ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Бюджетный вопрос

В последнее время в отдельных региональных средствах массовой информации активно муссируется тема состояния экономики нашего региона. Особую остроту публикациям по этой тематике придаёт мировой финансовый кризис. Ряд электронных и печатных средств массовой информации делает неуклюжие попытки провести экономический анализ положения дел в реальном секторе экономики Орловской области, оценить состояние бюджетной системы, социальной сферы.



При этом зачастую от квалифицированного экономического и финансового анализа подобные "труды" находятся очень далеко. Авторы таких публикаций анализируют экономические, финансовые процессы вне общеизвестных мировой науке экономических законов, как правило, сознательно выдёргивая то или иное явление или статистические данные из контекста, интерпретируя их на свой, популистский, лад, переворачивая всё с ног на голову в нарушение логики экономических законов, закономерностей финансового и статистического анализа. В последнее время стало модным проводить межрегиональные сравнения, при этом, к сожалению, авторы подобных сравнений в большинстве случаев сравнивают несопоставимые показатели, не учитывая региональной специфики. К сожалению, на людей непосвящённых, не обладающих специфическими знаниями в экономике, финансах, статистике, подобная "экономическая аналитика" производит "неизгладимое" впечатление. А публикаций, способных объективно прояснить реальную ситуацию, не так уж много.
Отдельными средствами массовой информации активно провозглашается тезис о том, что экономика Орловской области находится в стадии стагнации. При этом аргументация не выдерживает критики.
Мы обратились к руководителю департамента финансовой политики Орловской области Валентине Григорьевне Щипковой с просьбой рассказать, за счет каких источников пополняется областной бюджет, как расходуется. Согласитесь, интересно оценить экономическое развитие нашего региона посредством самого основного индикатора - бюджета, проанализировав его исполнение за 9 месяцев. Ведь именно от того, насколько успешно работает экономика региона, и прежде всего реальный сектор, зависит состояние доходной части бюджета, её наполняемость.
- Валентина Григорьевна, насколько наша область самодостаточна в финансовом плане? Насколько мы зависим от поступлений из федерального бюджета?
- Давайте обратимся к цифрам. За 9 месяцев текущего года в областной бюджет поступило доходов в общей сумме 11 млрд. 341,5 млн. рублей, что на
3 млрд. 540,4 млн. рублей больше, чем за аналогичный период 2007 года. При этом собственных доходов получено
6 млрд. 540,4 млн. рублей, или 140,3 % к аналогичному периоду прошлого года. Из общего объёма поступлений из федерального бюджета субвенции и субсидии, т. е. строго целевые финансовые средства на выполнение переданных федеральных полномочий, софинансирование отдельных мероприятий по поддержке сельского хозяйства, средства, полученные областью по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ, и ряд других составили 2 млрд. 110,7 млн. рублей, поступления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности составили 2 млрд. 33,3 млн. рублей.
Таким образом, без учёта целевых субвенций и субсидий из федерального бюджета уровень самофинансирования в областном бюджете по итогам 9 месяцев составляет 76,3 %. При этом следует учитывать, что план поступлений в область дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Министерством финансов практически исполнен, а собственные доходы будут поступать до конца года, и в результате уровень самофинансирования значительно повысится.
- Какие же доходные источники формируют собственную доходную базу областного бюджета?
- Это на 99% налоговые доходы, т.е. те обязательные, установленные Налоговым кодексом платежи, которые уплачивают предприятия с полученной прибыли, имеющегося имущества, работодатели - с полученного работниками дохода, малый бизнес - в зависимости от вида деятельности.
Основные бюджетообразующие налоги - на прибыль и на доходы физических лиц. За 9 месяцев текущего года в областной бюджет поступило налога на прибыль в сумме
2 млрд. 449,4 млн. рублей, что составляет 80,8% годового плана. По отношению к аналогичному периоду прошлого года темп роста данного налога составил 151,4%. Прирост составил 832,1 млн. рублей. Такой существенный прирост свидетельствует о значительном увеличении прибыли предприятий Орловской области. А прибыль - это результат работы реального сектора экономики.
Налог на доходы физических лиц поступил в областной бюджет в объёме 2 млрд. 212,2 млн. рублей, с ростом к аналогичному периоду прошлого года 706,6 млн. рублей, или 146,9%, что свидетельствует о росте реальной заработной платы.
Также существенны поступления налога на имущество организаций. Он поступил в областной бюджет в сумме 576,9 млн. рублей. Таким образом, уже на 1 октября годовой план поступлений данного налога исполнен на 92,2%. К аналогичному периоду 2007 года прирост составил 191,6 млн. рублей. Темп роста - 149,7%.
К сожалению, есть в доходах областного бюджета и "ложка дёгтя". Определённые трудности мы имеем с акцизами, и прежде всего с акцизами на спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию. По отношению к аналогичному периоду прошлого года в целом по акцизам мы недополучили 1,3 млн. рублей, а план 2008 года исполнен на 62,3%. Основной причиной снижения поступлений акцизов является сокращение объекта налогообложения, т.е. снижение реализации подакцизных товаров. В результате снижается налоговая база и как следствие - меньше уплачивается акцизов.
Ну и наконец единый налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения. Это налог, который платит в областной бюджет малый бизнес. За 9 месяцев в областной бюджет поступило 287,2 млн. рублей данного налога. Темп роста к аналогичному периоду 2007 года составил 150,3%, прирост - 96 млн. рублей.
Кто же обеспечил такое хорошее исполнение областного бюджета за 9 месяцев по собственным доходам, если не реальный сектор экономики?
Приведём несколько социально-экономических показателей, которые, по сути, и составляют основу положительной динамики доходов областного бюджета.
За январь - сентябрь 2008 года индекс промышленного производства составил 106,1% (без учёта инфляции), при этом рост объёма отгруженных товаров собственного производства в действующих ценах составил 118%. На развитие экономики и социальной сферы области направлено 19 млрд. 500 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что на 29% больше, чем за аналогичный период 2007 года. Темп роста реальной заработной платы одного работника составил 116,4%.
Именно развитие реального сектора экономики, увеличение объёмов промышленного производства, инвестиции в основной капитал дают прибыль, заработную плату, вновь вводимые основные фонды, т.е. объекты налогообложения, для уплаты налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций. Следствием роста малого бизнеса является увеличение поступлений единого налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения.
Все перечисленные данные и закономерности объективны и очевидны.
- Да, положительная динамика налоговых поступлений в областной бюджет хорошо заметна. А как обстоит дело на уровне муниципальных образований?
- Здесь наблюдаются аналогичные тенденции. По налогу на доходы физических лиц в целом по муниципалитетам получено 1 млрд. 462,7 млн. рублей, темп роста к аналогичному периоду 2007 года составил 142,8%. Лидерами по динамике поступлений НДФЛ являются: Колпнянский район - 141,1%, Корсаковский район - 159,8%, Кром­­­­ской район - 172,4%, Ливен­ский район - 158,9%, Орловский район - 148,1%, Покровский район - 159,4%, Урицкий район - 156%. Следует отметить, что налог на доходы физических лиц формирует около 60 процентов собственных доходов местных бюджетов.
У подавляющего большинства сельских районов по итогам исполнения местных бюджетов за 9 месяцев наблюдается положительная динамика поступлений земельного налога. К аналогичному периоду прошлого года темп роста составил от 102,2% в Шаблыкинском районе, до 154,4% в Малоархангельском районе. В четыре раза возросли поступления данного налога в Хотынецком районе. В целом по всем муниципалитетам к уровню прошлого года темп роста составил 108,8%.
Существенно, в 1,5 раза к уровню прошлого года в целом по муниципальным образованиям, возросли поступления арендной платы за землю. К примеру, в г. Мценске - в 2,5 раза, в Знаменском районе - в 1,5 раза, в Колпнянском районе - в 4,6 раза, в Корсаковском районе - в 15,6 раза, в Краснозоренском районе - в 3,7 раза, в Новосильском районе - в 4,7 раза, в Урицком районе - в 1,7 раза.
Единый налог на вменённый доход, который платит в местные бюджеты "совсем маленький" бизнес (парикмахерские, кафе), исполнен в целом по муниципальным образованиям с темпом роста к уровню прошлого года в 107,2%.
Рост поступлений собственных доходов в бюджеты муниципалитетов - это результат работы прежде всего значительного числа инвестиционных проектов, которые вот уже несколько лет работают на территории Орловской области, главным образом в сельских районах, создавая там производство, рабочие места, инфраструктуру, т.е. жизнь, которой так порой не хватает в российской глубинке.
- Как выполняются расходные обязательства областного бюджета?
- Значительный объём поступлений собственных доходов в областной бюджет позволил эффективно и рационально исполнить принятые расходные обязательства. За 9 месяцев текущего года общий объём расходов областного бюджета составил 10 млрд. 422,3 млн. рублей, темп роста к аналогичному периоду 2007 года составил 134,8%, прирост в абсолютной сумме - 2 млрд. 688,9 млн. рублей.
Расходы на образование составили 769 млн. рублей, что на 167 млн. рублей больше к аналогичному периоду 2007 года. Темп роста расходов на культуру, здравоохранение и социальную политику к уровню прошлого года составил 143,2%, 147,5%, 153,2% соответственно. В абсолютной сумме расходы на культуру составили 178,6 млн. рублей, здравоохранение - 876,8 млн.рублей, социальную политику - 1 млрд. 706 млн. рублей.
За 9 месяцев текущего года местным бюджетам из областного бюджета перечислено 4 млрд. 93,5 млн. рублей, темп роста к уровню прошлого года - 127,4%. Прирост составил 879,8 млн. рублей. Из общей суммы расходов по данному разделу 1 млрд. 429,6 млн. рублей и 198,1 млн. рублей - это расходы на выплату заработной платы в муниципальных учреждениях образования и социальной защиты населения соответственно.
Таким образом, общая сумма расходов на образование за рассматриваемый период составила 2 млрд. 198,6 млн. рублей. В целом же прямые расходы областного бюджета на отрасли социальной сферы, с учётом субвенций и субсидий местным бюджетам на решение социальных вопросов, составили 5 млрд. 353,8 млн. рублей.
В два раза к уровню прошлого года выросли расходы по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство". Главным образом это связано с тем, что наша область в числе первых получила финансовую поддержку из Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья. За 9 месяцев текущего года помимо 388 млн. рублей средств фонда в местные бюджеты направлено 79,4 млн. рублей из 112,2 млн. рублей средств областного бюджета, запланированных по условиям софинансирования с фондом. На сегодняшний день все 112,2 млн. рублей средств областного бюджета в полном объёме перечислены в местные бюджеты.
Расходы на реализацию областной целевой программы капитального строительства, реконструкции и ремонта объектов, финансируемых за счёт средств областного бюджета, составили за 9 месяцев текущего года 951,9 млн. рублей, или 65,8% годового плана. По отношению к аналогичному периоду прошлого года указанные расходы увеличены более чем в 2,5 раза. В рамках данной программы осуществляются капитальное строительство и ремонт объектов социальной сферы, учреждений образования, культуры, здравоохранения (школы, поликлиники, больницы, музеи и т.д.).
Расходы по разделу "Национальная экономика" составили 1 млрд. 595 млн. рублей, с темпом роста к уровню прошлого года 113,2%. Это расходы на поддержку местных сельхозтоваропроизводителей как за счёт субсидий из федерального бюджета, так и за счёт средств областного бюджета в рамках софинансирования и программ поддержки села.
Что касается структуры расходов по их экономическому содержанию, то расходы на заработную плату за 9 месяцев текущего года составили
4 млрд. 41,2 млн. рублей (с учётом доли зарплаты в межбюджетных трансфертах и платежах ТФОМС), прирост к уровню прошлого года составил 796,3 млн. рублей. Расходы на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями составили 173,4 млн. рублей, на выплату пособий по социальной помощи населению - 696,6 млн. рублей, платежи за неработающее население в ТФОМС - 495,2 млн. рублей.
Исполнение бюджета по­зволило на должном уровне обеспечить решение основных задач, стоящих перед государственной властью: своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, с учётом повышения на 14% с 1 февраля текущего года, и всех необходимых социальных выплат населению, бесперебойное обеспечение питанием в бюджетных учреждениях, своевременное обеспечение медикаментами медицинских учреждений, обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилого фонда.
Следует отметить, что за период январь - сентябрь текущего года гарантии и поручительства за счёт областного бюджета не предоставлялись, заимствования не производились, бюджетные кредиты не выделялись.
Таким образом, все перечисленные выше цифры, обо­значенные тенденции в исполнении областного бюджета, бюджетов муниципальных образований не могли быть возможны без динамичной работы основы любого бюджета - экономики региона и прежде всего того, что в экономической науке называют реальным сектором экономики, т.е. производства. А всех желающих несознательно или, что хуже, сознательно искажать информацию, делать необоснованные, некорректные выводы мы призываем к профессионализму, объективности и беспристрастности в оценках, - сказала В.Г. Щипкова.

Подготовила
Людмила СТАВЦЕВА.
Фото Сергея МОКРОУСОВА.


03.12.2008 07:07

Похожие новости

Сдаётся нам, в последнее время коммунальщики и их подрядчики-строители каждый день начинают... с молитвы. Взывают к небесам с просьбой продлить, продлить и без того уже феноменально затянувшиеся погожие деньки - ведь на дворе календарная зима. Можно определить с точностью до дня дату, с которой начался отсчёт такой набожности. А с того самого времени, как Орловская область в числе одних из первых регионов получила из госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" деньги на капитальный ремонт жилищного фонда и переселение граждан из ветхих и аварийных домов.  
В Российской Федерации установлен новый профессиональный праздник - День юриста, который отмечается сегодня впервые. День юриста - большой праздник, поскольку он объединяет юристов разных сфер деятельности, которые служат защите прав и свобод граждан и интересов государства.  
Общественная палата Орловской области совместно с Общественной палатой Чеченской Республики провела "круглый стол" на тему "Толерантность в межнациональных отношениях. Противодействие экстремизму. Народная дипломатия в решении проблем современного мироустройства".  
28 ноября в Орловской региональной академии государственной службы состоялось ХIII расширенное заседание регионального политического совета партии "Единая Россия". В работе заседания принимали участие губернатор Орловской области, член Высшего совета партии "Единая Россия" Е.С. Строев, депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, председатель Комитета по делам ветеранов, член Генерального совета Всероссийской политической партии "Единая Россия" Н.Д. Ковалев, депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по делам национальностей С.М. Шоршоров, члены региональной контрольно-ревизионной комиссии Всероссийской политической партии "Единая Россия", секретари местных политических советов, руководители местных исполнительных комитетов Всероссийской политической партии "Единая Россия", главы муниципальных образований г. Орла и районов области, депутаты областного и городского Советов народных депутатов - члены фракции "Единая Россия", руководители фракций "Единая Россия" в районных Советах народных депутатов, ректоры высших учебных заведений, директора средних специальных учебных заведений г. Орла, представители общественных организаций г. Орла, молодежных организаций "Патриоты Орловщины", "Молодая гвардия", движения "Наши".  
28 ноября под председательством И.Я. Мосякина прошло 19-е заседание областного Совета народных депутатов, на котором было рассмотрено сорок вопросов. Главный из них - проект областного бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.