ОБО ВСЁМ


Сыновья Франции сражались за Орел

В июле 1959 г. на карте города Орла появилось новое название одной из старинных улиц города - Нормандия-Неман. Появилось оно не случайно. Полк французских летчиков-добровольцев "Нормандия" принимал участие в освобождении нашей области от немецко-фашистских захватчиков летом 1943 г. 22 июня 1941 г. Германия начала войну против СССР. На следующий день после нападения на Советский Союз французский генерал де Голль встретился в Лондоне с советским послом И. Майским. После переговоров СССР согласился принять французских летчиков в ряды Вооруженных Сил и обеспечить их самолетами.



Весной 1942 г. в Ливане на авиабазе Раяк началось формирование эскадрильи "Нормандия". 28 ноября 1942 г. на трех транспортных самолетах 14 летчиков и 58 авиамехаников вылетели в Советский Союз. 29 ноября они уже были на запасной авиабазе в г. Иванове, где происходили окончательное формирование эскадрильи и овладение новой боевой техникой - самолетами Як-1 и Як-7б. Там же в состав эскадрильи вошли 17 советских авиамехаников. 4 декабря 1942 г. приказом командующего ВВС Красной Армии эскадрилья была включена в состав советских ВВС.
1 апреля 1943 г. французы начали боевые вылеты, а вскоре пришли и первые победы. 5 апреля летчики-истребители Альбер Дюран и Альбер Прециози сопровождали бомбардировщики Пе-2, ведомые старшим лейтенантом Кузнецовым и мл. лейтенантом Федоровым. Появились два "Фокке-Вульфа -190". Летчики-французы прикрыли бомбардировщики, сбив оба самолета врага. Но война есть война. Вскоре А. Дюран и А. Прециози погибли в боях. Оба награждены орденами Отечественной войны 2-й степени.
12 июля началась наступательная операция "Кутузов" по освобождению Орловской области, в которой принимал участие и полк французских летчиков. Основными направлениями вылетов были район Болхова, дороги Болхов - Орел, район с. Красниково, территория Знаменского и Хотынецкого районов.
14 июля в промежутке между боями летчики провели 10-минутную церемонию в честь национального празд-ника - Дня взятия Бастилии. В этот же день с 14.00 до 21.00 полк совершил 25 боевых вылетов и сбил два "Мессер-
шмитта-110" и "Фокке-Вулф-190".
Трагедией обернулись для полка дни 16 и 17 июля. При выполнении боевого задания в районе с. Красниково погибли зам. командира эскадрильи капитан Альберт Литтольф, его ведомый мл. лейтенант Ноэль Кастелен и мл. лейтенант Андриен Бернавон. На боевом счету Литтольфа к этому времени было уже 14 сбитых самолетов противника.
В этот день летчики полка сделали по три боевых вылета. Командир дивизии решил больше не привлекать их к выполнению заданий. Узнав об этом, майор Тюлян направился к Захарову: "Русские летчики делают по пять вылетов - не устают, а французы, выходит, могут отдыхать?..". Комдив вынужден был отменить приказ.
17 июля, когда "Нормандия" прикрывала советские войска, продвигавшиеся к Орлу со стороны Болхова, самолет командира полка Жана Луи Тюляна был сбит. Кружком юных краеведов под руководством Г.В. Малюченко в конце 1950-х годов было установлено место его гибели и захоронения.
Командиром полка был назначен майор Пуйяд. Начальником штаба "Нормандии" был капитан И.В. Шурахов, а руководство инженерно-технической службой, куда входили и французские механики, было возложено на инженера-капитана
С.Д. Агавеляна.
Только за неделю тяжелейших июль-ских боев летчики "Нормандии" совершили более 200 боевых вылетов, сбили около 20 самолетов врага.
Во второй половине марта 1944 г. в полк прибыла еще одна группа летчиков во главе с капитаном Луи Дельфино (с октября 1944 г. - командир полка). Русские механики в это время уже полностью заменили французских, подготавливая боевые машины для полетов. Механиком парижанина Мориса де Сейна, выходца из старинной дворянской семьи, был украинец, сын рабочего старшина Владимир Белозуб. Капитан де Сейн учил русский язык, В. Белозуб - французский, собирался после войны в гости к командиру, а родителям на Украину сообщил, что после победы приедет со своим другом.
15 июля 1944 г. полк перебазировался из Смоленской области в Литву. Чтобы старшине не добираться до нового места наземным транспортом, капитан взял механика в самолет. При подходе к аэродрому шальная пуля пробила бензобак. Кабина стала наполняться парами бензина. Разъедало глаза, стало трудно дышать. С земли была видна полоса испаряющегося горючего, которая тянулась за самолетом. Капитану де Сейну было приказано покинуть самолёт, но механик был без парашюта, и капитан не выполнил приказ, до последней минуты он пытался посадить беспомощную машину... Сестра Мориса де Сейна назвала Володей своего родившегося сына...
В начале ноября 1944 г. полк сражался в небе Восточной Пруссии, вел воздушные бои в районах Витебска и Орши, Борисова и Минска, над Березиной и Неманом. "Известия" 2 ноября
1944 г. рассказали, что летный состав части "сопровождал вылетавшие на боевые задания группы советских бомбардировщиков и штурмовиков". Командир полка майор Дельфино отмечал: "Группы советских тяжелых машин не понесли никаких потерь. Когда мы вышли к берегам Немана, советское командование вручило нам новую материальную часть - прекрасные истребители Як-3. На этих самолетах мы участвовали в боях, которые Красная Армия вела при своем вторжении в Восточную Пруссию... В один из дней наша часть сбила 29 немецких самолетов, не потеряв ни одной своей машины".
Французские и советские летчики стали настоящими друзьями. В том же номере газеты "Известия" корреспондент Л. Кудреватых рассказал о том, что "один из летчиков "Нормандии", парижанин Корбо, был тяжело ранен в воздушном бою и спустился на парашюте. Советский летчик Степан Якубов доставил Корбо в госпиталь". Кстати, этот факт нашел отражение в одном из фильмов о французских летчиках.
За подвиги, проявленные при форсировании р. Неман, Приказом Верховного Главнокомандующего от 28 ноября 1944 г. полку было присвоено второе собственное наименование - "Неманский".
Полк воевал до конца войны. 14 июня 1945 г. летчики вылетели из Эльбинга (Восточная Пруссия) во Францию на подаренных им самолетах Як-3. Сорок самолетов сделали круг, отдавая салют победившей России.
За время войны летчики полка совершили более 5000 боевых вылетов. Десятки из них отмечены орденами и медалями. Четыре летчика удостоены звания Героя Советского Союза.
На авиабазе городка Кольмар в Эльзасе дислоцируется современная эскадрилья "Нормандия - Неман", входящая в состав ВВС Франции. Там служат около 200 летчиков, механиков и инженеров. Летают современные летчики на "Миражах".
И. СКРЮЧЕНКОВА.


01.02.2005 07:51

Похожие новости

Пресс-служба орловской мэрии сообщила, что продажа льготных месячных проездных билетов на все виды городского пассажирского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус) стоимостью 160 рублей получателям единой денежной выплаты из федерального и областного бюджетов, а также пенсионерам по выслуге лет из числа педагогических и медицинских работников производится с 12 час. 27 января по 31 января в ЖЭУ по месту жительства.  

Орловский филиал Агромашхолдинга подвёл итоги работы в 2004 году. В общей сложности предприятием реализовано 643 машины. Так, производство комбайнов "Енисей" по сравнению с 2003 годом увеличилось на 46%. Значительные партии зерноуборочных машин направлены по линии федерального лизинга сельхозпроизводителям Курской, Воронежской, Тульской областей и других регионов.  

После долгого, изнуряющего лечения орловские врачи вынесли решение: спасти жизнь девушки может только пересадка почки. Все остальные средства уже испробованы. Бесполезно.  

- Здравствуйте, это вам звонят учащиеся лицея № 28, - раздался в трубке серьезный юный голосок. - Мы участвуем во всероссийской акции "Я - гражданин Российской Федерации" и собираем материалы об Анатолии Николаевиче Яновском. Он работал в вашей газете после войны в течение тридцати лет...  

Не так давно в Орловской области была образована единая служба спасения (ЕСС). Теперь при любой чрезвычайной ситуации человек может позвонить по телефону 01 и попросить о помощи. Несмотря на то что информация о единой службе спасения постоянно доводится до граждан с телевизионных экранов, не все еще знают о ее существовании. Между тем три оператора круглосуточно несут дежурство в Главном управлении по делам ГО и ЧС Орловской области.