ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


ФАС работает для вас

Интервью руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Юрьевича Артемьева газете "Орловская правда" "БЕНЗИН ДОЛЖЕН СТОИТЬ ОКОЛО 19 РУБЛЕЙ ЗА ЛИТР" - Игорь Юрьевич, многих удивляет: нефть сильно упала в цене, а ценники на автозаправочных станциях опускаются очень неохотно. В начале 2009 года Федеральная антимонопольная служба официально заявила, что высокооктановое автомобильное топливо в Центральной России не должно стоить больше 19 рублей. Средняя розничная цена на бензин АИ-92 в Орловской области, например, 22 февраля составляла 17,76 рубля за литр - это, кстати, дешевле, чем в Брянской, Липецкой, Тульской областях. Бензин марки Аи-95 с начала года у нас подешевел чуть более чем на рубль, он стоил в среднем 20,04 рубля за литр на 22 февраля.



Какие меры принимаются ФАС, чтобы цены на АЗС на нефтепродукты снижались параллельно со стоимостью нефти? И почему Федеральная антимонопольная служба ориентирует на цифру 19 рублей, а не на меньшую стоимость литра бензина?
- Практически на всей территории России ситуация на оптовых и розничных региональных рынках реализации нефтепродуктов в той или иной степени контролируется крупными нефтяными компаниями, в том числе через дочерние структуры. Несмотря на наличие нескольких таких компаний, которые формально независимы, между ними не наблюдается реальной конкуренции. На розничных рынках крупнейшие нефтяные компании не испытывают существенного конкурентного давления со стороны других участников, которые не могут сравниться с ними ни по возможностям получения нефтепродуктов непосредственно с НПЗ, ни по возможностям хранения на нефтебазах, ни по влиятельности в регионах, в которых они присутствуют. Эти факторы приводят к тому, что цены на АЗС на деле оказываются выше, чем они могли бы быть в здоровых рыночных условиях, когда в регионе работали бы, например, десятки или даже сотни независимых поставщиков.
В целом по России мы не удовлетворены динамикой цен на бензин. Ситуация с ценами на бензин в Орловской области не характерна для большинства регионов России. На Дальнем Востоке цена на топливо порой достигает 24-26 рублей за литр.
Почему мы ориентируемся на 19 рублей за литр бензина в европейской части России? В США, к примеру, бензин в пересчете на наши деньги стоит 14 - 15 рублей. Тут нужно учитывать, что у них доля налогов в цене литра бензина - 30 процентов, а у нас - 60. Соответственно простые сопоставления показывают, что такое топливо, как 95-й бензин, у нас должно бы стоить около 19 рублей за литр. Кроме того, на это указывают и более серьезные исследования, находящиеся в нашем распоряжении.
В прошлом году мы признали четыре крупнейшие вертикально-интегрированные компании злоупотребляющими своим доминирующим положением и наложили на них большие штрафы: на ТНК-ВР - 1,1 миллиарда рублей, на Газпромнефть -
1,3 млрд. рублей. В отношении ЛУКОЙЛа и Роснефти штрафные санкции составили 1,44 и 1,5 миллиарда рублей с каждой компании. Сейчас эти штрафы оспариваются компаниями в суде.
Мы выдали компаниям предписания, направленные на развитие конкуренции и снижение цен на топливо. Например, на постоянной основе реализовывать на внутреннем рынке нефтепродукты на товарной бирже или электронной торговой площадке. Это позволило бы обеспечить увеличение количества участников, обеспечить процедуры равного доступа к торгам, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на топливо. ФАС требует ведения организациями, входящими в структуру данных ВИНКов, раздельного учета затрат и доходов. Эта мера необходима для обеспечения прозрачности ценообразования. Другое наше требование связано с обеспечением возможности заключения прямых контрактов на период 2009 года и последующие годы на оптовую реализацию нефтепродуктов на недискриминационных условиях, прежде всего, в отношении компаний, не входящих в одну группу лиц с данными нефтяными компаниями. В настоящее время наши решения и предписания также оспариваются в суде.
Кроме того, в этом году мы возбудили новые дела в отношении этих нефтяных компаний. Дело в том, что в январе 2009 года Правительство России приняло ряд мер по стабилизации нефтяной отрасли: был отменен НДПИ для новых месторождений, более чем в три раза снижены экспортные пошлины, обнулены пошлины на импорт оборудования. В это же самое время нефтяные компании подняли оптовые цены на нефтепродукты на 30-60%. Мы приняли этот вызов. Штрафные санкции для нефтяных компаний будут больше, чем в прошлый раз, поскольку мы будем рассматривать действия компаний как рецидив.
ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ САХАР?
- В последнее время стали быстро расти цены на основные продукты питания. Какие меры принимаются ФАС России по этому поводу?
- Мы ежемесячно проводим мониторинг цен на продукты питания первой необходимости и в случае обнаружения нами необоснованного монопольного повышения цен мы возбуждаем дела и штрафуем нарушителей.
Вместе с тем данные мониторинга показывают, что не всегда имеют место нарушения закона. Часто это связано с повышением цены на мировых биржах, с ростом курса доллара, с ростом цен на энергоресурсы. Так, например, недавно мы завершили анализ рынка белого сахара. Проанализировав полученную от заводов - производителей сахара информацию, мы пришли к выводу о том, что динамика отпускных цен на сахар имеет ярко выраженный сезонный характер. Признаков согласованных действий мы также не установили. Ценовая политика предприятий даже в одной группе лиц является различной. Основными же факторами повышения цен на сахар в январе 2009 года явились:
- переход заводов на переработку импортного сахара-сырца (стоимость сахара-сырца на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже в январе 2009 года составила 304,26 доллара США за тонну, что выше цен декабря 2008 года на 22,2%);
- рост курса доллара США и рост ставок банков по кредитам, что привело к росту себестоимости производства сахара;
- установление в декабре 2008 года сезонной пошлины на сырец в размере 220 долларов США за тонну;
- общеэкономические факторы, включая рост тарифов естественных монополий.
Вместе с тем мы продолжим мониторинг отпускных цен на сахар и начнем проверки соблюдения антимонопольного законодательства в оптовом звене, а также в розничной торговой сети.
ЧТО ПРОИСХОДИТ НА РЫНКАХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ
- В нашу газету обращаются представители малого, среднего и крупного бизнеса, которых беспокоит значительный рост тарифов на электрическую энергию для отдельных потребителей. Почему в оптовом звене рынка электроэнергии происходит этот рост?
- Тарифы как устанавливались, так и устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти (ФСТ России - предельные уровни, РЭК - на уровне субъектов РФ) на определенный период регулирования. Принципы установления тарифов не изменены, в стране до сих пор устанавливаются предельные уровни тарифов, выше которых регионы не могут установить свой тариф, то есть регулируемую цену.
Но на рынках электрической энергии и мощности, как на оптовом, так и на розничных, цены складываются как из регулируемой части, то есть тарифа, так и средневзвешенной нерегулируемой цены.
С июля месяца 2008 года был запущен рынок мощности, в результате чего с июля 2008 года не только электрическая энергия, но и мощность приобретаются на оптовом рынке и продаются на розничном рынке как по регулируемым, так и по нерегулируемым ценам.
В ходе анализа сложившейся ситуации мы выявили несколько факторов, влияющих на столь значительный рост цены. На оптовом рынке это связано с запуском с июля 2008 года рынка мощности, а также с изменением средневзвешенных нерегулируемых цен в связи с использованием неравномерного коэффициента резервирования по регулируемым договорам. А на розничном рынке с июля месяца увеличилась доля либерализации, то есть увеличился объем электрической энергии, покупаемый по свободным (нерегулируемым) ценам. Кроме того, произошло увеличение цены для ряда потребителей, сформированной при расчете одним из методов тарифного регулирования (с учетом дифференциации тарифов по числу часов использования заявленной мощности в год (ЧЧИ).
В некоторых субъектах Российской Федерации средневзвешенные нерегулируемые цены для потребителей, имеющих ЧЧИ менее 2000 часов (мелкий и средний бизнес) в год, в три раза выше, чем цены для потребителей, имеющих самое высокое значение ЧЧИ (от 7000 и выше).
Кроме того, по информации, представленной ОАО "АТС", при расчете предельных тарифов на электрическую энергию для потребителей энергосбытовых компаний с учетом ЧЧИ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов используют отличные от установленных методическими рекомендациями часовые показатели.
"МЫ СЛЕДИМ ЗА НАЛИЧИЕМ В АПТЕКАХ ДЕШёВЫХ ПРЕПАРАТОВ"
- Хотелось бы знать позицию ФАС по ситуации на рынке лекарственных средств, ведь цены на лекарства растут как на дрожжах. Есть ли у ФАС программа действий по этому направлению?
- Мы внимательно отслеживаем ситуацию на фармрынке. Так, в конце прошлого года мы провели анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, измерили доли ритейлеров в границах муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов). При анализе учитывались данные по товарообороту, которые территориальные управления ведомства запрашивали у самих компаний. В итоге мы обнаружили, что аптечные сети с признаками доминирования присутствуют в 51,8 % городов с населением от 100 до 500 тысяч, в 34,8 % - от 500 тысяч до миллиона и в 45,5 % городов-миллионников. В Москве и Петербурге таких компаний нет.
Я дал поручение нашим территориальным органам до начала апреля уточнить данные о компаниях, занимающих долю свыше 35 % на локальных рынках, для внесения их в реестр лиц, имеющих доминирующее положение. Это позволит более тщательно анализировать их ценовую политику и принимать меры, если лекарства будут расти в цене необоснованно.
Кроме того, мы следим за наличием на прилавках аптек дешевых препаратов, на которые, очевидно, увеличится спрос. Нас беспокоит тенденция вымывания ассортимента лекарств, когда дешевые медикаменты заменяются дорогими аналогами. Если аптечные сети будут исключать из ассортимента подобные лекарства, что также является нарушением, мы будем их наказывать.
О СДАЧЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В АРЕНДУ
- Сдача муниципального имущества в аренду должна осуществляться на торгах. А всегда ли нужно это делать? Предположим, в поселке одного из сельских районов есть муниципальная котельная. Есть некое ООО, которое когда-то взяло в аренду эту котельную, вырабатывает на муниципальном имуществе тепло и продает его поселку. Аренда закончилась. Какой смысл выставлять это имущество на торги, если туда все равно никто, кроме этого ООО, не придет?
- Бесконкурсное продление договоров пользования государственным или муниципальным имуществом таит в себе огромный коррупционный потенциал, поскольку ставит как саму возможность пролонгации договора, так и условия пролонгации в прямую зависимость от воли того или иного чиновника.
При этом, как показывает практика, для одних арендаторов в результате такой пролонгации размер арендной платы остается неизменным, для других - увеличивается в полтора-два, а то и больше раз, одним договор пролонгируют на год, другим - на двадцать лет.
Кроме того, изначальная неопределенность со сроком аренды отпугивает многих предпринимателей. Зачастую первоначальные договоры аренды заключаются на срок от года до трех лет, а потом пролонгируются на пять, десять и более лет. В случае же когда договор заключается на торгах, возможность произвольного изменения срока в последующем превращает торги в фикцию, так как позволяет после определения победителя менять одно из самых существенных условий.
В ЦЕЛЯХ ЗАЩИТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
- Сейчас много говорят о поддержке малого предпринимательства. Игорь Юрьевич, как вы относитесь к тому, что существуют откровенные противоречия между Законом "О конкуренции" и другим Федеральным законом - "О малой приватизации" для малого и среднего бизнеса?
Приведем пример. В Орловской области были освобождены от арендной платы субъекты малого бизнеса, арендующие помещения, находящиеся в областной собственности, сроком на два года - с 1 июня 2008-го по 31 мая 2010 года. Помещения используются предпринимателями для производства, оказания услуг населению. Это реальная поддержка малого бизнеса. Однако в прошлом году в Федеральный закон "О конкуренции" было внесено изменение, согласно которому все государственное, муниципальное имущество (перезаключается ли договор аренды или заключается вновь, пролонгируется) выставляется на торги.
Значит, когда орловские предприниматели, получившие освобождение от платы за аренду областных площадей, придут через год в областное управление госимущества продлевать договор аренды, им должны будут сказать: "Мы вам сочувствуем, но мы обязаны выставить эти площади на торги". Но разве это не противоречит государственной концепции поддержки малого предпринимательства? Ведь шансов выиграть торги, конечно, будет больше не у орловской предпринимательницы, которая шьет спецодежду или оказывает бытовые услуги, а у богатой московской фирмы.
Или другая ситуация. По Федеральному закону "О малой приватизации" муниципалитеты могут создавать специальные имущественные фонды, помещения которых будут сдаваться в долгосрочную аренду. Как это сочетается с упомянутой поправкой к Закону "О конкуренции"? Хотелось бы получить ваш комментарий.
- В целях защиты интересов малого и среднего бизнеса в настоящий момент мы рассматриваем вопрос об установлении в законе возможности бесконкурсной пролонгации договоров аренды после
1 июля 2010 года с теми организациями, которые являются добросовестными арендаторами, в том числе осуществляли своевременную оплату по договорам и на момент вступления в силу статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции" уже занимали данное помещение не менее трех-пяти лет. При этом право на пролонгацию договора мы планируем увязать с безусловным правом выкупа арендатором занимаемого помещения по истечении 15 лет аренды.
Что касается торгов на право заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, включенного в перечни государственного или муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, то это не противоречит антимонопольному законодательству, если к участию в данных торгах допускаются только субъекты малого и среднего предпринимательства, на которых распространяется Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации".
- Игорь Юрьевич, спасибо за интервью. Мы, журналисты "Орловской правды", желаем Федеральной антимонопольной службе успехов в очень важной для экономики нашей страны, Орловской области работе и надеемся на продолжение сотрудничества.
Интервью взяла
Людмила СТАВЦЕВА.


20.03.2009 07:14

Похожие новости

Среди предприятий Орловской области немало перерабатывающих - выпекающих хлеб и торты с печеньем, выпускающих молочную и колбасную продукцию, соки, консервы из овощей и прочее. И если в период кризиса испытывают трудности заводы, изготавливающие, скажем, дорожную, сельскохозяйственную технику, то казалось бы, что перерабатывающие предприятия должны чувствовать себя на коне, ведь кушать людям хочется каждый день. Они все равно покупают хлеб, молоко, сыр, кусочек колбаски. Кроме того, загрузка предприятий переработки - это занятость людей, обеспечение их зарплатой, это налоги в бюджет. Только прямые налоги (акцизы) от производства и реализации алкоголя дают в бюджет области за год свыше 1 млрд. рублей. Почему же продукция орловских товаропроизводителей реализуется в местной торговле не в таких объемах, как хотелось бы?  
Роста террористической опасности на Орловщине не зафиксировано, а уровень ее остается достаточно низким, однако работа по профилактике террористических угроз ведется постоянно. Об этом говорили на заседании оперативного штаба в Орловской области, которое состоялось на днях. Руководитель оперативного штаба начальник Управления ФСБ России по Орловской области полковник С.Н. Блинов довел до членов штаба информацию об итогах деятельности в 2008 году Национального антитеррористического комитета (НАК). НАК был создан три года назад в соответствии с Указом Президента РФ. Указ вышел в феврале 2006 года и называется "О мерах по противодействию терроризму".  
То ли ради славы, то ли ради денег ввязался в войну с "Орловской правдой" руководитель ливенского молокоперерабатывающего предприятия В.Н. Ходунов и с треском проиграл ее. Три судебные инстанции - Арбитражный суд Орловской области, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) и Федеральный арбитражный суд Центрального округа РФ (г. Брянск), - отметя все обвинения этого господина как несостоятельные, отказали в удовлетворении его иска. А запрашивал он за так называемый моральный и материальный ущерб, якобы нанесенный этому предприятию, немало: с газеты - пять миллионов рублей, с журналиста, автора статей, вокруг которых и разгорелся весь сыр-бор (вашего покорного слуги), - сто тысяч рублей. Пять миллионов и сто тысяч - это почти четверть годового бюджета редакции и почти годовая зарплата журналиста - отменным, надо сказать, оказался аппетит у руководителя предприятия, судя по всему, переживающего далеко не лучшие времена.  
Никанор Иванович Босой, герой знаменитого булгаковского романа "Мастер и Маргарита", был председателем жилтоварищества и не последним человеком, от которого зависело решение пресловутого квартирного вопроса. Если помните, именно он распорядился судьбой трех комнат в "нехорошей" квартире № 50: не вняв мольбам и угрозам живших в тесных коммуналках жильцов, Никанор Иванович предоставил комнаты в аренду "иностранному артисту" - за хорошее вознаграждение. За что и поплатился. Когда за Никанором Ивановичем пришли, супруга крикнула ему на прощание: "Покайся, Иваныч! Тебе скидка выйдет!" Нашему герою - Арнольду Васильевичу Зубову - даже каяться не пришлось. Скидка ему вышла и без покаяния.  
В условиях финансового кризиса рост безработицы налицо. Каждый работодатель заинтересован в высококвалифицированном персонале. При приеме на работу предпочтение отдается людям с дипломом о высшем образовании. А потому вузовское образование стремится получить всё больше и больше молодых людей. Но так ли легко сегодня быть студентом?