ОБО ВСЁМ


"Помню каждого своего ученика..."

В январе отметила 80-летний юбилей преподаватель по классу вокала Орловского музыкального колледжа Галина Николаевна Знаменская. Почти полвека она оттачивает юные "непричесанные" голоса, превращая их в мощные басы, тенора, альты и сопрано, а самих студентов - в настоящих артистов. За эти годы Г.Н. Знаменская выпустила около ста вокалистов, из которых многие работают в крупных оперных российских и зарубежных театрах. С самого детства наша героиня имела возможность слушать шедевры мировой оперной музыки в профессиональном исполнении. Детство Галины Николаевны прошло в Ленинграде, а ее родная тетя пела в то время в Михайлов­ском театре (сейчас - Малый театр оперы и балета).



В их доме собирался артистический кружок: актеры, певцы, художники. К моменту поступления в музыкальное училище Знаменская знала на зубок множество известных арий и дуэтов. Занятия с тетей - профессиональной певицей - Галина Николаевна до сих пор считает самым важным этапом в становлении ее певческой карьеры.
В 17 лет нашей героине довелось пережить блокаду Ленинграда.
- Я отлично помню, как нам возили продукты по Дороге жизни. Тогда Ленинградскую консерваторию эвакуировали в Ташкент, так что консерваторию я оканчивала уже там. Учиться было очень интересно, ведь у нас преподавали знаменитые ленинградские профессора, - рассказывает Знаменская.
В консерватории Галина Николаевна нашла и женскую судьбу. Фамилию мужа, высокого черноволосого красавца кларнетиста Михаила Абрамовича Ибрагимова, Знаменская брать не стала - уж слишком восточная. А в Орле фамилия Ибрагимовых впоследствии стала известной. Супруг долго работал в Орловском музыкальном училище - сначала как преподаватель, позже - как завуч. Сейчас здесь преподает их младший сын Георгий. Галина Николаевна до сих пор трепетно хранит память о любимом муже, который ушел из жизни 13 лет назад. В зале ее квартиры стоит огромный черный рояль, на котором тот так любил играть. На рояле - свечи и рамки с фотографиями, с которых смотрит красавец брюнет в белой шляпе и стильном пальто...
- После окончания консерватории мне все прочили карьеру оперной певицы, но какой уж там театр, когда на руках было двое сыновей - Олег и Георгий. Впрочем, я нисколько не жалею об этом. В театре я находила много недостатков: сплетни, яростные схватки за главные роли... Все эти закулисные интриги не для меня, - признается Галина Николаевна.
Из Ташкента молодожены уехали сначала в Курск, где проработали семь лет. Знаменская пела в капелле при местной филармонии, преподавала в музыкальном училище. Наблюдая успехи своих студентов, она все больше находила удовольствия в преподавательской деятельности. Родители Галины Николаевны тогда жили в Подмосковье, и, чтобы быть поближе к родным, в 1962 году музыкальная чета переехала жить в Орел, где и нашла окончательное пристанище.
...Я рассматриваю толстые альбомы с фотографиями из архива Галины Николаевны и просто поражаюсь: здесь можно найти фотографии всех ее учеников. И про каждого из них она рассказывает целые истории.
- Помню каждого из них. Вот эта девочка поет в оперном театре в Екатеринбурге, эта - в Санкт-Петербурге, этот паренек - известный эстрадный певец, - любовно представляет своих учеников наша героиня.
Вокальное искусство очень специфично. Прежде чем приступить к пению непосредственно, необходимо научиться правильному дыханию - так называемому певческому дыханию.
- Эти тренировки достаточно скучны, но без них никуда, - говорит Галина Николаевна.
Учиться на вокальное отделение приходят, как правило, без предварительной подготовки. Представляете, какую работу нужно провести со студентом, чтобы за четыре года обучения научить его владеть голосом в совершенстве? Нужно учитывать также, что не каждому дано хорошо петь. Оказывается, очень важна форма твердого нёба (она обязательно должна быть куполообразной), большое значение имеет и форма голосовых связок.
- Для музыкантов-ин­струменталистов инструменты делают на фабрике или мастер, а у вокалистов их инструмент - голос - делают преподаватели, - утверждает Галина Николаевна.
Вокалистам необходимо беречь голос. Им нельзя горячего, холодного, острого, нельзя подолгу заниматься (не более 45 минут). Неспроста во многих консерваториях существует специальный кабинет, где молодые голоса наблюдаются у фониаторов - специалистов, занимающихся заболеваниями голосовых связок.
- Чтобы воспитать истинного певца, мало научить его владеть только лишь голосом. Очень важно научить его быть артистом, ведь оперные певцы - это те же актеры. Часто бывает, что студент великолепно поет, а как выходит на сцену, так начинает зажиматься, отчего совершенно не смотрится, - рассказывает Знаменская.
Для этого для студентов вокального отделения и существуют занятия по сценической подготовке, которые, кстати, проводит сын Галины Николаевны Георгий Михайлович, в свое время окончивший факультет режиссеров музыкальных театров Санкт-Петербургской консерватории.
...Галина Николаевна и сейчас преподает в Орловском музыкальном колледже. Годам вопреки она бодра,свежа и готова воспитать еще много певцов, которые чудесными голосами будут прославлять землю орловскую... Как говорится в известном афоризме: "Когда народ не имеет голоса, это чувствуется даже при пении гимна".
Марьяна МИЩЕНКО.
Фото Сергея Мокроусова.


14.03.2009 07:30

Похожие новости

Искусство нанизывания бисера пришло из глубины веков. В России его расцвет пришелся на XVIII век. Особенно модно заниматься бисероплетением было в дворянской среде. В последние годы старинное ремесло обрело второе дыхание: появилось множество изделий всевозможных расцветок и форм. Украшения, сумочки для сотовых телефонов, подсвечники, вазочки, салфетки, шкатулки, пасхальные яйца... Учитель технологии и изобразительного искусства Сахзаводской средней школы Ливенского района Римма Витальевна Ляхова увлекается бисероплетением уже лет десять. Как человек творческий Ляхова стремится передать свои знания и умения детям, ведь именно с их повального увлечения пресловутыми "фе­неч­ками"-браслетами началось и ее увлечение бисероплетением.  
12 МАРТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 130 ЛЕТ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ Формирование уголовно-исполнительного законодательства в Древней Руси началось при становлении государственности у восточных славян. К IX-X векам относятся первые упоминания об уголовных наказаниях, изложенных в ранней редакции Русской Правды - самого извест­ного дошедшего до нас памятника древнерусского права. В данном источнике упоминаются такие виды наказания, как выплата штрафа (как возможность откупиться от телесных наказаний), смертная казнь.  
На днях в стенах ОрелГТУ прошел шестой областной фестиваль кулинарных искусств "Орловщина молодая". В нем приняли участие учебные заведения Орла, которые готовят кадры для индустрии питания. Инициаторами проведения конкурса стали управление образования и молодежной политики департамента социальной политики Орловской области и управление торговых и потребительских ресурсов департамента аграрной политики Орловской области.  
На Орловщине много славных мест, имен и достижений, и тем не менее первым делом всякий приезжающий в Орел культурный человек спешит посетить литературный музей Ивана Сергеевича Тургенева. Мы, орловцы, с детства знаем о том, что Орел - родина Тургенева, но, как-то по-домашнему свыкнувшись с этим фактом, порой недооцениваем его значение. Думаю, многие затруднятся ответить на вопрос, как давно они были в музее Тургенева. Минувший год был годом 190-летия писателя, но город не удостоил эту дату торжественным мероприятием на официальном уровне, как это было, скажем, на 180-летие Толстого в соседней Туле.  
На Уссури под солнцем тает лед, Весна смешала золотые краски. Но кто, скажите, кто же нам вернет Тех, кто погиб на острове Даманском? Виктор Баранов. В 60-е годы прошлого века в связи с начавшейся в Китае так называемой культурной революцией произошел крутой поворот во внутренней и внешней политике этой страны, руководство которой не скрывало своей враждебности к Советскому Союзу. Китайское руководство стремилось в одностороннем порядке изменить государственную границу между СССР и КНР.