КУЛЬТУРА


Тургеневский "Нахлебник" на болгарской сцене

Не так давно из Болгарии вернулся художественный руководитель академического театра им. Тургенева Б.Н. Голубицкий. В течение 35 дней орловский режиссер ставил на сцене театра "Васил Друмев" (г. Шумен) спектакль по пьесе И.С. Тургенева "Нахлебник". 2009 год объявлен в России годом Болгарии. Но орловско-болгарская театральная дружба имеет уже почти двадцатилетнюю историю. Началась она, по словам заместителя художественного руководителя театра по репертуару О.М. Нестеровой, в 1991 году, когда установились контакты с театром Разграда - города-побратима Орла.



10 лет назад завязались связи с художественным руководителем театра г. Шумена - Радой Спасовой. Это были мастер-классы, бенефисы, обменные гастроли. В разные годы режиссер Б.Н. Голубицкий знакомил болгарскую публику с работами орловских актеров, поставил на сцене друзей шесть спектаклей, в том числе и по пьесе А. Островского "Волки и овцы" с Радой Спасовой в роли Мурзавецкой.
Постановка в шуменском театре тургеневской пьесы не случайна. Болгары особенно трепетно относятся к этому русскому классику, ведь он сделал героем своего романа "Накануне" болгарина. Это первая постановка пьесы "Нахлебник" в Болгарии. Постановка спектакля значится первым пунктом в договоре о творческом сотрудничестве орловского театра с театром "Васил Друмев" на 2009-2011 годы. Новый директор и художественный руководитель театра Илия Раев оправдал надежды орловских и болгарских театров о продолжении дружбы и после смерти Рады Спасовой. В планах сотрудничества с болгарским театром еще множество мероприятий: мастер-класс в Шумене
Б.Н. Голубицкого, постановка в Орле современной болгарской пьесы, творческая конференция "Новая болгарская драма", обменные гастроли, совместное участие театров в Днях славян­ской письменности и культуры, которые так любимы болгарами. В рамках орловско-болгарской дружбы планируется провести традиционные Каменские чтения на тему "Каменские на Балканах". Дело в том, что Каменские - генерал-фельдмаршал Михаил Федотович и его сыновья Сергей и Николай были участниками русско-турецких войн, которые, как известно, велись за освобождение Болгарии.
Нам удалось встретиться с главным режиссером и художественным руководителем Орлов­ского академического театра
им. Тургенева Б.Н. Голубицким, который рассказал о своей последней поездке в Болгарию.
- Борис Наумович, расскажите, как вам работалось с болгарскими артистами?
- Это уже шестой спектакль, который я ставлю в Болгарии, поэтому со многими артистами я был уже знаком. Все спектакли, которые я ставил на болгарской сцене, были по пьесам Островского, теперь же мне предстояло ставить Тургенева, из-за чего было немного тревожно, найдет ли Иван Сергеевич отклик в болгарских сердцах? Но все опасения были напрасны. Каждый из артистов гармонично вошел в свою роль. У нас получился настоящий ансамбль. Репетиции были очень интенсивными, ведь времени было отведено совсем мало. Исполнитель главной роли Кузовкина - известный болгарский актер театра и кино Илия Добрев - проявил необычайную стойкость и упорство. Он был буквально заряжен энергией пьесы, в роли Кузовкина он "лично присутствовал". Работа была необычайно дружной. Никаких языковых барьеров не было.
- Чем болгарский "Нахлебник" отличается от "Нахлебника" орловского?
- В болгарском "Нахлебнике" мы немного сместили акценты. Мы усилили тему утраты духовности в современных людях, так как, на мой взгляд, она сейчас особенно актуальна. Спектакль получился другой. Я не старался повторять мизансцены, копировать орловскую постановку. Даже название мы придумали другое, так как прямой перевод слова "нахлебник" на болгарский язык не совсем удачно отображает смысл и идею пьесы. Название родилось уже на последних репетициях: "Горчив хляб" ("Горький хлеб").
- Как встретили болгарские зрители ваш спектакль?
- Это первая премьера моего спектакля в Болгарии, на которой я присутствовал. Обычно приходилось уезжать раньше. Болгары - крохотная нация, но удивительно интеллигентная. Они старательно оберегают свою национальную культуру, язык. Шумен называют театральной колыбелью Болгарии - ведь именно в этом городе 15 августа 1856 года, через сто лет после рождения российского профессионального театра, состоялось первое настоящее болгарское театральное представление. Шуменский театр носит имя Васила Друмева - замечательного писателя XIX века - эпохи болгарского возрождения. Постановка "Нахлебника" была хорошо принята в Болгарии. Съехалось очень много гостей из других болгар­ских городов, из Румынии. На премьере зал был переполнен. В театр прибыли не только губернатор и мэр Шумена, центральная болгарская пресса и телевидение, но и генеральный консул России в Болгарии, который сказал буквально следующее: "То, что ваш спектакль делает для сохранения братских отношений русского и болгарского народа, не заменит деятельность тысячи консулов". Встречали очень тепло и дружественно. На память об этой постановке труппа болгарского театра устроила мне символическое обручение с их сценой - вручили перстень с гладким и черным, как сцена, камнем. Все это было очень трогательно. Очень интересна традиция шуменского театра: в день премьеры дорожка, ведущая из-за кулис на сцену, усыпается свежими листьями, вокруг стоят чаны со святой водой, которой эти листья окропляются перед выходом актеров на сцену. Артисты уверяют, что после такого выхода спектакль играется особенно искренно...
Марьяна МИЩЕНКО.


13.03.2009 07:08

Похожие новости

12 марта исполнилось бы 70 лет известному советскому певцу Аркадию Дмитриевичу Звездину, больше известному как Аркадий Северный. Весной 1980 года он умирал в одиночестве в пустой ленинградской квартире. Диагноз, который поставили врачи "Скорой помощи" популярнейшему певцу, в любые времена звучит устрашающе: гипертоническая болезнь с атеросклерозом и тяжелая форма дистрофии. Удивительная судьба! Артист, который имел бы все основания называться народным, потому что его слушал весь народ - от мужиков у пивного ларька до чинуш в высоких партийных креслах,- никогда за всю свою жизнь не выступил ни разу с официальным концертом. Ни одной грампластинки при жизни.  
В преддверии 8 Марта творческие коллективы и спортивные клубы центра молодежи "Полет" преподнесли женщинам замечательный подарок - необычный весенний букет из песен, танцев и поздравлений. На сцене ЦМ "Полет" состоялся праздничный концерт, который был организован управлением образования и молодежной политики департамента социальной политики Орловской области при участии центра студенческой и учащейся молодежи "Компас".  
В минувшую субботу на базе орловского профессионального лицея №7 прошел конкурс исполнителей фольклора "Живые родники". Юноши и девушки, представлявшие девять учебных заведений начального и среднего образования области и города Орла, под задорные звуки гармони и баяна с нескрываемым удовольствием пели озорные частушки и народные песни, "по полной отрывались" в русской пляске. Организатором мероприятия стал областной центр развития творчества учащейся молодежи учреждений профессионального образования (директор А.Н. Черноиванов). В подготовке праздника активное участие приняли директор ПЛ №7 Н.Н. Матвеева, социальный педагог Е.И. Писарева, педагоги лицея.  
Времена, когда девушки сами готовили себе приданое, ушли далеко в прошлое. Сегодня в магазинах можно приобрести любые вещи на самый взыскательный вкус. Но то, что делает коренная кромчанка Нелли Васильевна Туинова своими руками, не увидишь на прилавках. Вышитые крестом и гладью салфетки, полотенца, наволочки... Многим из них больше полвека - Туинова бережно хранит свои самые первые изделия. - Пристрастилась я к рукоделию, когда была еще совсем девчонкой, - рассказывает Нелли Васильевна. - Заинтересовали подруги. До этого я едва-едва иголку в руках держать умела. Нас у мамы было десять детишек - некогда ей было учить дочек вышиванию.  
Они называют себя православными бардами, хотя стиль музыки орловского музыкального дуэта "Пара Лель" обозначить сложно. Кто-то определяет их песни как фолк-этнорок, кто-то - как городской романс. "Пара Лель" - это смесь народных и духовных песнопений, русского рока и этнических мотивов. Не важна форма - важно содержание... Наталья Куприянова и Елена Малова познакомились пять лет назад на город­ском концерте, где выступали с сольными номерами. Наталья была тогда эстрадной певицей, Елена - народницей. Что-то подтолкнуло двух юных певиц друг к другу. Подтолкнула одна общая идея: у обеих музыкальная душа стремилась вырваться из оков стереотипов, которые упорно навязываются подающим надежды артисткам. В царство шоу-бизнеса Наталью и Елену заманить не удалось никому - они выбрали свой путь. Дуэт "Пара Лель" поет о Родине, о православной вере, о семье, о любви, о добре.