В СТРАНЕ И МИРЕ


Будут ли сокращены сроки службы в Российской армии?

В последнее время в средствах массовой информации активно обсуждается вопрос о сокращении сроков службы в рамках затянувшегося реформирования ВС РФ. Понятно, что каждый призыв поднимает ряд новых вопросов. Законодательство, регулирующее порядок призыва и прохождения воинской службы, меняется. Так, последнее изменение, внесенное в Закон "О воинской обязанности и военной службе", касалось предоставления отсрочки гражданам, обучающимся в государственных (или имеющих государственную аккредитацию) учебных заведениях основного общего и среднего общего образования, пока им не исполнится 20 лет (ранее было до 18). С января 2004 года вступил в действие Закон "Об альтернативной гражданской службе", позволяющий при наличии любых (ранее предусматривалось только при наличии религиозных) убеждений, противоречащих несению военной службы, проходить взамен нее альтернативную - гражданскую.



Сегодня в законодательной среде ставится вопрос о сокращении сроков службы с 2-х до 1 года. Так, еще в прошлом году Московской городской думой по инициативе депутата Владимира Васильева предлагалось внести изменения в федеральное законодательство с тем, чтобы сократить сроки службы по призыву: для солдат-срочников и призванных в армию с офицерским званием - с двух лет до одного года, а для окончивших профильные государственные вузы - с 12 до 6 месяцев, а также наполовину уменьшить время прохождения альтернативной гражданской службы. Произойти это может уже в 2008 году, о чем заявили и президент, и министр обороны Сергей Иванов. Но при условии, что программа перехода на контракт будет успешно выполняться, а законодатели сократят количество отсрочек от призыва.
[color=blue]История[/color]
Вопрос о сокращении сроков службы неразрывно связан с постепенным переходом армии на профессиональную основу, "первой ласточкой" которой стал эксперимент с 76-й Псковской воздушно-десантной дивизией. Поэтому параллельно с вопросом о сроках стоит обратить внимание и на исторический путь, приведший к формированию российской армии по принципу всеобщей воинской повинности.
Прежде всего, из многочисленных исторических документов следует, что военная система России во все времена резко отличалась от западноевропейской.
На Западе основным принципом всей военной системы был принцип вербовки. Служба в первую очередь была источником доходов и лишь потом делом защиты родины. Западноевропейский солдат оставался наемником вплоть до конца XVIII века. В основе же русской армии лежал принцип обязательности - долга защиты Русской земли.
Вооруженные формирования славянских племен появились задолго до образования Древнерусского государства и представляли собой племенные ополчения, созываемые лишь во время войн и походов. В Древнерусском государстве они не являли собой постоянной военной организации. Но и с таким войском полководцы Древней Руси, объединяя усилия дружин и народного ополчения, показывали образцы высокого военного искусства, обеспечивая безопасность границ.
В 1699 - 1705 гг. в России была введена рекрутская повинность, которая выгодно отличалась от наёмно-вербовочной системы комплектования западноевропейских армий. Однако ни рекрутская повинность, ни применявшиеся в других странах системы комплектования вооруженных сил не обеспечивали накопления достаточных контингентов военнообученных резервов для развёртывания массовых армий. Малоуспешными оказались создание военных поселений в России и аналогичные попытки, предпринимавшиеся в других странах. Поэтому начался переход к комплектованию вооруженных сил на основе всеобщей воинской повинности.
В России переход от рекрутской системы к всеобщей (всесословной) воинской повинности был осуществлён в результате военных реформ 60 - 70-х гг. XIX в. Устав о воинской повинности 1874 г. определил призывной возраст в 21 год, общий срок военной службы - 15 лет (на флоте - 10), из них действительная служба - 6 лет (на флоте - 7), в запасе - 9 лет (на флоте - 3). В последующем призывной возраст, общий срок военной службы, а также сроки действительной службы и пребывания в запасе изменялись. Устав предусматривал льготы по образованию, отсрочки по семейному положению и т.д. От военной службы полностью освобождались духовенство, врачи и преподаватели.
После Октябрьской революции 1917 и до лета 1918 года комплектование вооруженных сил Советской Республики осуществлялось на основе добровольного поступления на военную службу. Каждый доброволец обязывался прослужить не менее 6 месяцев. Постановлением ВЦИК РСФСР от 29 мая 1918 года был осуществлён переход к комплектованию вооруженных сил на основе всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян. Декретом ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1923 года был введён смешанный принцип комплектования, закреплённый в сентябре 1925 года общесоюзным Законом "Об обязательной военной службе". По новой системе наряду с кадровыми воинскими частями создавались территориально-милиционные формирования.
К середине 20-х годов оборона страны на 9/10, по заявлению
М. Фрунзе, основывалась на этой системе. Армия состояла из немногочисленных кадров комсостава и сотен тысяч приписных рядовых и сержантов, проходивших военную подготовку по месту жительства без существенного отрыва от производственного труда.
Внешняя и внутриполитическая обстановка во второй половине 1930-х гг. вызвала необходимость изменений в системе комплектования вооруженных сил, которые были закреплены в законе о всеобщей воинской обязанности, принятом в сентябре 1939 года. Новая система комплектования вооруженных сил обеспечила планомерное пополнение и подготовку личного состава накануне и в годы Великой Отечественной войны. В дальнейшем комплектование вооруженных сил осуществлялось на основе Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности" 1967 года. С созданием Вооруженных сил Российской Федерации их комплектование начало осуществляться на основе Федерального закона "Об обороне" 1996 года и Закона "О воинской обязанности и военной службе" 1993 года, согласно которым система предусматривает военную службу по контракту и по призыву по экстерриториальному принципу.
[color=blue]"За" и "против"[/color]
Как военные, так и гражданские юристы в один голос утверждают, что никаких сложностей в переходе с двух лет до одного года службы по призыву нет. Сама система призыва, работа военкоматов не изменится. Как был весенний и осенний призывы, так они и останутся. Могут измениться лишь сроки и сама система подготовки новобранцев в частях. Многие военные говорят о том, что за один год (а для выпускника вуза - за полгода соответственно) хорошего бойца не подготовишь. Утверждение, на мой взгляд, весьма спорное. Как известно, "учебка" - обучение на специально подготовленных для этих целей полигонах, где молодые призывники получают свою военную профессию (например, радиста, снайпера, водителя танка) - длится 3 - 6 месяцев, а дальше начинается непосредственно сама служба. Во время нее, как правило, полученные в учебной части навыки лишь "формально" поддерживаются: понятно, что снайпер в мирное время и при постоянном дефиците боеприпасов ни в кого не стреляет, танкист каждый день на танке не ездит и т.д. Так что боеготовность солдата больше зависит от профессионализма наставников и технического оснащения Российской армии, чем от срока службы.
Тем не менее вполне закономерно, что при сокращении срока службы без изменения требований к численности рядового состава в армию придется призывать вдвое больше молодых людей, чем сейчас. На сегодняшний день ежегодно на службу призывается около 350 000 человек, в случае сокращения сроков службы вдвое нужно будет призвать соответственно около
700 000. Как известно, уже сегодня план по призыву выполняется на 100% не во всех регионах, а с 2006 года мы столкнемся с последствиями демографического спада, или, говоря проще, понижения уровня рождаемости в Российской Федерации. Выход в данной ситуации видится только в параллельном к сокращению сроков службы сокращении количества отсрочек от призыва, увеличении доли служащих по контракту и, конечно, в коренных изменениях политики в области защиты материнства и детства.
Что касается сокращения отсрочек, то в настоящее время Советом Думы принят к рассмотрению законопроект № 161394-3, внесенный группой депутатов (Н.М. Безбородовым, А.С. Куликовым, В.Ф. Дорогиным). Его цель - отказаться от законодательного закрепления необходимости предоставления отсрочки гражданам, проходящим службу в органах внутренних дел, органах и учреждениях системы УИН, федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах, а также педагогическим и медицинским работникам в сельской местности. Эти предложения кажутся мне не совсем обоснованными, так как в указанных выше организациях, а особенно в сельских школах и больницах, наблюдается кадровый дефицит, недоукомплектованность штата сотрудников, и имеющиеся на сегодняшний день отсрочки как раз призваны решать эту проблему на началах добровольности и заинтересованности.
Тем не менее в разбираемом законопроекте есть вполне рациональные предложения, такие, например, как отменить отсрочку лицам, имеющим родственников, нуждающихся в уходе, но не проживающих с ними. Понятно, что только наличие родственников, нуждающихся в уходе, не может являться основанием для отсрочки, если уход за ними не осуществляется. Какие из этих предложений будут одобрены и закреплены законодательно, теперь зависит от народных избранников.
[color=blue]Зарубежный опыт[/color]
На современном этапе в зарубежных странах комплектование вооруженных сил в мирное время осуществляется также путём сочетания добровольного поступления и призыва на военную службу. Добровольцы проходят военную службу на основе контрактов, заключаемых на срок от 3 до 6 и более лет с возможностью последующего продления. При этом добровольно поступить на военную службу могут как мужчины, так и женщины, достигшие призывного возраста (обычно 18 - 19 лет) и прошедшие соответствующие испытания на пригодность к военной службе. Добровольцам предоставляется право выбора войск, а в ряде случаев и места прохождения службы. Для призываемых на военную службу она может продолжаться от 6 до 12 месяцев, редко больше, в зависимости от вида вооруженных сил и рода войск. К примеру, в Швейцарии и Португалии срок призыва составляет четыре месяца, в Словении - 6 - 7 месяцев, в Финляндии, Венгрии и Испании - до 9 месяцев и т.д. Россия пока занимает третье место, после Китая и Кубы (срок призыва в этих странах - три года). В США, Великобритании и Канаде комплектование вооруженных сил осуществляется полностью на добровольной основе.
В общем, положительных моментов при сокращении сроков службы больше, чем отрицательных, однако теоретическое прогнозирование в нашей державе всегда отличалось от реально получаемого результата. Вопрос же обороноспособности страны - это вопрос жизнеспособности всего государства и нации как таковой. Поэтому какие-либо изменения в военной системе должны проводиться продуманно и постепенно.
Илья АЛТУХОВ.


22.01.2005 16:48

Похожие новости

15.01.2005 16:47

В зобу у планеты засвербило, и она приятно чихнула. Вздрогнуло разогретое брюхо, прошла по нему лёгкая, едва слышимая волна. Планете от бодрящего чиха только лучше сделалось, какое-то своё внутреннее напряжение сбросила; а нам, её микробам, каково? Нам та волна, как ядерный взрыв.  

Пять лет назад, 31 декабря 1999 года, узнав о смене власти в Кремле, вряд ли кто из нас мог предсказать, какими для России будут эти годы. Но время идет, ставит новые задачи и предает забвению вчерашние заботы. Пять лет - достаточный срок для подведения итогов, для оценок и самых серьезных выводов. На минувшей неделе в Кремле состоялась пресс-конференция Президента Российской Федерации В.В. Путина для журналистов зарубежных, федеральных и региональных СМИ. На ней президент подвел итоги уходящего года, поделился своим видением внешнеполитических и внутрироссийских проблем и перспектив. На пресс-конференцию был приглашен и представитель "Орловской правды", а всего в ней приняли участие около 500 журналистов (одних только телеоператоров присутствовало более ста).  

Кент Фраер, подпольный владелец мирового авторалли "Париж - Дакар", искал новые трассы. С каждым годом его ралли всё больше увязало в коррупции. Песок с тунисской трассы нагло продавался на сторону, в другие пустыни; пятерых гонщиков прямо на ходу слопали науськанные аллигаторы; а до победного финиша первыми стали доходить совсем не те участники - какие-то нераскрученные "Камазы".  

После распада СССР информацию о жизни своих бывших сограждан большинство россиян стало узнавать только с экранов телевизоров. Эта информация часто носила и носит определенный политический и экономический подтекст. Это и понятно: кому-то надо создать определенное мнение о республике, кто-то старается подавить своих конкурентов в ближнем зарубежье.  

В конце прошлого года Президент России В.В. Путин подписал Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления", который вступит в силу 1 января 2006 года. Теперь на карте страны появятся тысячи муниципальных образований, имеющих границы и обособленные бюджеты. Нововведения уже сегодня требуют большой подготовительной работы.