ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ


Всё в руках исполнительной власти?

Второй год при Орловском областном Совете народных депутатов действует Координационный совет представительных органов городских округов и муниципальных районов. О проблемах представительных органов муниципальной власти и работе координационного совета за минувший период рассказывает его руководитель Алексей Иванович Аверкиев (председатель Совета народных депутатов Орловского района): - Координационный совет был образован в марте прошлого года по инициативе председателя облсовета Ивана Яковлевича Мосякина. Потребность в создании такого органа давно назрела. В районах возникало много вопросов юридического и экономического характера, связанных с реформами муниципальной власти, ведь каждый район имеет свои особенности, и применение законов, принимаемых на региональном уровне, вызывает определенные сложности.



Часто возникает потребность в оперативной консультации с руководством облсовета. Многие руководители райсоветов высказывают пожелание о введении в областном Совете специального приемного дня для глав представительной муниципальной власти, чтобы можно было раз в месяц напрямую обращаться к председателю облсовета и его заместителю. Хотелось бы и участвовать в областных совещаниях по экономическим и социальным проблемам. Пока что председателей районных Советов на такие совещания не приглашают.
- В чем заключается ваша работа в качестве председателя координационного совета?
- Обобщить и систематизировать все проблемные вопросы, которые накапливаются в местных Советах, и довести эту информацию до областного. А также назначить и собрать заседание координационного совета. На таких заседаниях присутствуют главы муниципальных Советов, руководители комитетов областного Совета, его председатель И.Я. Мосякин и заместитель председателя
А.А. Лабейкин. Заседания эти, как правило, выездные, проходят в районах один раз в квартал. Уже проводили их в Орловском, Мценском, Ливенском и Кромском районах.
На таких заседаниях рассматриваются итоги развития того или иного района, а также работы его райсовета. Докладывают главы районов и председатели местных Советов. Анализируется широкий спектр проблем в экономической, социальной, бюджетной, жилищно-коммунальной сферах. То есть на примере конкретного района все главы местных Советов учатся, перенимают опыт, каждый находит что-то интересное и полезное для применения в своем районе. В общем, вместе учимся решать возникающие проблемы.
- Какие конкретно?
- Одна из главных: многие райсоветы, особенно в маленьких сельских районах, существуют как бы "виртуально".
- Что это значит?
- Это значит, что местный Совет избран, существует, действует, но избирателю бывает сложно его найти. Многие Советы вообще не имеют статуса юридического лица и своей печати и существуют почти на общественных началах. Нет ни своего помещения, ни номера телефона. А штатная единица одна - секретарь при администрации района. Например, из Свердловского района такой секретарь - это ведь даже не избранный депутат и представляет район на заседаниях координационного совета. Поговорить с глазу на глаз с председателем, поставить какой-то вопрос в таких райсоветах для избирателей - проблема. "Поймать" такой Совет можно только во время заседания, а депутатов - по основному месту работы. Насколько серьезной может быть деятельность такого Совета?
- И как он будет контролировать действия администрации?
- Действительно, сейчас весьма значительные потоки денежных средств поступают из вышестоящих бюджетов на строительство и ремонт социальных объектов - школ, детских садов, медицинских учреждений, спортивных комплексов и площадок. Есть и другие серьезные и актуальные вопросы. Например, приватизация муниципальной собственности, земельные отношения, вопросы бюджетного планирования. Все это должно быть под депутат­ским контролем. Роль райсовета нужно повышать. В том числе и в сфере противодействия коррупции.
У нас же в большинстве районов и депутаты, и председатель райсовета, как правило, по своей основной работе полностью зависят от администрации района, где бы они ни работали - в коммерческой сфере или в бюджетной. И почти в любой ситуации такой депутат или председатель райсовета будут на стороне исполнительной власти. Какой же тут может быть контроль за деятельностью исполнительной власти, какая независимость? И как такой райсовет сможет принимать решение об отрешении главы администрации от должности в соответствии с новым законом? А ведь решения нужно принимать, ориентируясь не на администрацию, а на закон и на мнение избирателей.
- Получается, что независимых депутатов в маленьких районах нет?
- Есть - пенсионеры. Но ведь и у них есть родственники, и эти родственники где-то в районе работают. Значит, зависят от администрации. В некоторых районах есть штатные должности руководителя аппарата Совета, но должности эти при администрациях. То есть все в руках исполнительной власти. Депутат же райсовета зачастую не имеет никакого определенного законом статуса. Ему не компенсируются средства, затраченные на депутатскую деятельность. Провести прием избирателей, встретиться и поговорить с людьми, принять участие в заседаниях постоянной комиссии - всё превращается в проблему. Понятно, что для этого нужны либо транспорт, либо деньги. А ведь большинство депутатов - бюджетники. Лишних денег у них нет.
- В Орловском районе такая же ситуация?
- Нет. Нам многие завидуют. Орловский район - самый большой из сельских, более 66 тысяч человек населения. Расходная часть бюджета - почти полмиллиарда рублей. В штате районного Совета - 6 единиц. Обеспечиваем деятельность 36 депутатов, компенсируем расходы на депутатскую деятельность - ежемесячно выплачиваем тысячу рублей. Планируем свою работу на полгода. Есть пять постоянно действующих комиссий по профильным направлениям.
Есть и контрольно-счетная палата, в которой на постоянной основе работают два человека. Они очень загружены. Объемы проверок по контролю за расходованием бюджетных средств - и в поселениях, и на стройках социальных объектов, и по их ремонту - велики. Недостатков выявляется предостаточно. Есть факты завышения сметной стоимости, и они не единичны. Поэтому остро стоит вопрос о том, чтобы ввести единицу специалиста с опытом работы в строительстве. Он свою зарплату отработает на экономии бюджетных средств.
- Бюджеты большинства районов дефицитны. Где взять деньги на обеспечение деятельности Советов? Может быть, исполнительная власть поделится?
- Эти расходы сравнительно небольшие, но они крайне необходимы. Нужны контрольно-счетные палаты либо аудиторы, в зависимости от величины района. Тогда, может быть, и с коррупцией бороться легче будет. Нужны другие единицы - юрисконсульт, заместитель председателя. В небольших районах это могут быть всего два-три человека, но так или иначе штат любому райсовету необходим. Иначе представительная власть в маленьких районах так и останется во многом "виртуальной".
- Что нужно сделать, чтобы избежать коррупционных скандалов, которые были в районах области?
- Кроме согласования с администрацией надо еще и с прокуратурой советоваться. Так мы поступаем в Орловском районе: повестка дня каждого заседания Совета проходит согласование у прокурора района.
Андрей ПОМЕЛЬНИКОВ.
Фото Вячеслава МИТРОХИНА.


10.06.2009 07:11

Похожие новости

В управлении Роспотребнадзора состоялась пресс-конференция, посвящённая актуальным вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия в Орловской области. Рассматривались темы, которые становятся особенно злободневными именно в летний период. На вопросы журналистов отвечали руководитель управления Г.Л. Захарченко и специалисты отделов эпидемиологического надзора, санитарного надзора и отдела защиты прав потребителей.  
По состоянию на 1 января 2009 года сумма задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд России (ПФР) по Орловской области составила 345,6 млн. рублей. К сожалению, в условиях непростого периода, связанного с преодолением последствий мирового финансового кризиса, наблюдается ее увеличение.  
По данным управления занятости населения Орловской области, численность зарегистрированных безработных за неделю увеличилась на 79 человек - на 5 июня такой статус имеют 8422 жителя нашего региона. Как отмечают проводящие мониторинг специалисты службы занятости, уже на протяжении последних трёх месяцев уровень фиксированной безработицы сохраняется на отметке 2%. Что дальше? Сбудутся ли мрачные прогнозы экспертов-экономистов о наступлении второй волны безработицы или рынок труда в нашей стране уже достиг "дна", и уровень фиксированной безработицы станет менее тревожным?  
5 июня в Белгородской области состоялось совещание по вопросу развития отрасли животноводства в России. Совещание провел Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин. В совещании приняли участие первый заместитель Председателя Правительства РФ В.А. Зубков, представители министерств, губернаторы ряда областей Черноземья, руководители предприятий АПК. Были обсуждены проблемы отечественного мясного рынка и вопросы его регулирования.  
5 июня в Орловскую область прибыл новый архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеймон. На границе Орловской и Тульской областей состоялась короткая торжественная встреча. От имени исполнительной власти региона архиепископа Пантелеймона приветствовал заместитель губернатора и председателя правительства области, руководитель аппарата губернатора и правительства Орловской области И.Ю. Гармаш. Новый глава Орловско-Ливенской епархии Русской православной церкви был назначен решением Священного синода РПЦ 27 мая.