ОФИЦИАЛЬНО


Выступление губернатора Орловской области А.П. Козлова на заседании Орловского областного Совета народных депутатов

Уважаемые депутаты Орловского областного Совета! На ваше рассмотрение выносятся законопроекты "О внесении изменений в Устав (Основной закон) Орлов­ской области" и "О правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области". Принятие указанных законопроектов позволит провести сокращение расходов на содержание органов исполнительной власти, повысить управляемость, усилить ответственность каждого госслужащего за достижение намеченных целей. Сегодня для страны в целом, и для области в частности, наступил непростой период, связанный с преодолением последствий мирового финансового кризиса. В этих условиях нам необходимо мобилизовать все внутренние ресурсы области для активного формирования точек экономического роста и инвестиционной привлекательности региона.



Главную цель органов власти Орловской области, в первую очередь, вижу в создании условий для наиболее безболезненного для экономики региона выхода из "черной полосы", а в дальнейшем - в повышении уровня жизни населения, создании условий для эффективной экономической деятельности и реализации социальных гарантий.
Данные мероприятия должны осуществляться в тесном взаимодействии с областным Советом народных депутатов, политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными союзами. При этом власть будет решать поставленные перед ней задачи только опираясь на поддержку людей.
Среди первоочередных задач - повышение управляемости региона, налаживание четкой системы взаимодействия органов власти всех уровней и институтов гражданского общества.
В ближайшее время будет реализован комплекс мер по оптимизации системы органов исполнительной власти с целью повышения эффективности работы, укрепления кадрового потенциала государственной службы и формирования стимулов для качественного исполнения государственных функций. Система органов власти станет более открытой для людей и ориентированной на решение их насущных проблем.
Эффективная система управления, на мой взгляд, должна обеспечивать:
1. Персональную ответственность руководителей высшего звена.
2. Исключение дублирования, избыточности и невыполнения функций, возложенных на областную администрацию.
3. Способность оперативно реагировать на изменения внешней среды и быстро принимать адекватные меры.
4. Устранение перекоса в решении руководителями органов исполнительной власти текущих задач в ущерб стратегическому подходу и комплексному решению базовых проблем.
Законопроектами предлагается закрепить следующую систему органов исполнительной государственной власти Орловской области:
- высший исполнительный орган государственной власти Орловской области;
- органы исполнительной государственной власти Орловской области специальной компетенции.
В настоящее время высшим исполнительным органом государственной власти области является коллегия Орловской области.
Согласно общепринятой практике наименование "коллегия" наряду с "комиссией" присваивается органам власти, выполняющим в основном совещательные функции. Решения коллегии, как правило, не являются актами непосредственного действия и не позволяют персонифицировать и закрепить ответственность за исполнение принятых решений.
Поэтому законопроектами предлагается установить новое наименование высшего исполнительного органа государственной власти - правительство Орловской области.
Состав, порядок формирования и организации деятельности правительства области, а также его полномочия в различных сферах, основы взаимодействия с иными органами государственной власти Орловской области и органами местного самоуправления определяются в законопроекте "О правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области".
В состав правительства будут входить:
губернатор Орловской области, он же председатель правительства;
первый заместитель губернатора и председателя правительства Орловской области;
заместитель губернатора и председателя правительства Орловской области - руководитель аппарата губернатора и правительства Орловской области;
заместители председателя правительства Орловской области;
заместитель председателя правительства Орловской области - руководитель представительства Орлов­ской области при правительстве Российской Федерации;
руководители департаментов Орловской области.
Назначение первого заместителя губернатора и председателя правительства Орловской области будет осуществляться по согласованию с областным Советом народных депутатов.
Необходимо отметить, что правительство области будет являться правопреемником коллегии области и его полномочия будут полностью соответствовать действующим полномочиям коллегии.
Что касается исполнительных органов государственной власти специальной компетенции, то к ним в соответствии с законопроектами отнесены: аппарат губернатора и правительства Орловской области, департаменты и управления Орловской области.
При этом в целях приведения областного законодательства в соответствие с федеральным в проекте закона "О правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области" не перечисляются наименования департаментов и управлений, поскольку законом должна утверждаться система, а не структура органов исполнительной власти.
Структура органов исполнительной власти области, содержащая перечень исполнительных органов государственной власти, будет утверждаться указом губернатора.
Данный механизм позволит оперативно реагировать на изменяющиеся внешние и внутренние условия, а также повысить управляемость регионом.
Департаменты будут являться органами исполнительной власти области, осуществляющими функции по выработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию, правоприменительные функции в установленной сфере деятельности, а также в отдельных случаях функции контроля и надзора.
Управления будут осуществлять преимущественно правоприменительные функции, а также в отдельных случаях функции нормативного правового регулирования, контроля и надзора в установленной сфере деятельности.
Принятие представленных законопроектов позволит сформировать эффективную систему исполнительных органов государственной власти, что обеспечит сокращение расходов бюджетных средств, повышение управляемости, а также концентрацию ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях развития региона и достижение целей социально-экономического развития Орловской области.
Для реализации стоящих перед областью задач необходимо совершенствовать качество оперативного и стратегического планирования деятельности как областных органов исполнительной власти, так и органов местного самоуправления муниципальных образований.
Целевые установки будущей работы заложены законом "О бюджетном процессе в Орловской области", в котором устанавливаются виды целевых программ, введена типология бюджетных ассигнований и особенности их планирования.
С 2008 года в регионе осуществляется трехлетнее бюджетное планирование. Проводится работа по формулированию стратегических целей развития региона.
В конце 2008 года разработан проект "Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года". Данный документ после его корректировки должен стать основой для формирования системы целей и задач деятельности органов государственной власти, основой принятия взвешенных управленческих решений.
Однако нам рано говорить о завершении процесса формирования системы целеполагания и мониторинга. Необходима разработка и принятие ряда законов, подзаконных нормативных актов, методических материалов, регулирующих как систему в целом, так и ее отдельные составляющие.
Помимо этого, в условиях кризисной экономической ситуации и сокращающихся доходов бюджета особое внимание должно быть уделено расстановке приоритетов развития региона и вариантов их достижения в различных финансовых условиях. На сегодняшний день в Орловской области принято более 20 областных целевых программ и концепций. Значительная часть из них не пересматривается или оценивается без должного внимания к достигнутым результатам; не все из утвержденных программ обеспечены финансированием на 2009 год.
Необходимо теснее увязать общую стратегию развития региона и реализацию областных целевых программ, приоритеты регионального развития и направления деятельности органов исполнительной власти, а также обеспечить механизм анализа достигнутых результатов.
Для формирования работоспособной системы управления необходимо актуализировать цели и задачи регионального уровня, проанализировать организацию планирования в отдельных органах власти, сформулировать и обосновать цели, задачи и показатели деятельности, а также разработать порядок мониторинга получаемых результатов.
Внедрение целеполагания в процесс принятия решений позволит привести в соответствие деятельность органов власти с приоритетами развития Орловской области, будет способствовать оптимизации системы управления, а также позволит проводить объективную оценку работы администрации области с точки зрения достигнутых результатов.
Более конкретный план первоочередных мероприятий исполнительной власти области на ближайшее время и на перспективу будет представлен на рассмотрение в кратчайшие сроки.
Следующий момент, на котором я хотел бы остановиться, - это вопросы государственной гражданской службы.
Одна из первоочередных задач, стоящих перед нами сегодня, - повышение эффективности использования кадрового потенциала сотрудников органов исполнительной власти.
В настоящее время в органах исполнительной власти Орловской области работает более 1000 человек. По данным Росстата, в результате проведенных в последнее время реформ государственной гражданской службы численность кадров органов исполнительной власти в Орловской области сократилась на 30% по сравнению с уровнем 2006 г.
Кадры государственной службы обновляются с использованием конкурсных процедур, информация о замещении вакансий размещается на официальном сайте. В декабре 2008 года принят закон "О резерве управленческих кадров Орловской области", организован конкурс на формирование кадрового резерва.
В то же время необходимо отметить ряд недостатков в формировании кадрового состава государственной службы и резервов по их совершен­ствованию. Несмотря на общий относительно высокий уровень оплаты труда государственных служащих, их вознаграждение недостаточно связано с результатами деятельности. Использование конкурсных процедур (аттестации, конкурсы) в существующем виде не ограждает госаппарат от влияния субъективных факторов при назначении на государственные должности. Принципы и критерии отбора, устанавливаемые в том числе при формировании кадрового резерва, размыты и не позволяют получить удовлетворительный результат.
Таким образом, для повышения общего уровня и эффективности государственного управления необходимы независимая оценка квалификации и компетентности кадров государственной службы, совершенствование механизмов комплектования должностей и вознаграждения по результатам деятельности.
Следующее ключевое направление совершенствования системы управления - управление общественными финансами.
Важным аспектом, определяющим ответственное управление общественными финансами, является эффективность и результативность проводимой бюджетной политики. Это означает распределение ресурсов с учетом как собственно экономической эффективности, так и приоритетов социально-экономического развития региона, оптимизацию деятельности органов публичной власти с точки зрения намеченных результатов, а также обеспечение механизма ответственности за полученные результаты.
Для совершенствования системы управления общественными финансами, смещения акцентов бюджетного процесса от "управления затратами" на "управление результатами" в Орловской области, как и в целом по стране, осуществляется внедрение новых методов бюджетирования.
Как я уже отмечал, в области формируется трехлетний бюджет.
Новая редакция Закона Орловской области "О бюджетном процессе в Орловской области", подготовленная с учетом поправок Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступила в действие с 1 января 2009 года.
Система межбюджетных отношений выстраивается в соответствии с Законом Орловской области "О межбюджетных отношениях в Орловской области".
В сентябре 2008 года постановлением коллегии Орловской области утверждены основные направления бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2009-2011 годы.
Все указанное создает предпосылки для дальнейших шагов в направлении реформирования бюджетной системы области. Первыми из них являются:
- оценка эффективности деятельности администраторов доходов бюджета Орловской области;
- оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета Орловской области;
- создание стимулов у органов местного самоуправления к повышению качества финансового менеджмента.
На основе проведенного анализа должны быть разработаны мероприятия для повышения эффективности деятельности в части администрирования доходов, оптимизации расходов областного бюджета Орловской области, а также совершенствования инструментов формирования межбюджетных отношений, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами.
И, наконец, в условиях финансового кризиса необходимо, с одной стороны, оценить уже применяемую в Орловской области систему антикризисных мер, с другой - создать действенные механизмы корректировки и реализации антикризисных мероприятий.
При оценке используемых в Орловской области антикризисных мер акцент будет сделан на:
- проработанность системы мер по каждому из направлений;
- действенность используемых мер в сложившихся условиях, возможные финансовые и социально-экономические последствия проводимых мероприятий;
- достаточность финансовых ресурсов для выполнения этих мероприятий, целесообразность бюджетного финансирования в каждом конкретном случае;
- эффективность организационных механизмов реализации меро­приятий.
По результатам проведенного анализа при необходимости в систему применяемых антикризисных мер будут внесены коррективы. Данные предложения должны основываться на социально-экономической ситуации в Орловской области и учитывать рекомендации федеральных органов власти и опыт других регионов.
В рамках совершенствования организационных механизмов разработки и реализации антикризисных мероприятий в Орловской области должны быть предусмотрены:
- организация системы мониторинга складывающейся финансовой и социально-экономической ситуации. Создание организационных механизмов, которые обеспечат, с одной стороны, последовательность и согласованность проводимых антикризисных мер, с другой - участие в этой работе наиболее высококвалифицированных специалистов, являющихся экспертами в конкретных областях экономики и социальной сферы;
- обеспечение реализации намеченных мер, в т.ч. оперативное принятие необходимых нормативно-правовых документов, поиск источников финансирования мероприятий (бюджетных и внебюджетных), привлечение к этой деятельности представителей бизнеса, общественных организаций.
Для реализации всех задач, озвученных мною выше, необходима соответствующая структура управления областью, построенная по функционально-целевому признаку.
В рамках совершенствования структуры органы исполнительной государственной власти в зависимости от специализации деятельности планируется разделить на пять блоков:
- административно-политический блок, обеспечивающий эффективное функционирование губернатора и правительства области, а также взаимодействие высшего должностного лица и высшего органа исполнительной власти области с другими органами государственной власти и местного самоуправления;
- блок финансово-экономического развития, отвечающий за вопросы привлечения инвестиций в экономику региона, формирования инновационной стратегии, поддержки среднего и малого предпринимательства, развития внешнеэкономических и межрегиональных связей;
- блок социального развития, деятельность которого будет направлена на улучшение демографической ситуации, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни населения, создание рыночных механизмов в социальной сфере, обеспечение потребностей экономики в трудовых ресурсах;
- блок инфраструктуры, курирующий вопросы имущественной и земельной политики, развития промышленности, жилищно-коммунального комплекса, транспорта и связи, дорожного хозяйства, снижения диспропорций в развитии инфраструктуры муниципальных образований;
- а также агропромышленный блок, курирующий вопросы развития сельского хозяйства, исторически являющегося приоритетным для нашего региона.
Хочу отметить, что в целях недопущения потери управляемости областью и снижения качества предоставляемых услуг населению все структурные изменения будут проходить по­этапно, только после проведения комплексных мероприятий по оценке сложившейся ситуации.
Надеюсь на плодотворное сотрудничество с депутатским корпусом, со всеми заинтересованными в повышении благосостояния Орловской области сторонами.
Прошу поддержать.
Спасибо за внимание!


17.03.2009 07:09

Похожие новости

Уважаемый Александр Петрович! Уважаемые депутаты, приглашённые! На 21 сессии я обозначил предварительные итоги нашей работы в 2008 году. За прошедшее время был подготовлен объёмный документ, подробно рассказывающий о всех аспектах нашей работы за очередной период. Он у вас имеется. В настоящее время депутатский корпус насчитывает 50 человек. Абсолютное большинство депутатов - сложившиеся политики и профессионалы, имеющие опыт работы в представительных органах местного самоуправления, областном Совете. В областном Совете работают депутатские фракции "Единая Россия" и КПРФ, а также депутатские группы "Справедливая Россия" и ЛДПР.  
Вчера состоялось совещание, которое провел губернатор Орловской области А.П. Козлов. Первым на совещании был рассмотрен вопрос о ходе реализации мероприятий по смягчению последствий мирового финансового кризиса в Орловской области. По информации первого заместителя губернатора и председателя коллегии области, руководителя департамента имущественной, промышленной и информационной политики Ю.В. Коростелкина, в январе-феврале 2009 года валовой объем продукции сельского хозяйства в действующих ценах (по сравнению с аналогичным периодом минувшего года) составил 120%, инвестиции в основной капитал - 72%, объем строительных работ - 73%, оборот розничной торговли - 111%, объем платных услуг - 106%, среднедушевые доходы населения - 102%, среднемесячная зарплата на одного работающего - 114%.  
Вчера состоялось заседание антикризисной комиссии области, которое провел губернатор Орловской области Е. С. Строев.На заседании был рассмотрен вопрос о ходе работы по выполнению региональной антикризисной программы. Открывая заседание, губернатор подчеркнул, что в сложившихся экономических условиях важнейшими задачами являются обеспечение устойчивой работы финансово-кредитной системы, учреждений социальной сферы, сохранение рабочих мест, фонда заработной платы в организациях и учреждениях, всесторонняя поддержка реального сектора экономики.  
Сейчас в стране происходит много перемен и новшеств, среди которых и реформа ЖКХ. Начальным звеном внедрения реформ ЖКХ должны стать ЖЭУ: внимательное отношение к заявкам жильцов, вовремя выполненные работы, чего я не могу сказать про ЖЭУ-20, начальником которого работает В.А. Степанова. В ноябре я сделала заявку, что у меня подтекает труба в ванной. Прислали слесаря. "нужна сварка, а пока поставьте под трубу банку и выливайте воду", - сказал слесарь и ушел.  
28 августа состоялся областной научно-производственный семинар, посвященный, как значилось в его программе, завершению осеннего комплекса полевых работ на сельскохозяйственных предприятиях области и задачам по развитию отрасли растениеводства в 2009 году. Но уже при открытии семинара принявший участие в его работе губернатор Орловской области Е.С. Строев отметил, что этому крупному агропроизводственному мероприятию необходимо придать более широкий концептуальный характер, посвятив его не только вопросам развития растениеводческих отраслей, но и задачам повышения роли АПК региона в укреплении продовольственной безопасности страны в целом.