его супруга Валентина Фёдоровна - дояркой на ферме. Да ещё какой - она кавалер ордена Трудовой Славы III степени!
Всегда на подворье Рыданских было полно живности. А когда ветераны труда ушли на заслуженный отдых, личное их подсобное хозяйство буквально расцвело: сегодня в их "колхозе" пара коров, поросята, птица. В умелых да заботливых руках Валентины Фёдоровны каждая бурёнка даёт по 25 килограммов молока в сутки.
"Белое золото" Рыданские, увы, почти рыдая, сдают на один из молокозаводов по 6 рублей 40 копеек за литр. При этом жирность молока выше базисной. Производителям остаётся довести жирность ценного продукта питания до 2,5 процента, запаять его в полиэтиленовый пакет и выложить на прилавок по цене 25 - 29 рублей за пакет.
Вот такой нехитрый бизнес на мозолях и за счёт кошелька трудолюбивых крестьян - тысяч таких вот рыданских.
Не преувеличим, назвав подобный подход унижением крестьянского труда. Селяне говорят в таких случаях ещё проще - это издевательство. Те, кому надоедает взывать к помощи чиновников и сбывать перекупщикам молоко за гроши, пускают скот под нож...
Кому от такой аграрной политики польза? Кому угодно, только не государству, у которого ушлые "предприниматели" без труда уводят деньги прямо из-под носа.
Несомненно, пока наиболее надёжным и, что особенно важно, честным посредником между мелким сельским товаропроизводителем и прилавком остаётся потребительская кооперация. Её "передовые отряды" добираются до самых отдалённых, затерянных в полях сёл-деревень. Как следовало из отчёта председателя совета ОПО "Союз Орловщины" В.Н. Найдёнова на недавнем заседании коллегии области, сегодня в системе потребкооперации - 697 магазинов, 40 объектов мелкорозничной сети, 96 предприятий общественного питания, 10 рынков, 9 ярмарочных площадок, 24 приёмозаготовительных пункта, 19 предприятий хлебопечения, 5 цехов по производству безалкогольных напитков, 1 колбасный цех, 6 кондитерских, 5 - по производству рыбной продукции, 2 цеха полуфабрикатов и 4 - по производству макаронных изделий.
Согласитесь, отрадная статистика. И вся эта мощная, многоплановая система задействована на обслуживании 340 тыс. человек, проживающих в сельской местности.
Оборот розничной торговли организаций потребкооперации за 8 месяцев этого года сложился в сумме 1195,4 млн. рублей.
В структуре продаж 75,9?% занимают продовольственные товары, их внутригрупповой ассортимент становится более широким. Что очень важно - отмечается увеличение продажи молочной и плодоовощной продукции. При этом растёт реализация продукции местного производства - её доля увеличилась до 55?%.
В этом году возросла доля непродовольственных товаров, которая в структуре товарооборота составила 24,1?%. В разрезе товарных групп наибольший рост дали строительные товары (в 3 раза), ковровые изделия (в 6,5 раза) и ювелирные изделия (в 24 раза!).
Эта информация насторожила проводившего заседание коллегии губернатора области Е.С. Строева: столь стремительный рост товарооборота стройматериалов, изделий из золота - не в ущерб ли продовольственной составляющей?
Ответ В.Н. Найдёнова, заявившего, что за счёт непродовольственной группы товаров намного проще увеличить товарооборот, похоже, не устроил губернатора. Конечно, куда проще и выгоднее продать несколько золотых колец, чем возиться с переработкой закупленного у населения мяса или молока. Но сейчас, когда совершенно не ясно, каким боком выйдет нам финансовый кризис, нужно во что бы то ни стало удержать цены на основные продукты питания на рынках.
Между прочим, сегодня, как говорится, "выпала фишка" в пользу "мелкого" прилавка. Крупные торговые сети, как на игле, сидящие на кредитах, испытывают серьёзные проблемы с новыми займами - банки дают их неохотно и под "кусачие" проценты.
По словам В.Н. Найдёнова, муниципальные власти Орла, Мценска, Ливен и других городов и райцентров области охотно идут навстречу сельхозтоваропроизводителям и переработчикам, предоставляя места для торговли на улицах и площадях. А рынки и ярмарки системы потребительской кооперации остаются одним из важных звеньев в торговом обслуживании населения Орла и области. Кстати, они обеспечивают трудовую занятость почти пяти тысячам предпринимателей.
В ходе реализации Федерального закона "О розничных рынках" ранее действовавшие рыночные объекты, не соответствующие требованиям закона, были преобразованы в иные формы торговли. По состоянию на 1 января 2008 года в реестр розничных рынков Орловской области внесены 10 розничных рынков, управляющими компаниями которых стали потребительские общества. На них, а также девяти ярмарочных площадках системы потребкооперации сегодня занято 4378 торговых мест из имеющихся 5112. При этом значительное их количество выделено местным товаропроизводителям для реализации своей сельхозпродукции.
Это же относится и к главному рынку области - Центральному в Орле. На его территории - 2,4 тыс. торговых мест. За последние годы здесь существенно улучшены условия труда торговцев. Реконструировано основное здание, построено 430 навесных павильонов. Сегодня на Центральном рынке есть порядка 500 свободных мест по всем группам товаров - от мяса до плодоовощной продукции.
Традиционными для Орла стали и осенние ярмарки "Хлебосольный выходной". Горожане привыкли к тому, что каждую субботу и воскресенье на Комсомольской площади, улицах Октябрьской и Маринченко кооператоры Болховского, Глазуновского, Кромского, Орловского, Новосильского, Урицкого и других районов торгуют закупленными у населения мясом, картофелем, овощами, а также продукцией, изготовленной на собственных перерабатывающих предприятиях.
Свежая и качественная продукция кооператоров пользуется у горожан устойчивым спросом - дневная выручка составляет порядка 300 тысяч рублей. В этом году "Хлебосольный выходной" уже пополнил кооперативный товарооборот почти на 3,5 млн. рублей.
Выгода подобных ярмарок очевидна всем: и горожанам, которые имеют возможность покупать по доступным ценам качественную, экологически чистую местную продукцию, и кооператорам, и сельхозтоваропроизводителям, у которых не болит голова о сбыте выращенного своими руками урожая или мясо-молочной продукции.
Начальник управления торговли и потребительских ресурсов департамента аграрной политики Орловской области В.П. Агапов тоже отметил, что ярмарки выходного дня довольно популярны среди жителей Орла. Кроме всего прочего, это возможность товаропроизводителям, предприятиям потребкооперации напрямую, без всяких посредников встретиться с покупателями.
- Мы пробовали запустить четвёртую площадку - в Железнодорожном районе Орла, - сказал Владимир Петрович, - но она оказалась невостребованной.
Он привёл такие показательные цифры: на последней ярмарке на Комсомольской площади "за прилавок стали" 28 предприятий - местные мясокомбинаты, молокозаводы, птицефабрики, были и фермеры со своей продукцией, 19 предприятий торговали на ул. Октябрьской и 10 - на Маринченко. Такие ярмарки, пока сохраняется неплохая погода, считает В.П. Агапов, надо проводить.
Кстати, погожая осень-2008 позволила даже вернуться к уличной торговле разливным молоком. В Орле сегодня определено для этого 38 торговых точек. И практически все они заняты. Опять же молоко напрямую - без сумасшедших накруток - идёт от товаропроизводителя к потребителю. Понятно, и цены здесь ниже, чем в магазине.
Надо всячески способствовать оживлению работы кооперативной системы, отметил Е.С. Строев, поскольку это наиболее близкая и понятная народу рыночная структура, затрагивающая интересы непосредственно первичного сельхозтоваропроизводителя. "Там, в глухой деревне, в небольшом районном центре кооператоры находят крестьянина, закупают у него продовольствие по максимально приемлемой для него цене, а затем недорого продают горожанам, смягчая таким образом обстановку на продовольственном рынке", - сказал Егор Семёнович.
Таким же образом, целенаправленно, отметил губернатор, надо поддерживать и развивать торговлю на всех городских рынках, не устраняя при этом уличную торговлю. Только так можно избавиться от посредников, не дать возможность мафиозным структурам завладеть продовольственными товарными потоками и ещё выше затем задрать цены на товары первой необходимости.
- Надо создать самые благоприятные условия для торговли - никаких надуманных поборов, штрафов, запредельных налогов. Не "кошмарить" тех же мелких торговцев, а помогать им, - сказал Е.С. Строев. - И силовым структурам нельзя стоять в стороне - надо постараться уберечь продукцию от перекупщиков, которые с ярмарочных площадей везут её на рынок, где реализуют в два-три раза дороже. Есть такие примеры.
- Мы поддерживали и будем всемерно поддерживать систему потребительской кооперации, а также всех предпринимателей, которые сегодня работают на потребительском рынке области. Давать простор их предприимчивости, снимать бюрократические препоны, облегчать налоговое бремя - вот одна из важнейших задач власти всех уровней, - ещё раз повторил губернатор.
С. НИКОЛАЕВ.
22.11.2008 07:55