ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Спектакль встречают по одежке...

Часто мы забываем или просто не замечаем, что помимо актеров и режиссеров есть еще много других людей, причастных к рождению спектакля, и без их работы мы, зрители, никогда бы не насладились волнующей красотой театрального действа. Театральных профессий много. Одни из них носят прозаические названия: столяр, плотник, сапожник, другие - более загадочные: бутафор, костюмер, реквизитор... Все перечисленные работники театра подчиняют работу одной цели - созданию зрительного образа спектакля, то есть того, что мы увидим на сцене: задника, декораций, мебели, различных конструкций, реквизита, а также одежды и обуви для исполнителей. Собственно, внешний образ спектакля всегда подчинен одной идее. А эта самая таинственная идея рождается у театрального художника, или, как его еще называют, художника-постановщика, сценографа... Борис Исакович Голодницкий является художником-постановщиком многих спектаклей Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева.



Уже семь лет длится его дружба с орловским театром, здесь он оформил 14 спектаклей. Живет Голодницкий в Костроме, там он руководит муниципальным камерным драматическим театром, в котором одновременно является и художественным руководителем, и художником-сценографом.
Спектакли в оформлении Голодницкого отличаются необычайной выразительностью. Его сценографические решения смелы, неожиданны и многозначительны. Если надо изобразить жестокую машину бюрократии, то у Голодницкого это огромный, во всю сцену, стол двенадцати метров в длину и три метра в высоту, да и к тому же еще обвешанный маскировочной зеленой сеткой, которая в финале падает, а за ней... пустота. Под этим столом и происходит действие спектакля "Доходное место" по А. Островскому. Кто-то в жизни плывет по течению, а кто-то борется за свое счастье, несмотря на шторм и ветер: очень интересно Голодницкий обыграл это в спектакле "Два веронца" по У. Шекспиру. По морю плывет огромный корабль, к веслам которого привязана ткань. По-разному расписанная, она периодически являет смену декораций: взмах весел - закусочная, еще взмах - уже зеленая лужайка... Так перед глазами зрителей меняется картинка...
- После прочтения пьесы художник начинает эмоционально мыслить. Все работают по-разному. Я, например, выписываю для себя какие-то интересные, ключевые слова пьесы и выстраиваю так называемый ассоциативный ряд. Образ еще не родился, он только блуждает внутри тебя, пока он размытый и пунктирный. Это очень сложный мыслительный этап. Художник должен задавать себе такие вопросы: как это будет помогать развитию спектакля, будет ли это подчеркивать происходящее на сцене? В этот момент я делаю множество свободных зарисовок, как я их называю - "почеркушек", из которых в итоге и рождается главный образ, костяк спектакля, - рассказывает Борис Голодницкий.
Пусть читатель не думает, что работа театрального художника только лишь и состоит в раздумьях и "эмоциональном мышлении". Когда в конце концов рождается образ - создаются эскизы, которые отправляются в цеха. Здесь и начинается материальное воплощение эскизов в декорации. Ход этой жаркой работы, когда с маленьких эскизов рисунок переносится на огромные полотна, тоже отслеживает театральный художник.
За свою творческую жизнь Борис Исакович оформил более трехсот спектаклей. Голодницкий был главным художником Марийского государственного театра и балета, главным художником драматических театров Севастополя, Костромы, Йошкар-Олы.
А начиналось все с Фрунзенского художественного училища, где юного художника попросили как-то сделать декорации к спектаклю студенческого театра. Однажды оформив спектакль, Голодницкий уже больше никогда не расстался с этим занятием.
- Я верю в судьбу, - рассказывает он. - Когда я поступил в Алма-Атинский театрально-художественный институт, мне отказали в общежитии. И ночевал я первое время... на вокзале, где познакомился с режиссером, который предложил мне, неоперившемуся студенту-первокурснику, работать в академическом театре им. Лермонтова в Алма-Ате. Вскоре я был назначен там главным художником, и все пять лет мне приходилось совмещать учебу с напряженной работой в театре. Это был большой опыт для меня. Там я набивал себе первые "синяки" и "шишки".
Судьба была благосклонна к молодому театральному художнику. Срочную службу он проходил в Севастополе, где по совместительству работал в театре Краснознаменного Черноморского флота. На берегах ласкового моря Голодницкий проработал девять лет. Там получил и первый опыт работы с кинематографом. Борис Исакович принял участие в оформлении таких известных картин, как "Шоу для одинокого мужчины", "Танго на Дворцовой площади". Приходилось ездить в Москву на примерку костюмов к таким звездам советского кино, как Вячеслав Тихонов, Ивар Калныньш, Елена Кондулайнен, Ирина Скобцева...
- Помню свою поездку в дом к Бондарчукам. Как я волновался в предвкушении встречи со знаменитым семейством, - вспоминает Борис Голодницкий.
Костюм - это очень важная деталь театрального и киноискусства. Это зрительный, внешний образ персонажа. И здесь важна каждая мельчайшая деталь. Ткань, фактура, фасон, подгонка по фигуре - всем этим занимается театральный художник.
- Бывает, я часами брожу по магазинам, чтобы найти ту ткань, что требуется. Щупаю, трогаю, представляю... - рассказывает наш герой.
Борису Голодницкому удалось в своей жизни объять все сферы деятельности театрального художника. В Костроме - это камерный спектакль, в Орле - постановки русской классики, в Йошкар-Оле - опера и балет.
- Первый балет, который я увидел в своей жизни, был "Лебединое озеро". Тогда я был еще ребенком, но тем не менее впечатление осталось неизгладимое. Поэтому когда мне предложили поставить "Лебединое озеро", то возрадовался я неимоверно. Мне нравится работать над балетными и оперными спектаклями: это другой масштаб, это пышность, блеск, элитность... В Йошкар-Оле я поставил много балетов: "Спартак", "Ромео и Джульетта", "Алеко", "Кармина Бурана", - делится с нами Борис Исакович.
Не так давно Борис Голодницкий попробовал себя и в постановке шоу-программ, где сложность заключается в освоении большого пространства концертных залов. Борис Исакович ставил танцевальную пластическую программу в Москве - национальное шоу "Россия" в концертном зале "Космос". Представьте себе, что за всю шоу-программу декорации меняются 18 раз!
Сегодня, 27 марта, в Международный день театра, в Орловском академическом театре им. Тургенева состоится премьера спектакля "Пеппи Длинныйчулок" Астрид Линдгрен. Оформлением этой сказки-мюзикла занимался Борис Голодницкий, а режиссером-постановщиком спектакля выступил его сын - Станислав Голодницкий, который закончил Российскую академию театрального искусства как актер и Ярославский государственный театральный институт как режиссер.
Марьяна МИЩЕНКО.
Фото Андрея Сасина.


27.03.2009 07:25

Похожие новости

24 марта первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов провел в Воронеже совещание по обсуждению программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации. В работе совещания принимали участие министр транспорта РФ И.Е. Левитин, заместитель полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе А.Ю. Федоров, представители федеральных министерств и ведомств, главы исполнительной власти регионов Центрального федерального округа.  
-Это "горячая линия" "Орловской правды"? Хочу пожаловаться ... - с таких слов начинается большинство телефонных звонков от читателей нашей газеты. За прошедшую неделю на редакционную "горячую линию" поступило 48 обращений граждан Орла и Орловской области. Сегодня одна из самых актуальных тем - оплата электроэнергии мест общего пользования. В "Орлов­ской правде" было опубликовано не менее десяти статей на эту злободневную тему. По какой схеме необходимо рассчитывать электроэнергию, по каким тарифам, кто отвечает за ошибки - вопросы журналистов конкретные, а вот ответы чиновников всё вокруг да около. Люди справедливо негодуют - когда же закончится этот беспредел? Почему многих горожан вынуждают платить за освещение мест общего пользования (МОП) больше, чем за потребленную энергию в собственной квартире? Это же нелогично, просто ненормально!  
Вчера губернатором Орловской области А.П. Козловым произведены назначения заместителей губернатора и председателя правительства Орловской области, заместителей председателя правительства области.  
Развитие животноводства в нашем регионе, строительство крупных животноводческих комплексов уже дают свои плоды, что, несомненно, сказывается на деятельности перерабатывающих предприятий. По информации департамента аграрной политики области, только в течение двух месяцев 2009 года производство цельномолочной продукции составило 110 % к уровню соответствующего периода прошлого года. На 59 % больше произведено сыров, в два раза больше - сливочного масла. Почти в шесть раз к уровню января-февраля 2008 года увеличил производство молочных изделий Урицкий молзавод, в три раза - Кромской. Эти перерабатывающие предприятия ведут закупки сырья у сельхозпроизводителей разных районов области, включая население. Что касается производства колбасных изделий, то его рост к соответствующему периоду прошлого года составил около 10 %, мясных полуфабрикатов - 13 %. Увеличиваются соответственно и объемы реализации мясной и молочной продукции.  
Не секрет, что в костёр мирового финансового кризиса немало "дровишек" подбросили принявшие массовый характер виртуальные операции с ценными бумагами на фондовом рынке. Искусство делать колоссальные деньги из воздуха аукнулось системной проблемой мировой экономики. Как известно, изначальная роль фондового рынка - инвестиционная поддержка реальной экономики, но никак не спекуляционные операции с ценными бумагами. В последнее время на федеральном уровне сделано немало конкретных шагов, призванных стабилизировать ситуацию в финансовой системе страны, смягчить негативные последствия кризиса для реального сектора экономики, пресечь манипуляции с ценными бумагами на фондовом рынке.